![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция на оптовом рынке между поставщиками энергии – субъектами рынка.
Субъекты оптового рынка — юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке. Участниками оптового рынка являются поставщики и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъекта оптового рынка. Поставщиками электрической энергии и мощности являются оптовые генерирующие компании, независимые производители и избыточные АО-энерго. Покупателями — дефицитные АО-энерго, энергосбытовые организации, крупные потребители электроэнергии и мощности, гарантирующие поставщики. На розничном рынке возникают отношения между субъектами по поводу купли-продажи электроэнергии в относительно небольших объемах, напрямую, без использования системы централизованной торговли электроэнергией на основе заключаемых двусторонних договоров между поставщиками и покупателями. (Розничный рынок - это система отношений, связанных с распределением больших объемов электроэнергии, купленных на оптовом рынке, между конечными средними и мелкими потребителями. Продавец электроэнергии на этом рынке, как правило, имеет значительное количество покупателей с относительно небольшими объемами покупок электроэнергии.) Субъектами розничных рынков являются потребители электрической и тепловой энергии, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, территориальные сетевые компании, субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие диспетчерские функции на розничных рынках, и производители электроэнергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке. В основе построения розничного рынка может использоваться одна из моделей: - модель монопольного рынка, регулируемого государством; - модель конкурентного рынка. Конкурентная модель рынка предусматривает на определенной территории наличие нескольких конкурирующих продавцов электроэнергии конечным потребителям. Переход к конкурентной модели розничного рынка требует выполнения ряда условий: равного доступа конкурирующих сбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке; равного доступа конкурирующих сбытовых компаний к технологической инфраструктуре рынка — услугам сетевых компаний и ОДУ, что выполнимо лишь при разделении сбытовой деятельности и услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; оснащения потребителей сертифицированными приборами коммерческого учета потребляемой электроэнергии и мощности; применения нерегулируемых цен на электроэнергию, продаваемую конечным потребителям конкурирующими сбытовыми компаниями, предлагающими потребителям контракты, отличающиеся условиями, формой и ценой оплаты электроэнергии, а также перечнем услуг по энергоснабжению. В процессе либерализации розничных рынков важное место отводится гарантирующим поставщикам. Гарантирующий поставщик электрической энергии — это коммерческая организация, обязанная заключать договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, желающим купить электроэнергию. Гарантирующие поставщики будут обслуживать платежеспособных потребителей по регулируемым тарифам, выполняя при этом следующие функции: в момент запуска конкурентного розничного рынка принимать на обслуживание и обеспечивать электрической и тепловой энергией всех конечных потребителей, расположенных на данной территории; при появлении конкурирующих сбытовых компаний принимать на обслуживание клиентов неплатежеспособных сбытовых компаний. Розничный рынок включает два вида рынков, отличающихся обращаемым на них товаром: это рынок электрической энергии и рынок тепловой энергии. Субъектами розничного рынка тепловой энергии являются производители тепла: ТЭЦ общего пользования, муниципальные и промышленные котельные. К инфраструктурным объектам рынка тепла относятся предприятия тепловых сетей, сбытовые компании. Товаром на рынке выступает тепловая энергия, передаваемая паром и горячей водой. Взаимоотношения субъектов розничного рынка должны строиться на основе правил розничного рынка. 14. Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии и мощности.
|