Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение 47
■ *~ Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: ■ напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается э одном и. том же состоянии: количественные и качественные из- lpi>, л меншия в строении и отправлениях детского организма совершаются \ непрерывно («от утробы до могилы»)....■., —' Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития. Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся; но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего». Эта целостность орга-1 низма подчеркнута С. Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «я дер- 1 жу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их ' изолированно». — В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболе , этому изучение и знание органических и динамических (т. е. физиологических) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учет всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и... лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во вни-.., мание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребенка, боль-, J}, шая значимость(для детского организма внешних влияний и легкость,,,,,, возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное забо-.,,.левание. — Предварительное изучение и знание особенностей детского организма « этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний. В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был от-крыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к спаданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно откры- щ., в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как Самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания — единение теоретического и практического обуче- Щя студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»). До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С. Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение 1-2 лет Александр ^рисеевич Хоменко, Евгений Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный медик), Иван Михайлович Волжский (впоследствии известный пси- " /
|