Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сетевой офис и бизнес кластер
Директор компании AT& T как-то пригласил меня воспользоваться залом заседаний в штаб-квартире компании в Нью-Йорке для проведения встречи о будущем телекоммуникаций с участием приблизительно сорока человек. Мы провели два дня в уединении на двух верхних этажах великолепного здания AT& T, архитектора Филиппа Джонсона по адресу 550 Madison Avenue, в самом центра корпоративного богатства. Председатель совета директоров Джон Дебаттс попросил, чтобы Джонсон построил «храм коммерции; сделайте это парадным входом в нашу империю». Но пока мы там укрывались, ни одного из директоров компании не было в офисах верхнего этажа. Они предпочли быть в «рабочей» штаб- квартире в Баскин Ридж, Нью-Джерси, где могли общаться с друзьями и коллегами. Создавалось полное впечатление пустоты и безвременья. Не удивительно, что в 1991 году компания AT& T продала здание корпорации Sony (и Sony внесла внутрь телевизоры через парадную дверь храма Дебаттса). Корпорации BBC удается быть и глобальной корпорацией, и сборищем шумных людей. Компания легко переходит из одного состояния в другое, вызывая напряжение между «менеджерами» и «создателями программ». В 1982 году в редком порыве корпоративного вдохновения компания решила построить совершенно новую штаб-квартиру в центре Лондона, как было сказано, здание XXI века. Джордж Говард, председатель совета директоров BBC (и гордый владелец крупнейшего частного имения Англии), пригласил семь архитекторов предложить «идею» для здания. Среди этих избранных был Норман Фостер, построивший затем штаб-квартиру Шанхайского и Гонконгского банков, который попросил, меня и телевизионного продюсера Роджера Грефа помочь ему понять, как BBC будет выглядеть через десять или двадцать лет. Мы подобрали несколько изображений, начав с фотографии Земли из космоса, последовательно представлявших BBC как глобального телерадиовещателя, великую национальную организацию, Лондонскую достопримечательность и доску для районных объявлений. Мы предложили, чтобы находящееся в центре этих сетей здание было открытым и гостеприимным, и обеспечивало бы рабочие пространства, которые были бы персональными, приятными, легко адаптируемыми, просторными, хорошо освещенными, не закрытыми и удобными. Но Джордж Говард отошел от дел, BBC растеряла свой задор и построила стандартные коробки зданий недалеко от телевизионного центра в западном Лондоне. Творческим людям, интеллектуалам ли, предпринимателям, постиндустриальным работникам или своевременным людям офисы нужны из тех же практических соображений, что и другим людям: пойти туда утром, зная, что их коллеги тоже туда придут, хранить там документы, проводить встречи, заниматься «офисной» работой. Но их специфическая работа (“твори или умри! ”) требует особой обстановки. Прежде всего, им необходимы уединенные спокойные места, необходимы сетевые контакты, пространства, чтобы думать и пространства, чтобы делать. Для творческих людей, работа которых состоит в том, чтобы думать, думанье и делание, может быть одним и тем же процессом. Харлан Кливленд, известный своими достижениями на постах американского посла в НАТО и президента Гавайского университета, первый обладатель Prix de Tailloires, международной награды для “совершенных универсалов”, сказал, что креативный офис строится “больше вокруг общности людей, чем вокруг общности места”. Сообществам людей нужны свои внутренние сети, существующие внутри сообщества. А так же приватные места для индивидуального обдумывания идей, и им нужны сетевые пространства для общения. Виктория Вард, " превратившаяся из банкира в предпринимателя” и одного из учредителей группы Spark Team (помогающей молодым интернет-компаниям встать на ноги), говорит, что им необходимы зоны для “проявления способности к открытиям” (“поощрения” или “обеспечения” возможно более приятное слово), пространства, обеспечивающие “пристанища знанию”, и места, где два человека могут встретиться на нейтральной территории (“в третьем месте”). Все, кто работал в офисе или бывал на конференциях, понимают, что имеется в виду. Людям нравится собираться в укромных уголках и коридорах, около кулера с водой или кофе-машины. Ари де Гиус, " бизнесмен, превратившийся в писателя", говорит, что “хорошее решение подобно интеллектуальной беседе”. Будучи общностью людей, а не мест, сетевой офис простирается за рамки своего физического месторасположения. Его сотрудники, или участники, ведут себя, как будто они члены одной большой семьи или племени, хотя, как известно любому члену семьи или племени, все это не залог взаимного счастья. Они размывают границы между домом и работой, звоня по личным делам с работы и привычно работая дома. Для многих людей, особенно молодых, сеть их рабочих контактов может быть более приятной и дружеской, чем дом, часто, они проводят там больше времени и заводят больше друзей именно там. Рекламное агентство St Luke's в Лондоне стимулирует создание новой рабочей команды или “семьи” каждый раз, когда численность основных работающих превышает тридцать человек. Нью-йоркская компания Eye Image поступает так же. Джерард Фэртло, бывший руководитель компании Celltech, полагает, что в идеальной рабочей группе может быть приблизительно семьдесят участников, это он называет “творческим отсеком”. Возникновение “общности людей” Харлана Кливленда основывается не только на встречах лицом к лицу, но и не может основываться только на телекоммуникациях и электронных собраниях. Возрастание доли индивидуально выполняемой работы, независимость от материальных ресурсов, распространение временных компаний, и увеличивающаяся необходимость своевременного выполнения работы – все это дало людям необыкновенную свободу. Интернет и мобильные телефоны этому способствуют. Но эти же средства коммуникации повысили потребность в личных встречах. Эти составляющие взаимно усиливают друг друга. Исследования телефонных коммуникаций, видеоконференций и общения по электронной почте во всех случаях, за исключением некоторых специфических ситуаций (обычно, группа ученых, работающих над техническим проектом в течение длительного времени), показывают, что чем больше люди общаются с помощью электронных средств коммуникации, тем больше становится их желание встретиться друг с другом. Сетевой офис, таким образом, лучше всего работает в кластере близких сообществ. Кластерная теория экономического развития возникла в Кембридже в конце 1890-ых. Альфред Маршалл, иногда называемый “отцом современной экономики”, писал в “Принципах экономической науки”, что, когда некоторое количество близких по духу компаний, выполняющих сходные задачи, совместно объединяются в кластер, “профессиональные тайны перестают быть тайнами и становятся доступны для всех”. Они носятся “в воздухе”. Современные теории сетей и кластерных коммуникаций берут начало в исследованиях Эверетта М. Роджерса, начавшихся с наблюдения в подростковом возрасте за фермерами, отбирающими новые гибридные семена зерновых культур, наблюдения перешли в дипломную работу о фермах Айовы, а затем исследование сетей в Южной Корее и публикацию книги “Коммуникационные сети” (1981). Следом появилась “Лихорадка Силиконовой долины”, написанная в со-авторстве с Джудит К. Ларсен в 1984 году. Роджерс показал, каким образом сетевые контакты усиливают обмен информацией, и почему лишь немногие люди предпочитают оставаться в одиночестве или работать индивидуально в течение длительного промежутка времени. Творческие люди нуждаются в том, чтобы по соседству с ними были такие же креативные люди. Это способствует успеху их текущих проектов и позволяет обсудить идеи будущих. Существуют исключения. Многим творческим людям, писателям, художникам, и композиторам, необходимо преимущественно работать самостоятельно. Для них уединение является абсолютным, непререкаемым требованием. Некоторые писатели работают в полной изоляции. Марсель Пруст в течение многих лет писал “В поисках утраченного времени”, лежа в постели. Известно, что Сэмюэль Тэйлор Кольридж в одиночестве писал “Кубла Хан” и резко останавливал работу по середине строки, когда его одиночество нарушали. Всем писателям необходимо длительное уединение. Иногда одиночество – способ выражения, манера речи. Друг Кольриджа, Уильям Вордсворт был безжалостен в своей потребности одиночества. Однажды он гулял со своей сестрой Дороти, и она обратила его внимание на желтые нарциссы. Вордсворт тут же вернулся домой, чтобы написать свои знаменитые строки - “Как тучи одинокой тень, / Бродил я сумрачен и тих” (пер. А.Ибрагимова). Большинство из нас (в этом отношении) походит на Вордсворта. Наше сознание готово зацепиться за любую мелочь и создать продукт, и поэтому нам необходимы, наравне с сознанием, разные мелочи. А затем нам опять нужно уединение, чтобы записать, что получилось. Роджерс и другие исследователи сетей, а так же и разные жизненные случаи, свидетельствуют, что создание возможностей и для уединения, и для сетевых контактов одинаково важно. Уединение позволяет творческому человеку управлять своим сознанием. Сетевые контакты позволяют обмениваться идеями и информацией. Когда Вортсворд и Кольридж действительно объединялись в творческом союзе в 1798 году, у них получилась одна из самых значимых и прекрасных книг английской литературы - “Лирические баллады”, провозгласившая начало романтизма в Великобритании. Кластеры, “в которых тайны перестают быть тайнами”, обеспечивают взаимную психологическую, финансовую и техническую поддержку. В экономических терминах они увеличивают эффективность локального рынка, сводя вместе покупателей и продавцов. В них находятся центры высших достижений, поддерживается и распространяется передовой опыт самым естественным способом и стимулируется конкуренция. Они также обеспечивают высокий “мультипликационный” эффект. Любые поступления из вне кластера быстро распространяются, а внутреннее знание и навыки не утекают наружу. Кластеры могут обеспечивать большой синергийный эффект, положительный обмен взаимодополняющими ресурсами, который приводит к результату большему, чем простая сумма его составляющих. Способность кластера обеспечивать защиту от заурядной среды может быть продемонстрирована на примере ряда британских компаний, занимающихся гоночными автомобилями, сосредоточенных в южной Англии, это место я называю “Долиной шума двигателя гоночного автомобиля”. Эти компании проводят исследования, проектируют и собирают семь из первой десятки лучших в мире автомобилей Формулы 1. Исследование Бирмингемского университета выявило группу компаний, работающих в безумном темпе, с сотрудниками, которыми больше движет энтузиазм, чем заработная плата, беспрестанные инновации, оригинальные решения и гибкий рабочий график. Компании учреждаются и терпят неудачу со скоростью, непревзойденной ни в одном другом месте страны. Стремительная динамика “Долины шума двигателя гоночного автомобиля” позволяет выплевывать некомпетентность так же, как вращающаяся юла отталкивает все, что c ней соприкоснется. Таким образом, они защищают себя от неудач и негативного отношения остальной части британской автомобильной промышленности, находящейся в упадке. Поскольку кластеры обладают конкурентными преимуществами, число кластеров мирового класса в каждом из пятнадцати основных креативных секторов экономики относительно невелико: обычно - меньше десяти и часто не больше пяти. В мире только шесть стран, где вы, вероятнее всего, обнаружите архитектора мирового уровня: Америка, Великобритания, Германия, Япония, Испания и Италия. Художественным рынком правят Нью-Йорк и Лондон, несколько отстают от них Париж, Франкфурт, Милан, Токио и Сидней. Лондонский Уэст-Энд и Нью-Йоркский Бродвей доминируют на мировой театральной сцене, и особенно в жанре мюзикла. Та же самая десятка или около того городов замечена в других разных секторах. Промышленные дизайнеры не собираются в кластеры физически, но они определенно достаточно хорошо осведомлены, как и архитекторы, о том, что происходит в других странах. Ученые не только группируются, но также вполне обычно сотрудничают в международных проектах, им нельзя отставать от международных тенденций, если они хотят подавать патентные заявки. Исключения составляют сектора креативной экономики, которые зависимы от языка (издательское дело, телевидение и некоторые виды исполнительских искусств, хотя даже здесь внутри лингвистической группы существует немного основных центров), и те сектора, которые зависимы от культурной специфики, где производится и продается продукция для очень локального рынка (ремесла). Эти хорошо заметные экономические выгоды заставили органы власти в некоторых местах предпринять попытки создания кластеров методом своего рода обратного проектирования, заявляя, в сущности, что их город - подходящее место для кластеров и субсидируя компании на учреждение там офисов. В Нью-Йорке, где сильны творческие индустрии, но относительно слабы сектора, связанные с новыми медиа, мэр Джиулиани предоставил налоговые льготы и субсидии на электроэнергию компаниям в этой области, взамен на гарантию обеспечения занятости; город также провел рекламную кампанию “Подключайся и поехали” недорогих офисных пространств для креативных компаний. В других менее известных и менее привилегированных городах направление мысли то же самое. Хаддерсфилд, город на севере Англии, пребывал в запустении, не отличавшись ни своей спецификой, ни особенными талантами до тех пор, пока группа чиновников из местного совета и молодые любители новых медиа не решили сделать его “творческим городом”. Лозунг был убедителен. Они выиграли грант Европейской комиссии в размере 3 миллиона евро, что привлекло дополнительно 7 миллионов евро из местных источников, чтобы создать 350 новых рабочих мест, сохранить 75 существующих, отремонтировать и переоборудовать 7 000 кв.м зданий и обучить 6 500 человек работе в области медиа, дизайна и сопутствующих областях. Сетевой офис - естественная среда обитания думающего человека, предпринимателя и постиндустриального, своевременного работника. Это их средство управления расстояниями и временем.
|