Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устойчивость кранов
Степень устойчивости свободно стоящих кранов, определяемая коэффициентами устойчивости, представляет собой отношение удерживающего момента к опрокидывающему. Нагрузки, создающие опрокидывающий момент в этих кранах, как правило, приложены за пределами опорного контура, а сила тяжести крана, приложенная внутри опорного контура, создает соответственно удерживающий момент. При разных положениях рабочего оборудования изменяются координаты его центра тяжести, значения действующих сил и их плечи, а, следовательно, значения опрокидывающих и удерживающих моментов. Коэффициенты устойчивости и методика их определения регламентированы правилами Госгортехнадзора, а для башенных кранов – соответствующим ГОСТом. Различают грузовую (во время работы) и собственную (в нерабочем состоянии) устойчивость. Проверку устойчивости производят в условиях, когда сочетание действующих на кран нагрузок наиболее неблагоприятно с точки зрения возможности опрокидывания крана. Согласно правилам Гостехнадзора значения коэффициентов грузовой и собственной устойчивости должны быть не менее 1, 15. При проверке грузовой устойчивости считают, что кран стоит на наклонной площадке, подвержен действию ветра, поворачивается, одновременно тормозится опускаемый груз и движущийся кран (рис. 9.1, а). Коэффициент грузовой устойчивости
, (9.1)
где — момент, создаваемый силой тяжести частей крана относительно ребра опрокидывания, Н∙ м; — суммарный момент сил инерции и груза, возникающих в процессе торможения крана и груза, и центробежной силы при вращении крана с грузом, Н∙ м; Мв= — момент, создаваемый ветровой нагрузкой рабочего состояния на кран и груз, действующий параллельно плоскости, на которой установлен кран, Н∙ м; — момент, создаваемый номинальным весом груза относительно ребра опрокидывания, Н∙ м; G – масса крана, кг; b – расстояние от оси вращения крана до ребра опрокидывания, м; c – расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения крана параллельно ребру опрокидывания, до центра тяжести крана, м; h – расстояние от центра тяжести крана до плоскости, проходящей через точку опорного контура, м; α – угол наклона пути крана, град; g – ускорение силы тяжести, м/с2; Wкр – сила давления ветра на наветренную площадь крана, Н; Wгр – сила давления ветра на наветренную площадь груза, Н; L – расстояние от головки стрелы до плоскости, проходящий через точки опорного контура, м; Q – масса поднимаемого груза, кг; А – расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения крана параллельно ребру опрокидывания, до центра тяжести наибольшего подвешенного груза, м.
Сила инерции при торможении опускающегося груза
, (9.2)
где — скорость установившегося движения груза, м/с; t — время торможения, с. Fин.гр совпадает с силой тяжести груза и приложена к оси головных блоков. Опрокидывающий момент от этой силы
. (9.3)
При торможении движущегося крана силы инерции возникают от массы крана и груза, которые направлены горизонтально вдоль пути перемещения крана. Опрокидывающий момент от этих сил
, (9.4)
где – скорость передвижения крана, м/с; t – время торможения крана, с. Во время поворота крана возникает горизонтально направленная центробежная сила F, создающая опрокидывающий момент Мц. При этом
; (9.5)
, (9.6)
где — угловая скорость крана, рад/с; п — частота вращения крана об/с. Под действием центробежной силы груз отклоняется от вертикали на угол β и радиус вращения груза превысит вылет крюка крана . Тогда центробежная сила
, (9.7)
где Н – расстояние от головки стрелы до центра тяжести подвешенного груза, м.
Опрокидывающий момент этой силы
Мц = . (9.8)
Коэффициенты грузовой устойчивости КГ определяются для двух расчетных положений стрелы: 1) стрела направлена в сторону уклона и перпендикулярна ребру опрокидывания; 2) стрела направлена в сторону уклона, но расположена под углом 45° к ребру опрокидывания (в плане). Правилами Госгортехнадзора допускается проверка грузовой устойчивости крана без учета дополнительных нагрузок. При этом кран считается установленным на твердой горизонтальной площадке в безветренной зоне, на крюке подвешен груз для данного вылета стрелы, а механизмы крана не совершают движений. Коэффициент грузовой устойчивости определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана, к моменту, создаваемому рабочим грузом, относительно того же ребра опрокидывания. В этом положении должно соблюдаться условие
(9.9)
При проверке собственной устойчивости (рис. 9.1, б) считают, что кран стоит на наклонной площадке, стрела установлена вдоль пути, вылет — минимальный, кран подвержен действию только ветра нерабочего состояния.
Рис. 9.1. Схемы к проверке устойчивости стрелового крана: а — грузовой; б — собственной
Коэффициент собственной устойчивости
, (9.10) где - момент, создаваемый массой крана относительно ребра опрокидывания, Н∙ м; М'в - момент ветровой нагрузки нерабочего состояния, Н∙ м. Для стреловых самоходных кранов автомобильных, пневмоколесных, гусеничных дополнительно проверяется устойчивость при движении на участках пути с продольным и поперечным уклонами.
|