Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура общественного мнения
Для управления процессами, связанными с формированием и функционированием общественного мнения, необходимо четко представлять себе его структуру. Зная природу основных компонентов общественного мнения, можно влиять на общественного мнения в целом, воздействуя на его отдельные компоненты, в зависимости от того, какие цели при этом ставятся. Структуру общественного мнения образуют следующие основные компоненты: Рациональный (когнитивный компонент) – это синтез рационального и наглядно-образного знания о фактах и событиях, явлениях и процессах, ставших объектом общественного внимания, позволяющий получить общую картину явления, процесса. Рациональный компонент является своеобразным фундаментом общественного мнения, на основе которого затем формируется оценочное отношение. Эмоциональный (аффективный) компонент – синтез массовых ощущений, настроений и социальных чувств, выражаемых отношением к фактам и явлениям действительности, которые оказались объектом общественного внимания, т.е. это настроения, чувства по поводу объекта общественного мнения. Эмоциональность определяет выразительность общественного мнения, придает общую направленность переживаемым в нем идеям, взглядам. Поведенческий (конативный) компонент выражает стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении. Благодаря этому, на практике реализуются взгляды, знания и оценки. Все компоненты структуры общественного мнения взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Функции общественного мнения Выяснение роли общественного мнения в обществе возможно через определение его основных функций. Существует несколько подходов к проблеме выделения функций общественного мнения. Выделим две основные функции общественного мнения: 1) общественное мнение выступает инструментом в процессе принятия решений в условиях демократии. Это основная функция, явная; 2) общественное мнение выполняет функцию социального контроля. Эта функция ненамеренная, латентная. Но это главная, доминирующая функция общественного мнения в обществе. По мимо этого существуют еще несколько функций: консультативная – общественное мнение может давать рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения проблем; защитная – обеспечение защиты тех или иных групп общественности; номенклатурная – означает возможность общественного мнения влиять на формирование политической номенклатуры.
|