![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над гласными
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 1—6). Так, традиционное упражнение «окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис. 1). Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 2).
Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (рис. 3). Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами, рис. 4). Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].
Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью, рис. 5). Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис. 6). Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я» также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.
«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] + поза звука [э]; «ё» = [j] + поза звука [о] (рис. 3); «ю»= [j] + поза звука [у] (рис. 2); «я» = [j] + поза звука [а] (рис. 1). При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом. Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы («Окошко»), подчеркивает контрастность («Заборчик — Трубочка», «Трубочка — Хоботок»). Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены. Упражнение 1 Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: — в сопровождении ручных символов; — без них; — без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
|