Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межбассейновые соединения
Крупные реки обычно отдалены друг от друга и разделены водоразделами, значительно возвышающимися над уровнями воды в реках. Поэтому при соединении рек разных бассейнов их соединяют, как правило, через их притоки, приближающиеся друг к другу и разделенные менее высокими водоразделами. Судоходные глубина на таких притоках невелики, поэтому их приходится, как правило, шлюзовать. Современные межбассейновые воднотранспортные соединения – это сложные шлюзованные системы, представляющие собой большой комплекс гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, дамб, водосбросов, каналов, насосных станций и т. д.). В состав межбассейновых воднотранспортных соединений часто входят не только судоходные каналы и гидроузлы на реках, но и гидроэлектростанции, водозаборы оросительных систем или водоснабжения и другие сооружения.
Во всех случаях основным вопросом является питание водораздельного бьефа водой. В зависимости от природных условий это питание может быть естественным за счет притока в бьеф или машинным за счет подачи воды насосными станциями из какого либо источника, обычно из одной из соединяемых рек. Подкачка может идти последовательно из бьефа в бьеф между шлюзами или с большим напором на большую высоту. Такими межбассейновыми воднотранспортными соединениями являются: Российские: 1. Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером, а через него по реке Свири, Ладожскому озеру и Неве – с Балтийским морем. 2. Канал имени Москвы начинается от Иваньковского гидроузла на реке Волге и заканчивается при впадении в реку Москву в северо-западной части города Москвы. 3. Волго-Донской водный путь, который дал судам выход с Волги в Черное море. При этом обеспечивалось орошение засушливых земель в левобережье Дона и на водоразделе между Волгой и Доном, а также создан крупный источник электроэнергии. В состав водного пути входят шлюзованый судоходный канал между Волгой и Доном с машинным питанием из Дона и Цимлянский гидроузел на Дону с водохранилищем. 4. Волго-Балтийский водный путь между Балтийским морем и Волгой проходит от Финского залива через Неву, Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро, Вытегру, водораздельный канал, Ковжу, Белое озеро, Шексну и далее по шекснинской ветви Рыбинского водохранилища выходит в Волгу.
Зарубежные: 1. Панамский канал связывает Атлантический и Тихий океан через узкий перешеек в Центральной Америке на территории Панамы. 2. Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, построен в 1887 – 1895 гг. 3. Коринфский канал соединяет одноименный залив Ионического моря с Эгейским. Построен он в 1881 – 1893 годы, длина его чуть больше 6 км, ширина около 25 м глубина – 8 м. 4. Канал Рейн-Майн-Дунай связывает бассейны крупнейших рек Европы в единую воднотранспортную систему от Северного до Черного моря. 5. Суэцкий канал между Средиземным и Красным морями является единственным из упомянутых открытым (нешлюзованным) межбассейновым соединением.
|