Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы формирования и функционирования общественного мненияю.
Общественное мнение проходит различные стадии – оно рождается, достигает определенной зрелости и умирает или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения: формирование, функционирование, реализация на практике. Для управления общественным мнением особый интерес представляет процесс формирования общественного мнения, который условно можно разделить на четыре стадии: · получение информации, · зарождение индивидуального мнения, · дискуссия по предмету, · образование общей точки зрения. На первой стадии происходит какое-то общественно значимое событие, затрагивающее большую массу людей, то есть появляется социально значимая проблема, о которой распространяется информация. Полученная информация создает опосредованное или непосредственное восприятие событий, фактов и явлений общественной жизни. Каждый человек оценивает произошедшее по-своему, поэтому вторым этапом является индивидуальное осмысление полученной информации, на основе собственного опыта, интересов и конкретных условий, что приводит к выработке индивидуального личного мнения. На третьей стадии индивидуальные мнения взаимодействуют друг с другом, в процессе обсуждения происходит обмен мнениями, оценками и отношениями людей и социальных групп к данной проблеме. Чем сложнее проблема, тем разнообразнее суждения, так что возникает борьба между различными индивидуальными мнениями, точками зрения. Дискуссия приводит к сближению точек зрения, к выработке общего мнения. Это четвертая стадия, на которой происходит синтез отдельных мнений вокруг общих принципиальных основ обсуждаемых проблем. Общественное мнение оказывает влияние на мнение отдельных индивидов. Процесс формирования общественного мнения заканчивается возникновением единой позиции. Этап функционирования. Доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) органов власти и управления, организаций, создавших какую-либо проблему. Проблема как объект общественного мнения в фокусе внимания общественности, используя каналы выражения общественного мнения, может быть реализована на практике или внимание общественности будет переключено на другую проблему. Общественное мнение имеет свои каналы выражения: законодательная деятельность, через референдумы, сходы, собрания; средства массовой коммуникации; митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения); лоббистские структуры и группы давления. Этап затухания. Происходит снижение интереса общественности к проблеме, она (проблема) становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния, но проблема еще вызывает интерес. Постепенно мнение теряет качество «общественного», превращается в разрозненные суждения отдельных людей. Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам и находиться на разных этапах. Общественное мнение имеет тенденцию к изменениям, поэтому с ним нужно постоянно работать, и работать профессионально, на основе четких представлений о характеристиках и законах поведения общностей. Стратегии и приемы формирования общественного мнения. В целом, в основе формирования общественного мнения лежит информационный процесс. Особую роль при этом играют средства массовой коммуникации, которые транслируют информацию, воздействующую на аудитории и способствующую появлению соответствующего мнения у индивида и групп. Главная задача службы ПР состоит в определении «своей общественности» и управлении ее мнением с помощью современных коммуникационных технологий. В научной литературе и практике принято выделять основные стратегии информационного воздействия на общественное мнение: императивная, манипулятивная и развивающая. Эти стратегии существенно различаются между собой. Выбор стратегии определяется целью субъекта управления и уровнем профессионализма сотрудников. Императивная стратегия исходит из понимания человека как пассивного объекта воздействия, результатом является внешнее кратковременное подчинение, она эффективна в экстремальных ситуациях (кризис, война), а также при регламентации отношений в системах «закрытого типа», при значительном ограничении альтернативной информации. Манипулятивная стратегия реализуется главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования. Результатом применения манипулятивных технологий является уподобление объекта воздействующей стороне. Манипулятивная программа воздействия ориентирована на создание управляемой массы разобщенных, некоммуницирующих одиночек. Эта программа предполагает разделение субъекта и объекта коммуникации. Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую информацию, субъект — небольшая социальная группа коммуникаторов, ее создающая. Масса как объект коммуникации в данном случае понимается как статистически усредненный индивид, стремящийся «быть как все». Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия разобщенных индивидов. Среди ученых, исследующих проблему манипулирования, нет единства мнений в определении значения и роли манипулятивного воздействия, одни ученые подчеркивают негативные последствия использования манипулятивных техник, другие - отмечают целесообразность их применения. Сторонники первого направления утверждают, что практика манипулирования приводит к унификации, стандартизации личности и она чужда человеческим интересам. Манипулятивное воздействие, по их мнению, сопоставимо с открытым насилием, разница лишь в том, что оно осуществляется незаметно. Сторонники второго направления рассматривают манипулирование как неизбежный способ управления сознанием масс. Основными задачами манипулятивного воздействия является организация, подчинение. Манипулятивное воздействие характеризуется следующими чертами: • воздействие осуществляется в основном на подсознание; • основной метод воздействия - внушение, искусственное стимулирование определенной реакции; • главное внимание уделяется не содержанию информации, а ее форме, методике подбора и подачи сообщений; • манипулятивное воздействие, как правило, протекает незаметно для реципиента, ненавязчиво «подталкивая» его в нужном для манипулятора направлении, в то время как объект манипулирования считает, что действует на основе своего свободного решения. В практике СМК широко используются методы подсознательного стимулирования определенного отношения аудитории к явлениям, фактам. Внушение рассматривается как специально организованный вид коммуникации. Коммуникатор стремится стать вторым «Я» реципиента, выражая его чувства, идеи, основой уподобления является знание традиций, стереотипов тех социальных групп на которых, прежде всего, направлено воздействие. Постепенно коммуникатор «заставляет» реципиента воспринимать доводы манипулятора как свои собственные. Его задача при этом заключается в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение коммуникатору необходимо держать под контролем информационные потоки. Можно выделить следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное. Содержание косвенного внушения присутствует в сообщении в скрытом виде. Преднамеренное внушение предполагает использование специальных пропагандистских словесных формул (кодов), которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активными элементами его сознания (например, патриотизм российских офицеров). Эффективность внушения определяется многими фактами: профессионализмом коммуникатора, степенью внушаемости реципиента, способом и формой подачи материала, а также культурным и социо-историческим контекстом. Развивающая стратегия ориентирована на долгосрочный эффект, на длительный диалоговый контакт равноправных субъектов. Стратегия направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимыми, индивидуальным характеристиками. Программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. Объект и субъект коммуникации в этом случае не разобщены. На практике ПР-субъекты используют различные виды стратегий, в рамках выбранной стратегии применяются различные приемы и методы, позволяющие осуществлять фильтрацию информации. Используются следующие методы фильтрации информации. 1) Замалчивание информации. СМИ искусственно создают информационный дефицит по определенным проблемам. Причем умалчиваемая информация «работает» точно так же, а иногда даже и более эффективно, чем передаваемая. Заполнение информационного вакуума происходит более эмоционально и в точном соответствии с тем, что хочет услышать массовое сознание. Как следствие, воздействие такого сконструированного массовым сознанием текста, становится более эффективным. 2) Трансляция негативной информации. СМИ тиражируют информацию только с негативной интерпретацией. В данном случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или процесса. Негативная информация также содержит нравственно-этическую трактовку события, позволяющую перевести негативное отношение к обсуждаемому явлению с рационального на подсознательный уровень. 3) Распространение информации с позитивной интерпретацией. Коммуникатор открыто выражает положительное мнение о том или ином явлении, идеализирует индивида, группу или процесс. 4) Выброс избыточной информации в объеме, заведомо превосходящем возможности индивида в ее переработке и усвоения. 5) Создание нескольких избыточных информационных потоков с противоположными оценочными суждениями. Эти потоки могут быть разделены в пространстве и во времени. В результате использования такого метода достигается состояние отторжения информации. 6) «Коллажный» метод подачи информации, например, текстовая информация перемежается музыкой, разрывающей текст. Это приводит как к агрессивному непринятию любой информации повышенного уровня сложности, так и к полному безразличию в ее восприятии. Под воздействием информационного потока создается субъект, который не способен адекватно производить оценочные суждения, реагировать на изменения окружающей действительности. Дробление в подаче информации, избыточность, высокий темп - эти приемы часто применяются в телевизионных передачах, причем зачастую в комплексе. Впечатление от серии разрозненных сообщений дает не меньший результат, чем тщательное аргументирование и обсуждение конкретного вопроса. При этом, в случае аудиовизуального воздействия, значительный расчет делается на нефиксированность теле- и радиосообщений и скользящее их восприятие. Слушатель (зритель), следя за быстрой речью, упускает ссылки на некоторые важные положения и сам в своем воображении их связывает и согласует друг с другом. 7) Очередность изложения аргументов, считается, что после того как изложены доводы в поддержку какого-либо суждения, аргументация «против», оказывается ослабленной и значительно менее эффективной.
|