Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суэцкий канал






Громадное значение, как стратегическое, так и торговое, какое может иметь соединение Средиземного и Красного морей для народов, живущих по их берегам, было оценено уже в глубокой древности египтянами. Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии Фараон Сенусерт III (II тыс. до н. э) проложил с запада на восток канал, соединяющий Нил с Красным морем (так называемый «Канал фараонов») для беспрепятственной торговли с Пунтом. Сначала канал был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район озера Тимсах («Крокодилового озера»). При Рамзесе II (XIV век до н. э.) канал, достаточный для прохода кораблей той эпохи, был прорыт до северной оконечности Красного моря. Канал был достроен около 500 года до н. э. царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила. Канал восстанавливался Птолемеем II (III в. до н. э.) и в римскую эпоху (носил название «Река Траяна»). После завоевания Египта арабами канал был в 642 году вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Мысль о новом прорытии канала через Суэцкий перешеек возникала затем еще много раз. Венецианцы думали с его помощью оживить свою торговлю, перешедшую в другие руки после открытия пути в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Планы восстановления канала разрабатывались позднее – в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколу. Лейбниц представлял проект канала Людовику XIV в 1671 году. Даже султан Махмуд III и вождь мамелюков Али Бей в XVIII веке думали о том же. Однако возможностей и средств для реализации такого грандиозного предприятия не находилось. Тем более что задача стала еще труднее, чем в древности, вследствие значительного увеличения размеров и глубины посадки кораблей нового времени. Наполеон Бонапарт, во время египетской экспедиции (1798 – 1801 гг.), обратил внимание на возможные политические последствия прорытия перешейка и поручил особой комиссий, во главе которой он поставил инженера Лепера (Lepere), производство предварительных изысканий.

Комиссия, назначенная Наполеоном, пришла к выводу, что уровень воды Красного моря на 9, 9 м. выше уровня воды в Средиземном море, что очень затрудняет прорытие канала, не делая, его, однако, невозможным. По проекту Лепера канал должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительный глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Проект был окончен в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империя».

Как показали дальнейшие исследования, вывод Лепера о том, что уровень воды Красного моря выше уровня воды в Средиземном море неверен. И проектом строительства канала заинтересовался вице-консул Франции в Александрии Фердинанд де Лессепс. Позднее он служил консулом в Каире, где наладил связи со многими египетскими чиновниками и правителями. В частности, он пользовался поддержкой Мухаммеда Сайда, одного из членов королевского семейства. В 1854 году, когда Лессепс уже жил во Франции, Мухаммед Сайд стал хедивом (правителем) Египта. Лессепс без промедления приехал к нему и убедил его в пользе проекта. 30 ноября 1854 года Лесепс получил концессию на строительство Суэцкого канала.

Этим фирманом египетское правительство давало право на прорытие канала и на эксплуатацию его в течение 99 дет со времени открытия, после чего канал должен был поступить в собственность египетского правительства; оно обязывалось отвести безвозмездно необходимые для работ земли, поставлять рабочих и вообще оказывать содействие сооружению; за это оно выговаривало себе 15 % чистого дохода (кроме дохода с тех акций, которые оно покупало) и право назначать директора компании из числа наиболее крупных акционеров. 10 % дохода должны были идти в пользу основателей компании, а остальные 75 % – акционерам.

Строительством канала руководила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого морского канала (Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez), которая юридически считалась египетским предприятием. Египетское правительство приобрело 44 % всех акций, 53 % были размещены во Франции, 3 % в других странах. Россия через частных лиц скупила 24 тысячи акций, занимая третье место (после Франции и Австрии) по участию в прибылях от судоходства по каналу. Как уже отмечено, по условиям концессии акционерам причиталось 75% прибылей, Египту 15%, основателям компании 10 %.

Компания начала финансирование строительства канала. Лишь британцы, которые как раз больше всех выигрывали от скорейшего пути в Индию, не купили ни одной акции, хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 км. Британское правительство сделало все, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый, слишком дорогой и нерентабельный, полагая, что воду сразу впитают в себя раскаленные пески пустыни, а в расчетах Лессепса – грубая геодезическая ошибка, ибо уровень Красного моря на 9 метров выше уровня Средиземного, и цивилизация Европы погибнет под водою. Потом это мнение сменилось на то, что канал превратится в зловонную лужу. Между тем англичане быстро-быстро укладывали рельсы железнодорожной магистрали как раз неподалеку от будущего канала.

Англичане дотянули рельсы от Каира до Суэца в 1859 году. А в пасхальный день 25 апреля этого же года Лессепс взмахнул мотыгой на том самом месте, где сейчас шумит Порт-Саид, и строительство началось. Работы продолжались 10 лет (1859-1869 годы) и проводились египетскими феллахами, которые набирались в принудительном порядке. На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25 000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 году не был сооружен специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту. Длина готового канала была равна 163 км. Через каждые 10 км была вырыта запасная бухта. На канале в районе озера Тимсах расположен третий по величине город Египта и крупный промышленный центр – Исмаилия.

16 ноября 1869 года он был торжественно открыт. Длина его равнялась 160 км, ширина на поверхности 60–110 м, по дну 22 м (впоследствии увеличена до 37 м), глубина 8 м (впоследствии 9 м). Он начинается у Порт-Саида, затем идет в южном направлении, слегка уклоняясь то к западу, то к востоку. Проходит через несколько горько-соленых озер (в том числе оз. Тимсах, на котором стоит Измаилия), прорезывает небольшую гряду холмов Эль Кантара, на 95-м км вступает в большое горько-соленое озеро, соединяющееся с Красным морем, пересекает его и на 156-м км достигает моря, но идет в нем еще 4 км. Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала, транспортировка осуществлялась путем разгрузки кораблей и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями. Первоначально для прохождения через канал требовалось не менее 2 дней, но со времени устройства электрического освещения судоходство стало возможным и днем и ночью, и потому теперь проход канала требует не более 15–20 часов.

Открытие Суэцкого канала состоялось 16 ноября 1869 года в Исмаилии и имело международное значение. В числе гостей были французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландские принц и принцесса, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен. Россия тоже не осталась безучастна к этому важному событию. На торжествах присутствовали посол в Турции граф Николай Игнатьев, писатель Владимир Соллогуб, художник Айвазовский и другие известные соотечественники. Для 6000 гостей были приглашены 500 поваров и 1000 лакеев. 48 украшенных флагами кораблей прибыли в Порт-Саид, а потом эта мощная флотилия двинулась через канал. Множество людей из разных стран толпились на берегу озера Тимсах. В половине шестого появился корабль под французским флагом. С борта корабля французская императрица Евгения и Фердинанд де Лессепс приветствовали встречающих их людей. «Орел» – первое судно, которое прошло по Суэцкому каналу из Средиземного моря в Красное. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала.

Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство в 1875 году купило у Исмаила-паши египетскую долю акций Суэцкого канала. В 1880 году египетское правительство оказалось вынужденным продать и свое право на 15 % прибыли от Суэцкого канала. Египет был отстранен от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 году Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке.

Концессия, выданная Лессепсу, была не вечной (на 99 лет, после чего он переходил в собственность египетского правительства), она должна была истечь в 1968 году. Но за 12 лет до окончания срока, 26 июля 1956 года, президент Насер, принял решение о национализации Суэцкого канала. Тогда Франция и Великобритания предприняли военные действия, чтобы воспротивиться «ограблению», как они называли эту акцию. В Европе Насера представили как «Гитлера с берегов Нила», которого надо обезвредить. Но под давлением Советского Союза и США Франция и Великобритания были вынуждены прекратить «крестовый поход». Совет Безопасности ООН признал суверенитет Египта над Суэцким каналом. После национализации канала иностранцы покинули Порт-Саид. Египтяне стали сами организовывать навигацию, обслуживать суда, производить ремонт.

Тем не менее, в октябре 1956 года Великобритания и Франция, при участии Израиля, прибегли к прямой интервенции против Египта. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН (UNEF) были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

Из-за канала в 1967-м и 1973 годах Египет вновь столкнулся с Израилем. Тогда израильские войска захватили Синайский полуостров и вышли на восточный берег Суэцкого канала. На долгие годы канал снова был закрыт. После окончания войны канал был разминирован силами ВМФ СССР и открыт для использования 5 июня 1975 года.

 

Суэцкий канал (фото со спутника)

 

Строительство Суэцкого канала


 

 

Рисунок Суэцкого канала (1881 год)

 

Торжественное открытие Суэцкого канала 17 ноября 1869 года в Порт-Саиде

 

Одни из первых путешественников по Суэцкому каналу в XIX веке


ЭБР «Наварин» проходит Суэцкий канал

 

Суэц

 

 

 

Мост Мубарак с палубы американского военного корабля

 

 

 

Мост Мубарак

Мост Эль-Фердан

 

 

Суэцкий канал



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал