Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биоэтика
На протяжении длительного времени в нашей стране медицинскую этику в основном рассматривали как всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется медицинский работник в повседневной профессиональной работе. Однако в настоящее время акцент сместился: с гуманистического (любви к человеку, то есть по сути дела антропоцентризма) на биологический (почитание, восхищение неповторимостью и красотой, поддержка всего живого — биоэтика), и многие авторы сейчас употребляют эти понятия как синонимы. В России даже возник гибрид понятий — биомедицинская этика [Покровский В. И. и Лопухин Ю. М., 1997, 1999]. Термин «биоэтика» был введен Ваном Ренселлером Поттером в начале 70-х годов как соединение биологических знаний и критериев человеческих ценностей. Согласно определению Страсбургского симпозиума по биоэтике 1990 г.: биоэтика — область знаний, изучающая моральные, юридические, социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. Иными словами, это наука о критериях нравственного отношения к живому. В. Ю. Аль-бицкий и М. Э. Гурылева (2000), по работе которых и цитируется определение биоэтики, при этом добавляют: «Но кроме сказанного, биоэтика — это институт, защищающий интересы общества от агрессии науки, а также методология решения нравственных дилемм в области медицины, нашедшая применение в ежедневной практике медицинского работника и исследователя... Основная цель биоэтики — защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье». По существу в этих положениях неверна установка — наука и в том числе медицина не может проявлять агрессию, агрессивны и опасны люди (в том числе — ученые, врачи и т. д.), но определенный резон в них есть — придерживаясь принципов биоэтики, врач резко снижает возможность иатрогении, агрессивности медицинского вмешательства. Человек един со всем живым в природе и при исчезновении живого на Земле невозможен и человек, а отсюда — любая агрессия человека против живого, нарушающая кругооборот земной жизни, в конце концов приведет к ущербу и для человека. Это девиз движения Green Peace (Зеленый Мир), возникшего еще до появления учения о биоэтике. Н. П. Бочков (2001) указывает на этические проблемы соблюдения четырех принципов (делай благо, не навреди, автономия личности, справедливость) и трех правил (правдивость, конфиденциальность, информированное согласие) биоэтики в медицинской генетике. Принцип «делай благо» в медицинской генетике зависит от этических принципов общества, определяющих приоритет блага конкретного индивида или блага группы людей, общества в целом. Именно на этой основе в США, Дании, Швеции, Германии и других странах возникли евгенические программы насильственной стерилизации пациентов с отклонениями в умственном и физическом развитии. Согласно Н. П. Бочкову, было стерилизовано более полумиллиона человек. Современные принципы биоэтики обязывают искать компромисс между интересами общества и индивида.
|