Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение: искусство патентаСтр 1 из 40Следующая ⇒
Джон Хокинс Креативная экономика
Оглавление Введение: искусство патента.. 3 Закон 1: твори или умирай. 12 Дж. Китс. 12 Клод Бернар, физиолог девятнадцатого века. 12 Что такое креативность?. 15 Шесть персонажей в поисках аудитории.. 20 райдер. 25 Бум интеллектуальной собственности.. 27 Закон 2: Патенты и авторские права – основная валюта века информации. 27 Чарльз Хэнди, писатель. 28 Собственность. 31 Нематериальность. 32 Правительство. 33 Международные конвенции. 34 Добровольный отказ. 39 Центральные банки. 56 Цифровой переворот. 65 Смешанные реформы в Женеве. 71 Закон 3: КЭ = ТП х Т. 87 Реклама. 92 Искусство. 96 Ремесла. 98 Дизайн. 99 Мода. 100 Кино. 101 Музыка. 103 Издательское дело. 107 Научные исследования и разработки. 109 Страна Количество патентов Процент от общего числа. 110 Страна Количество патентов Процент. 111 Программное обеспечение. 113 Телевидение и радио. 114 Видеоигры.. 116 Сектор Мировой показатель США Великобритания Китай. 118 Закон 4: Творческое дело - настоящая работа. 119 Эрнст Холл, предприниматель и музыкант. 119 Креативные люди. 124 Интеллектуальная работа. 125 Креативный предприниматель. 127 Работа в эпоху пост-найма. 129 Своевременный человек. 131 Временная компания. 133 Сетевой офис и бизнес кластер. 134 Работа в команде. 137 Финансы.. 138 Сделки и хиты.. 141 Закон 5 Главное – это истории. 148 Уолт Дисней. 149 Закон 6 Новая экономика – творчество плюс электроника. 159 Закон 7: Творческий капитал возникает, когда идею или ее часть оставляют на будущее. 175 Антуан де Ривароль. 175 Цена стоимости. 182
Содержание Введение: искусство патента 1.Во-первых - талант 2.Бум интеллектуальной собственности 3.Основные творческие индустрии 4.Управляем творчеством 5.Ген развлечения 6. Click-and-go 7. Интеллект – мой капитал Благодарности Примечания Избранная библиография Указатель
Введение: искусство патента Сводки с передовой К концу двадцатого столетия природа труда изменилась. В 1997 году в Америке было выпущено книг, фильмов, музыки, телевизионных программ и других продуктов интеллектуальной собственности стоимостью 414 миллиардов долларов. Интеллектуальная собственность стала номером один для американского экспорта, обогнав продажу одежды, химикатов, автомобилей, компьютеров и самолетов. Журнал “Fortune” писал, что экономическая стоимость баскетболиста Майкла Джордана, получаемая от продажи авторских прав и мерчендайзинга, превысила валовой национальный продукт королевства Иордания. В 1998 году затраты театров Вест-Энда и Бродвея потратили на приобретение интеллектуальной собственности в три раза больше, чем на собственность из стекла и бетона. Владельцы театров Вест-Энда потратили 26 миллионов фунтов в год на выплату авторских гонораров и только 8 миллионов на содержание зданий. В британской индустрии музыки занято больше людей и производится больше прибыли, чем в автомобильной, сталелитейной или текстильной промышленности страны. В 1999 году Telecom, крупнейшая в мире телекоммуникационная выставка, проводимая в Женеве каждые четыре года, привлекла столько людей, что управление по туризму Швейцарии было вынуждено открыть городские ядерные убежища для размещения посетителей. Цена проживания составила 25 швейцарских франков за сутки, включая налоги и услуги (услуги, как мне говорили, были минимальны). Более 190000 человек хотели увидеть последние достижения в области медиа, коммуникаций и Интернета. В том же 1999 году офис регистрации патентов и торговых марок США выдал рекордное число патентов – 169000. Наряду с патентами на механические изобретения и приборы, были выданы патенты на бизнес-методы (заставив брови некоторых подняться от удивления). Компании Dell Computers был выдан патент не на компьютеры, которыми она торговала, а на способ их продажи. Amazon.com получил патент на то, каким образом люди заказывают книги и диски. В этом патенте есть фраза: «Изменения в рамках духа изобретения будут очевидны для профессионалов в данной области». Апеллирование к человеку, «искушенному в данной области» - стандартный тактический прием в патентном деле всех стран. Я называю это искусством патента. В том же году Британский патентный офис выдал патент на технологию клонирования овцы Долли. Патент распространяется на «возможное использование технологии в клонировании человеческих клеток». В Норфолке домохозяйка подверглась судебному преследованию и получила надлежащее уведомление, когда стала разводить растение, купленное в местном садовом центре, и пыталась продавать его черенки. Она и ее родители из поколения в поколение занимались разведением растений, но новые правила превратили ее садоводческие методы в гражданское правонарушение. Что же происходит? Новая экономика Во всех этих разнообразных примерах есть одно общее. В них присутствует результат работы индивидуального воображения или использования (или предотвращение использования другими) его экономической ценности. Эта книга посвящена отношениям между творчеством и экономикой. Ни творчество, ни экономика не являются чем-то новым, новое состоит в сущности и изменении отношений между ними, а также в том, какие их сочетания создают исключительную экономическую ценность и благосостояние. Патенты, авторское право, торговые марки распространились стремительно. Когда-то интеллектуальная собственность была загадочным и скучным предметом, интересным только для специалистов, но в последние несколько лет ее могущественное влияние распространилось и на отдельных людей, которые производят и владеют своими идеями, и на выпуск продукции в мировой экономике в целом. Аудиторы компании Артур Андерсен (Arthur Andersen) утверждают, что «производство в сфере электроники, программного обеспечения, потребительских товаров, здравоохранения, телекоммуникации, медиа и развлечений существенно зависимо от интеллектуальной собственности», я бы добавил к этому биологию, сельское хозяйство и образование. А когда я наблюдаю за развитием патентной политики некоторых стран, склонен добавить сюда и все остальное. В процессе рассмотрения первого американского закона об авторском праве, президент Джордж Вашингтон, отметил, что закон увеличит запас знаний, а «знания в любой стране составляют самую надежную основу общественного блага». Сегодня президент США, вероятнее всего, скажет, что это самая надежная основа развития конкуренции в бизнесе. Люди с идеями, люди, обладающие идеями, стали более влиятельными, чем те, кто управляет машинами и, во многих случаях чем, те, кто владеет машинами. Тем не менее, отношения между творчеством и экономикой остаются почти невидимыми. Я решил выяснить, смогу ли я объединить все эти элементы – творчество, интеллектуальную собственность, менеджмент, капитал, благосостояние - в единую всеобъемлющую систему. Книга явилась результатом этого решения. Для начала приведу несколько определений. Творчество – это способность порождать что-то новое. Это означает производство, создание одним или несколькими людьми идей или изобретений, которые являются индивидуальными, оригинальными и содержательными. Это происходит каждый раз, когда человек говорит, делает или создает что-то новое - «нечто из ничего» или придавая новое качество чему-то уже существующему. Творчество существует вне зависимости от того, приводит к чему-либо сам процесс или нет, оно присутствует и в мысли и в действии. Оно присутствует, когда мы мечтаем о рае, когда мы занимаемся планировкой своего сада и когда начинаем высаживать растения. Мы творим, когда пишем что-то, независимо от того, будет это опубликовано или нет, или изобретаем что-то, независимо от того, будет это использовано или нет. Я использую слово творец для определения любого человека, который творит или изобретает что-то новое. Мы все творческие личности, каждый по-своему: в том, как мы осознаем и предъявляем себя миру, в том, как мы осмысляем мир. Искры творчества оживляют, воодушевляют нашу личность. Некоторые идут дальше и делают свои творческие грезы главным в своей трудовой жизни, не только в смысле личностном, но и в коммерческом, этим они зарабатывают на жизнь и это приносит им прибыль. Экономику обычно определяют как систему производства, обмена и потребления товаров и услуг. Экономическая теория в общем рассматривает вопросы того, как индивидуумы и общества удовлетворяют свои потребности, которые бесконечны, имея ресурсы, которые конечны, следовательно в основном рассматривается распределение недостаточных ресурсов. Хотя оба термина я использую в этом смысле, я покажу, что ограничения, предельность идей отличаются от тех же свойств материальных товаров, и сущность их экономики другая. Творчество необязательно является экономической деятельностью, но может стать таковой, когда его продуктом становится идея, имеющая экономическое применение или рыночный продукт. Этот переход от абстрактного к практическому, от идеи к продукту, трудно описать. Не существует законченного определения момента изменения, охватывающего все возможные случаи. Закон об интеллектуальной собственности предлагает один набор критериев, рынок – другой. В общем, это изменение происходит всегда, когда идея определена, названа, практически выполнима и может, в результате, принадлежать кому-либо и продаваться. В результате получается творческий продукт, который я определяю, как экономический товар или услугу, которая является результатом творческого процесса и обладает экономической ценностью, стоимостью. Эта книга начинается с творчества (глава 1), затем переходит к творческим продуктам (главы 2 и 3). Творческий продукт может быть товаром или услугой. Традиционно под товаром подразумевается нечто, имеющее физическую массу (например, книга), а под услугой – нечто, не имеющее массы (например, радиопередача), но законодатели добились успеха в точности формулировок для этих определений и обычно используют добавление – «Если я уроню это на ногу и будет больно, значит - это товар». Различие становится до неудобства расплывчатым, когда экономическая стоимость продукта в значительной мере зависит от таких неуловимых понятий, как идеи и программное обеспечение, и имеет неуловимые права собственности, такие как патенты, торговые марки и промышленные образцы. С ростом электронной коммерции неразбериха только усиливается. Например, творческий продукт (скажем, музыкальное произведение) может перейти из категории товара в категорию услуги и обратно. Тем не менее, повсеместно творческий продукт имеет две важные характеристики: он является результатом творческой деятельности и имеет распознаваемую экономическую ценность. Наиболее заметно и публично выпуск творческой продукции происходит в сфере искусства, это привело к тому, что искусство рассматривается как главное сосредоточение творческой креативной деятельности, а творчество и искусство считаются синонимами (или, по крайней мере, творчество и лучшее искусство). Но артисты и художники не обладают монополией на творчество и не являются единственными тружениками в креативной экономике. Разница между творчеством в искусстве и в любой другой сфере состоит не в том, что художники более креативные люди или более успешны в творчестве, а в том, что они имеют дело с определенным набором идей и эстетик, они создают особые виды произведений и работают в соответствии с понятными бизнес-моделями, где есть свои собственные шаблоны для регулирования поставок, формирования спроса, стоимости и цены. Творчество равным образом процветает и в науке. Особенно в области научных исследований и разработок. Небольшая разница между творчеством ученого и художника. Колин Ронан, автор книги «Кембриджская история мировой науки», пишет «чтобы заниматься наукой требуется яркое творческое воображение, умеренное твердой дисциплиной и базирующееся на жестком основании опытных наблюдений». Биолог Эдвард О. Уилсон, один из наиболее выдающихся ученых двадцатого века и изобретатель «консилиенса», который он определяет как «взаимопроникновение разнородных объяснений через разные интеллектуальные дисциплины», называет творчеством «способность мозга порождать новые нестандартные сценарии и останавливаться на самом эффективном». И искусство, и наука стремятся вообразить (мысленно представить) и описать (объяснить) природу и смысл реальности. Задействуются одни и те же мыслительные и творческие процессы. Разница состоит в том, зачем это делается, как представляются разные картины воображения миру, и как защищается их экономическая ценность. Проще говоря, творчество – одно, продукты творчества – разные. Творчество присутствует на всех уровнях бизнеса - от управления компанией до разработки, брэндирования и формирования отдельного продукта. Лишь некоторые компании сегодня остаются такими же, как десять или пять лет назад и еще меньшее число их останется неизменными в следующие пять лет. Возрастающая конкуренция, быстро меняющиеся технологии и распространение Интернета требуют от компаний оригинальности в том, как они делают свой бизнес, и бдительности в защите своих продуктов, используя права на интеллектуальную собственность. Творчество возможно в любой организации, где возможны инновация и изобретение. Более всего оно процветает тогда и там, где это поощряется. Многие из продуктов творчества, хотя и не все, попадают под определение интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность имеет те же определяющие характеристики, что и собственность физическая: она кому-то принадлежит. Но в отличие от физической собственности, которую мы можем увидеть и потрогать, интеллектуальная собственность нематериальна. Это искусственная конструкция, которой не существовало, пока ее не выдумали правительственные агентства. Правительства и суды все еще определяют, что это такое и предписывают права собственника. Интеллектуальная собственность, таким образом, не то же самое, что некая идея или частица знаний, которые мы по случаю имеем - это, лишь то, что закон говорит о том, что мы знаем или имеем. Существует несколько форм интеллектуальной собственности, четыре из них наиболее распространены – авторское право, патенты, торговые марки и промышленные образцы. В некоторых законодательствах защищаются также торговые секреты и конфиденциальная информация, в других личные секреты и неприкосновенность личной жизни. Закон об авторском праве касается индивидуального творческого выражения, зафиксированного в отдельных произведениях. Изначально, он ограничивался писательством в литературном смысле слова, но затем добавились другие категории (например, фильмы и звукозапись), и каждая из категорий расширилась за счет включения других видов деятельности (например, в категорию литературное творчество сейчас входят компьютерные программы, они, в конце концов, являются искусным и оригинальным писательскими произведениями). Авторское право приобретается автоматически в отношении любого квалифицированного произведения, его не нужно регистрировать. Обычно оно действует в течение жизни автора плюс семьдесят лет. Вторая значительная область – патентное право, происходящее из потребности в защите изобретений новых промышленных продуктов и процессов. Оно дает изобретателю монополию на выпуск нового продукта, как правило, на двадцать лет. Между патентами и авторским правом - фундаментальные различия. Авторское право возникает автоматически, а прежде чем будет одобрен патент, необходимы обязательные проверки. Изобретение должно быть новым, не очевидным и промышленно применимым. Ни одна из этих проверок не применяется к авторскому праву. Будучи зарегистрирован, патент дает большую защиту, чем авторское право. Торговая марка не требует ни художественного либо творческого выражения (как в случае с авторскими правом), ни экспертных, специальных навыков (как в случае с патентом), а является лишь маркой или символом, который представляет организацию или товар. Я обычно отношу к этому определению зарегистрированные торговые марки, что означает - они должны активно продаваться и пройти проверку на образец и уникальность. Промышленный образец – образ или символ, который, как и торговая марка, характеризуется своей отчетливостью и необычностью новизной и оригинальностью. В юридических терминах – это что-то вроде гибрида. Часто подпадает под авторское право, может так же относиться к отдельному разделу права (как в Великобритании) и обычно регистрируется, как и торговая марка. Эти системы авторского права частично пересекаются. Художественный эскиз торговой марки квалифицируется как работа художника и заслуживает защиты авторским правом, не зависимо оттого, что сама торговая марка регистрируется как торговая марка или промышленный образец. На компьютерные программы, автоматически попадающие в область авторского права, в некоторых странах могут выдать патент. К индустрии авторского права относятся все сектора, где в качестве основного продукта создается авторское или подобные произведения: реклама, компьютерное программирование, дизайн, фотография, кино, видео, исполнительские искусства, музыка (издание, запись и исполнение), издательское дело, радио и телевидение, и видеоигры. Искусство и архитектура также квалифицируются как авторские произведения, но в большинстве случаев авторские права не существенны в их экономической стоимости. Искусство в основном оценивается и продается как материальный объект, а новые здания продаются как строения по правилам, действующим для физической собственности. Я следую общей практике, не называя их в числе индустрий авторского права (хотя я, конечно, перечисляю их в качестве креативных индустрий). Международный союз интеллектуальной собственности (МСИС) делает различие между «основными» индустриями авторского права, те, что перечислены выше и «общими» индустриями авторского права, к которым относится производство продуктов, зависящих от товаров авторского права (например, компьютеры и телевизоры). Эти сопутствующие индустрии к индустриям авторского права я не отношу. В число патентных индустрий входят все те, что связаны с производством или продажей патентов. Главными из них являются фармацевтическая промышленность, электроника, информационные технологии, промышленный дизайн, материалы и комплектующие изделия, химия, машиностроение, космическая промышленность и транспортные средства. Преобладающая деятельность – научные исследования и разработки, осуществляемые коммерческими компаниями, научно-техническими лабораториями и университетами. Индустрии торговых марок и промышленных образцов еще более многочисленны, их численность и разнообразие делают их менее ярко выраженными. Возможно вычленить креативную составляющую в создании торговой марки, но труднее высчитать ее экономическую стоимость или определить экономическую прибыль, вносимую торговой маркой в общий товарный ассортимент. Вместе эти четыре индустрии составляют креативные индустрии и креативную экономику. Определение это весьма спорно. В то время как большинство определений обычно согласуются в международной практике, относительно этого консенсус не достигнут. Большинство стран согласились бы с тем, что творчество и его индустрии представляют творческое воображение во всех его формах. Но лишь некоторые, включая Британию и Австралию, ограничивают термин «креативные индустрии» сферой искусства и культурными индустриями, и исключают науку и патентное дело. Это заслуживающие сожаления продолжение исторической тенденции держать искусство и науку на расстоянии друг от друга. Британия подтвердила этот ограниченный взгляд, когда в 1997 году правительство лейбористов учредило рабочую группу по креативным индустриям, куда изначально включили все индустрии интеллектуальной собственности, но затем было решено исключить науку. Создание рабочей группы было сильной инициативой, но, к сожалению, с побочным эффектом - наука не была признана творческой сферой. При том же правительстве Национальный фонд науки технологий и искусств принял более широкий и гуманистический взгляд, предполагающий, что творчество является составной частью науки, технологии и инженерии а, на самом деле, присутствует во всех «новых и инновационных продуктах и услугах». Хотя в целом, в Британии все еще продолжают использовать слово «творческий» для обозначения чего-то «художественного» и «культурного». Нематериальные индустрии – еще одно определение креативных индустрий в широком смысле. Я редко пользуюсь этим описанием, поскольку, хотя эти индустрии имеют дело с нематериальными ценностями, там также производится существенная доля промышленных товаров, которые вполне материальны. Люди, которые печатают книги и строят театральные декорации, являются такой же частью креативной экономики как те, кто пишет книги и выступает на сцене. Креативная экономика состоит из трансакций этих творческих товаров. Каждая трансакция обладает двумя взаимодополняющими стоимостями – стоимостью нематериальной интеллектуальной собственности и стоимостью физического носителя или платформы (если таковая есть). В некоторых индустриях, таких как цифровой «софт», цифровые программные средства, выше доля стоимости интеллектуальной собственности. В других, таких как искусство, выше себестоимость физического объекта. Человек – животное творческое, homo creator, но наше творчество не всегда приводит к созданию креативного продукта. Творческое уравнение относится только к творческим продуктам, а не к творчеству, и дифференцирует творческий продукт и трансакцию. Оно определяет, что креативная экономика (КЭ) эквивалентна стоимости творческих продуктов (ТП), умноженной на число трансакций (Т), т.е. ТЭ = ТП х Т. Творчество само по себе не может быть количественно измерено. Мы можем сказать, что кто-то более креативный и даже очень креативный человек, но мы не можем сказать, что этот человек в два с половиной раза более креативный. Количество творческих продуктов можно посчитать, но многовариатность продуктов и конфиденциальность большинства сделок может стать препятствием для точности нашего подсчета. Вверх по лестнице желаний Существуют мощные причины того, почему креативная экономика будет преобладающей формой экономики в двадцать первом веке. Первая и наиболее убедительная – наша эволюция в качестве физических и социальных существ. Великий американский психолог Абрахам Маслоу полагал, что наши потребности поднимаются по ступеням иерархии от физических к эмоциональным и духовным (путь, описанный ученым Якобом Броновским, как «восхождение человека»). Наши первые потребности – воздух, вода и пища, затем, когда эти потребности удовлетворены, и если окружение враждебно, нам нужно укрытие и безопасность. Далее возникают социальные потребности в принадлежности чему-либо, наше ego нуждается в любви и внимании и, наконец, потребность личностного роста и интеллектуального поиска. С удовлетворением каждой потребности люди начинают больше осознавать и стремиться к следующей, более высшей. После удовлетворения физических потребностей некоторые ищут эмоционального наслаждения, и немногие интеллектуального удовлетворения. Эндрю Кари из центра исследований в области кадровой политики Хэнли в Лондоне утверждает, что потребительские нужды в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (т.е., в промышленноразвитых) заметно сдвинулись за последние десятилетия от функциональных и практических материй к пониманию смысла благополучной жизни и личностной реализации. В 1998 году более 50% потребительских трат пошло на «стиль жизни» и «развлечения». Пол Саффо, Институт будущего (Калифорния), полагает, что не существует иерархии потребительских нужд, на вершине которой находятся развлечения. Не следует удивляться, когда люди, чьи материальные потребности в большей степени удовлетворены, и они имеют высокий уровень дохода, заново перестраивают свои устремления и отдают первенство интеллектуальным занятиям. Не следует также удивляться тому, что начинает развиваться рынок для удовлетворения этих потребностей. Несколько различных процессов идет полным ходом. Со стороны предложения, с автоматизацией в производственных отраслях промышленности и, в меньшей мере, в сфере услуг сократилась потребность в ручном труде, а значит, молодежь ищет работу где-то еще. Многие обратились к креативным индустриям, которые могут предложить привлекательный стиль жизни и экономическое вознаграждение выше среднего. Новые индустрии возникли на основе новых коммуникационных технологий, в каждой из которых существует настоятельная потребность в компетенциях и идеях. И культурные индустрии становятся более коммерческими и более конкурентными (хоть не всегда к их собственному удовольствию). Рыночные экономики искусны в удовлетворении нужд потребителей, и особенно в сфере развлечений, где желания потребителей яркие и сиюминутные. Поставщики стали мастерами по взиманию платы за удовольствие. Со стороны спроса, объем выпускаемой продукции продолжает расти, что ведет к росту покупательной способности, увеличению бюджетов свободного времени и возрастающему интересу к досуговым видам деятельности. Британцы, американцы и японцы тратят больше денег на развлечения, чем на одежду или медицинское обслуживание (а большинство и одежду выбирается равно по принципу удовольствия и утилитарности). Британцы и американцы тратят соответственно около 17% и 20% от общих расходов на удовольствия, больше, чем на домашние расходы или на еду. В результате креативная экономика растет все быстрее и быстрее. Ее годовой рост в странах ОЭСР в течение 1990-х в два раза превышал общий рост сферы услуг и в четыре раза - производственные отрасли экономики. Между 1987 и 2005 годами в американских индустриях авторского права уровень роста выпуска продукции составлял 5, 8% в год в сравнении с 2, 8% в других отраслях экономики, рост количества рабочих мест 4% в год при 1, 6% в обычной экономике. Число американских патентов на изобретения почти удвоилось с 89 000 в 1977 до 169 000 в 1999 году. Число европейских патентов росло медленнее, но все же это была тенденция к росту. Эти продукты теперь могут распространяться по всему миру. Наибольший рост, в действительности, отмечен не в создании новых продуктов (хотя их количество заметно растет), а в использовании, распространении и продажах. Рождению креативной экономики способствовали информационные и коммуникационные технологии. Новые цифровые технологии создали новые возможности для создания контента - мир киберпространства, синтез 3D изображений и идей еще ждет своих текстов, образов и историй. В тоже время низкие затраты на цифровые технологии позволяют многим людям создавать, распространять и обмениваться своим собственным материалом, наращивая повсеместно проникновение на более широкие корпоративные рынки. Создатели контента всегда имели ввиду среднестатистического человека. Сейчас возникает новый вид оператора, который не только включается в процесс производства и распространения отдельных продуктов (их объема и цены), но и сам также создает новые виды контента и новые типы аудиторий. В Интернете эти «привратники» переопределяют понятия «канала» и «аудитории». Эти очевидные, привлекательные навыки индивидуального творчества копируются и заимствуются людьми и компаниями на всех уровнях общества. Возможно, наибольшее воздействие креативной экономики ощутимо не только внутри традиционных креативных индустрий, но в том, как навыки и бизнес-модели, порождаемые ими, используются для создания добавочной стоимости в других областях жизни. Использование воображения, управление интеллектуальным капиталом, лучшие методы поощрения и вознаграждения креативных людей, краткосрочный масштаб, реагирование на успехи и провалы, эти навыки, которые лишь недавно стали важны для традиционного бизнеса, составляют привычный набор креативного человека. Две тенденции переплетаются между собой. Креативные люди и организации становятся более бизнес-ориентированными, а бизнес становится более зависимым от творческого подхода. И те и другие производят все больше авторских прав, регистрируют все больше патентов и часто подталкивают к приватизации того, что было общественным. Это пересечение креативных индустрий и привычной экономики, возможно, объясняет загадку выше среднего темпа роста американской экономики (часть того, что Петер Шварц, Президент Глобальной сети бизнеса, называет «длинной стрелой»). Многие эксперты-наблюдатели в конце 1990-х были озадачены явной несовместимостью в его природе. Экономическая теория гласит, что сочетание высокого спроса и высоких темпов роста провоцирует рост цен на сырье и трудовые ресурсы, и как следствие инфляцию. Но быстрый рост в Америке между 1996 и 2000 годами не привел к инфляции. Рост производства продолжался сверх долгосрочной тенденции, создавались новые рабочие места, и уровень инфляции оставался низким. Одна из возможных причин состоит в том, что существующий выпуск продукции меньше зависит от «старомодного» сырья, запасы которого сокращаются, а цена на него при возрастании спроса, тоже растет, а все больше зависит от нематериальных ресурсов, которые, если и не бесконечны, то, по крайней мере, неопределенно велики. Согласно этой точке зрения, рост на фондовых биржах, который опережал даже лежащий в его основе рост производства, был обусловлен интуитивным ощущением этого изменения отдельными людьми, что и опередило развитие теорий, его объясняющих. обучение и действие Это книга о важных вещах - о том, чего мы хотим и к чему мы способны. Любой творческий человек или обладающий творческим потенциалом (к последней категории относятся все люди) стоит перед лицом главного выбора, который на одном конце определяется творчеством, а на другом – повторяемостью. Эта книга не про разделение между занятием искусствами и занятием бизнесом, что дает новое значение двойственности, описанной ученым и писателем Ч.П. Сноу как разделение «двух культур» - науки и искусства. Это различие жизни и смерти, раздумьем и бездумьем, ученье и неученье, это относится к искусству, науке, литературе, бизнесу – ко всему. В следующих семи главах описывается и анализируется эта новая экономика. В первой главе мы рассмотрим саму природа творчества. Во второй главе обсудим продукты творчества и тему интеллектуальной собственности; а также «договор о собственности» между создателями творческих продуктов и правительствами, которые решают, что является общественным, а что – частным. После этих общих глав в третьей главе стрелки «переводятся» и представлен статистический анализ пятнадцати ключевых творческих индустрий – от искусства к видеоиграм через научно-производственные лаборатории. Следующие две главы посвящены сфере бизнеса и менеджмента; шестая глава – цифровым технологиям. Завершающая седьмая глава вновь возвращает нас к полному циклу и представляет аргументы, предлагающие каждому рассматривать творчество как свой главный основной капитал. Каждая глава начинается с интервью с разными людьми, с которыми я познакомился в процессе написания этой книги и, которые являют пример духа творчества. Кроме этого введения, которое вы (возможно) только что прочитали, и нескольких коротеньких абзацев в конце, никакой резюмирующей главы нет.
Во-первых – талант
|