Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 49






Раухфус Карл Андреевич (1835-1915), выдающийся отечественный педи­атр, ибо он был:

Т ' 1) первым в России детским патологоанатомом (за 10 лет работы в Воспи-'. тательном доме вскрыл трупы более 1000 детей);

; 2) первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отек гортани, связок и подсвязочного пространства как след­ствие инфекционного ларингита, и др.);

3) выдающимся реформатором и знатоком строительства детских боль-
'' ниц,
и созданная по его проекту больница принца Ольденбургского, от­
крытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Ев­
ропе (что закреплено золотой медалью, полученной в 1878 г. на выставке
в Париже), носит в настоящее время его имя (главным врачом этой
больницы он был в течение 38 лет и впервые в России выделил в ней
карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую ла­
боратории и др.);

4) первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская дис-
,, сертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, а в даль-
, нейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицирован­
ной помощи детям с врожденными пороками сердца;

5) наблюдательным и вдумчивым клиницистом, описавшим в частности
укорочение перкуторного тона на стороне здорового легкого при вы-
потном плеврите (треугольник Раухфуса);

6) одним из творцов отечественной системы образования и воспитания
педиатрических кадров
(врачей — первый ввел институт врачей-асси-

": стентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных рус­ских педиатров, в том числе и профессоров (В. Е. Чернов, А. А. Кисель, ". П. М. Аргутинский, А. А. Русов, И. И. Лебединский, Н. И. Лунин и др.).

' Гундобин Николай Петрович (1860-1907) — ученик Н. А. Тольского и Н. И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней ВМА. п. П. Гундобина по праву считают основоположником русской научной пе- диатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских бблезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в Капитальном труде «Особенности детского возраста», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г., книге, которая сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для пе-ДИатров на протяжении десятилетий. Сознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях: «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию


50 Детские болезни. Том 1 '

и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное забо­левание... Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и кли­нициста». Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены вос­питания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охра­ны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколе­ние — это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей — залог роста и развития всей страны». Н. П. Гундобин — автор не­однократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовав­шейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Вос­питание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

В день 200-летия ВМедА (1998 г.) ее начальник, в настоящее время ми­нистр здравоохранения РФ, академик РАМН Ю. Л. Шевченко напомнил сло­ва Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить, и служат не только целителями, но и про­поведниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины... Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к чело­вечеству нет врача».

Шкарин Александр Николаевич (1876-1921), профессор, в 1909-1921 гг. — начальник кафедры детских болезней ВМедА, внес весомый вклад в изучение особенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здоро­вого ребенка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал курсантам 8 лекций по диететике и издал их в виде книги: «О кормле­нии здорового и больного ребенка» (СПб, 1909, 1912). Кроме того, А. Н. Шка­рин в 1910-1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник орга­низовал молочную кухню, отделение и амбулаторные приемы для грудных детей.

Маслов Михаил Степанович (1985-1961), профессор, академик АМН СССР, руководил кафедрой и клиникой детских болезней ВМедА и кафедрой фа­культетской педиатрии в Ленинградском педиатрическом медицинском ин­ституте.

Научные направления кафедр, руководимых М. С. Масловым:

1. Особенности детского возраста (акцент на возрастные биохимические
и функциональные особенности в норме и при патологии): конститу­
ция и аномалии конституции; реактивность детского организма.

2. Этиология, патогенез, функциональная диагностика и лечение заболе­
ваний у детей (острые и хронические расстройства питания и пищева-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал