![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Б79Формируем слоговую структуру словаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Большакова СЕ. Б79 Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка») ISBN 5-89144-754-1
Представлена краткая авторская версия методического пособия СЕ. Большаковой, которое скоро выйдет в издательстве «ТЦ Сфера». Опытный логопед-практик предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры речи, в частности приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных. Речевой материал и дидактические игры дополнены комплектом из 64 цветных картинок на специальной вкладке журнала. Предлагаемая автором система логопедических упражнений поможет родителям и логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.
УДК 373 ББК 74.3 Большакова Светлана Евгеньевна ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА Редактор О.Е. Громова Художник Н.В. Кулакова Корректор Т.Э. Балоунова Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 21.09.06. Формат 70 х 1О8'/, 6. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 2, 80. Тираж 5000 экз. Заказ № 6729. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15. При участии ООО «Карапуз-Дидактика» 105318, Москва, а/я 59. Тел.: (495) 365-43-89. Москва, Измайловское ш., д. 48 а. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2. ISBN 5-89144-754-1 © ООО «ТЦ Сфера», 2006
ВВЕДЕНИЕ
В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных. В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3, 5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина). По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств. В специальной литературе описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова) или другими тяжелыми речевыми расстройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина). Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений слоговой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением. В ходе обследования слоговой структуры необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 3—4 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. В пособии представлены 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры (см. цветную вкладку, с. 17—32), и приводится система упражнений. Представленные иллюстрации (в комплекте из 64 картинок) рекомендуется использовать для экспресс-диагностики нарушений слоговой структуры, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.
|