Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования и функционирования общественного мненияю.






Общественное мнение проходит различные стадии – оно рождается, достигает определенной зрелости и умирает или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения: формирование, функционирование, реализация на практике.

Для управления общественным мнением особый интерес представляет процесс формирования общественного мнения, который условно можно разделить на четыре стадии:

· получение информации,

· зарождение индивидуального мнения,

· дискуссия по предмету,

· образование общей точки зрения.

На первой стадии происходит какое-то общественно значимое событие, затрагивающее большую массу людей, то есть появляется социально значимая проблема, о которой распространяется информация. Полученная информация создает опосредованное или непосредственное восприятие событий, фактов и явлений общественной жизни.

Каждый человек оценивает произошедшее по-своему, поэтому вторым этапом является индивидуальное осмысление полученной информации, на основе собственного опыта, интересов и конкретных условий, что приводит к выработке индивидуального личного мнения.

На третьей стадии индивидуальные мнения взаимодействуют друг с другом, в процессе обсуждения происходит обмен мнениями, оценками и отношениями людей и социальных групп к данной проблеме. Чем сложнее проблема, тем разнообразнее суждения, так что возникает борьба между различными индивидуальными мнениями, точками зрения.

Дискуссия приводит к сближению точек зрения, к выработке общего мнения. Это четвертая стадия, на которой происходит синтез отдельных мнений вокруг общих принципиальных основ обсуждаемых проблем. Общественное мнение оказывает влияние на мнение отдельных индивидов. Процесс формирования общественного мнения заканчивается возникновением единой позиции.

Этап функционирования. Доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) органов власти и управления, организаций, создавших какую-либо проблему. Проблема как объект общественного мнения в фокусе внимания общественности, используя каналы выражения общественного мнения, может быть реализована на практике или внимание общественности будет переключено на другую проблему.

Общественное мнение имеет свои каналы выражения: законодательная деятельность, через референдумы, сходы, собрания; средства массовой коммуникации; митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массо­вые поведенческие проявления общественного мнения); лоббистские структуры и группы давления.

Этап затухания. Происходит снижение интереса общественно­сти к проблеме, она (проблема) становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную про­блему). Сужается социальный состав, теряется острота противостоя­ния, но проблема еще вызывает интерес. Постепенно мнение теряет качество «общественного», превращается в разрозненные суждения отдельных людей. Границы между этапами подвижны, размыты. Од­новременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам и находиться на раз­ных этапах.

Общественное мнение имеет тенденцию к изменениям, поэтому с ним нужно постоянно работать, и работать профессионально, на ос­нове четких представлений о характеристиках и законах поведения общностей.

Стратегии и приемы формирования общественного мнения.

В целом, в основе формирования общественного мнения лежит информационный процесс. Особую роль при этом играют средства массовой коммуникации, которые транслируют информацию, воздействующую на аудитории и способствующую по­явлению соответствующего мнения у индивида и групп.

Главная задача службы ПР состоит в определении «своей обще­ственности» и управлении ее мнением с помощью современных ком­муникационных технологий.

В научной литературе и практике принято выделять основные стратегии информационного воздействия на общественное мнение: императивная, манипулятивная и развивающая. Эти стратегии существенно различа­ются между собой. Выбор стратегии определяется целью субъекта управления и уровнем профессионализма сотрудников.

Императивная стратегия исходит из понимания человека как пассивного объекта воздействия, результатом является внешнее крат­ковременное подчинение, она эффективна в экстремальных ситуациях (кризис, война), а также при регламентации отношений в системах «закрытого типа», при значительном ограничении альтернативной ин­формации.

Манипулятивная стратегия реализуется главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования. Результатом применения манипулятивных технологий является уподобление объекта воздействующей сто­роне. Манипулятивная программа воздействия ориентирована на соз­дание управляемой массы разобщенных, некоммуницирующих одино­чек. Эта программа предполагает разделение субъекта и объекта ком­муникации.

Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую информацию, субъект — небольшая социальная группа коммуникаторов, ее создающая.

Масса как объект коммуника­ции в данном случае понимается как статистически усредненный ин­дивид, стремящийся «быть как все». Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия разобщенных индивидов.

Среди ученых, исследующих проблему манипулирования, нет единства мнений в определении значения и роли манипулятивного воздействия, одни ученые подчеркивают негативные последствия ис­пользования манипулятивных техник, другие - отмечают целесообраз­ность их применения.

Сторонники первого направления утверждают, что практика манипулирования приводит к унификации, стандартиза­ции личности и она чужда человеческим интересам. Манипулятивное воздействие, по их мнению, сопоставимо с открытым насилием, раз­ница лишь в том, что оно осуществляется незаметно.

Сторонники вто­рого направления рассматривают манипулирование как неизбежный способ управления сознанием масс. Основными задачами манипулятивного воздейст­вия является организация, подчинение.

Манипулятивное воздействие характеризуется следующими чертами:

• воздействие осуществляется в основном на подсознание;

• основной метод воздействия - внушение, искусственное сти­мулирование определенной реакции;

• главное внимание уделяется не содержанию информации, а ее форме, методике подбора и подачи сообщений;

• манипулятивное воздействие, как правило, протекает незамет­но для реципиента, ненавязчиво «подталкивая» его в нужном для ма­нипулятора направлении, в то время как объект манипулирования счи­тает, что действует на основе своего свободного решения.

В практике СМК широко используются методы подсознатель­ного стимулирования определенного отношения аудитории к явлени­ям, фактам. Внушение рассматривается как специально организован­ный вид коммуникации. Коммуникатор стремится стать вторым «Я» реципиента, выражая его чувства, идеи, основой уподобления является знание традиций, стереотипов тех социальных групп на которых, прежде всего, направлено воздействие. Постепенно коммуникатор «за­ставляет» реципиента воспринимать доводы манипулятора как свои собственные. Его задача при этом заключается в достижении собствен­ных целей и целей организации, которую он представляет. Для на­правленного воздействия на общественное мнение коммуникатору необходимо держать под контролем информационные потоки.

Можно выделить следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, прямое и кос­венное. Содержание косвенного внушения присутствует в сообщении в скрытом виде. Преднамеренное внушение предполагает использова­ние специальных пропагандистских словесных формул (кодов), кото­рые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся актив­ными элементами его сознания (например, патриотизм российских офицеров). Эффективность внушения определяется многими фактами: профессионализмом коммуникатора, степенью внушаемости реципи­ента, способом и формой подачи материала, а также культурным и социо-историческим контекстом.

Развивающая стратегия ориентирована на долгосрочный эф­фект, на длительный диалоговый контакт равноправных субъектов. Стратегия направлена на соз­дание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей непо­вторимыми, индивидуальным характеристиками. Программа рассчита­на на сознательное личностное восприятие. Объект и субъект комму­никации в этом случае не разобщены.

На практике ПР-субъекты используют различные виды страте­гий, в рамках выбранной стратегии применяются различные приемы и методы, позволяющие осуществлять фильтрацию информации.

Используются следующие методы фильтрации информации.

1) Замалчивание информации. СМИ искусственно создают инфор­мационный дефицит по определенным проблемам. Причем умалчиваемая информация «работает» точно так же, а иногда даже и более эффективно, чем передаваемая. Заполнение информационного вакуума происходит более эмоционально и в точном соответствии с тем, что хочет услышать массовое сознание. Как следствие, воздействие такого сконструированного массовым сознанием текста, становится более эффективным.

2) Трансляция негативной информации. СМИ тиражируют инфор­мацию только с негативной интерпретацией. В данном случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или про­цесса. Негативная информация также содержит нравственно-этическую трактовку события, позволяющую перевести негативное отношение к обсуждаемому явлению с рационального на подсозна­тельный уровень.

3) Распространение информации с позитивной интерпретацией. Коммуникатор открыто выражает положительное мнение о том или ином явлении, идеализирует индивида, группу или процесс.

4) Выброс избыточной информации в объеме, заведомо превосхо­дящем возможности индивида в ее переработке и усвоения.

5) Создание нескольких избыточных информационных потоков с противоположными оценочными суждениями. Эти потоки могут быть разделены в пространстве и во времени. В результате использования такого метода достигается состояние отторжения информации.

6) «Коллажный» метод подачи информации, например, текстовая информация перемежается музыкой, разрывающей текст. Это приво­дит как к агрессивному непринятию любой информации повышенного уровня сложности, так и к полному безразличию в ее восприятии. Под воздействием информационного пото­ка создается субъект, который не способен адекватно производить оценочные суждения, реагировать на изменения окружающей действи­тельности.

Дробление в подаче информации, избыточность, высокий темп - эти приемы часто применяются в телевизионных передачах, причем зачастую в комплексе. Впечатление от серии разрозненных сообщений дает не меньший результат, чем тщательное аргументирование и обсуждение конкретного вопроса. При этом, в случае аудиовизуального воздействия, значительный расчет делается на нефиксированность теле- и радиосообщений и скользящее их воспри­ятие. Слушатель (зритель), следя за быстрой речью, упускает ссылки на некоторые важные положения и сам в своем воображении их связы­вает и согласует друг с другом.

7) Очередность изложения аргументов, считается, что после того как изложены доводы в поддержку какого-либо суждения, аргументация «против», оказывается ослабленной и значительно менее эффек­тивной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал