![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспертиза аварий
Экспертиза производится, как правило, для всех аварий с пострадавшими, либо для отдельных аварий без пострадавших, если причины аварии и виновность участников не очевидны. Экспертиза производится с целью воссоздания картины возникновения аварии и механизма ее протекания. Основной задачей является установление положения и скорости движения участников до аварии, установление момента возникновения опасности и момента начала уклончивых действий, как правило, торможения, и т.д. На основании результатов экспертизы определяется, действовали ли участники в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и имели ли они техническую возмолсность избежать аварии, а суд устанавливает виновность и ответственность каждого участника. Как правило, экспертизу аварии назначает постановлением следователь или дознаватель (работники предварительного следствия), ведущий дело, однако она может быть назначена отношением либо определением суда, прокуратуры и адвокатуры. Экспертиза аварий требует точных исходных данных, что, в свою очередь, требует профессионального составления первичных документов и полного отражения в них необходимых деталей. Поэтому такие документы должны составляться профессионалами с максимальным использованием специальных технических средств, в первую очередь объемной фотографии, фиксирующей многие, казалось бы, незначительные детали, которые оказываются чрезвычайно важными. При отсутствии объемной фотографии допускается много неточностей и искажений, поэтому участники аварии, если они имеют физическую возможность, должны очень серьезно относиться к самой процедуре оформления первичных документов и соответствия зафиксированных в них данных реальной обстановке на месте аварии. Если участник имеет возможность с разных ракурсов сфотографировать обстановку на месте аварии, и по ряду признаков он допускает возможность необъективного разбирательства, то он вправе сделать эти фотографии, а также скопировать схему осмотра места происшествия, указав эти действия в протоколе либо в объяснениях. Поскольку результаты экспертизы оказывают непосредственное влияние на судьбы конкретных людей, то она может выполняться только в установленном порядке и по утвержденным методикам. Имеется специальная литература [11], где наряду с методиками приведены единые исходные данные, например, по времени реакции водителя (см. табл. 1), коэффициенту сцепления колеса с дорогой, коэффициенту эффективности торможения и т.д. В качестве примера рассчитаем остановочный (с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки) путь S0 легкового автомобиля с неполной загрузкой со скорости V- 60 км/ч на ровном горизонтальном участке асфальтобетонной дороги в районе пешеходного перехода при сухом и мокром покрытии хорошего качества и время торможения Т: V V2 S0=(t\+h+h) — +, м. 3, 6 25, 92(< 2г • cos a ± g ■ sin а) V T=.h+t2+h+—, с. 3, 6 • ат где t\ - время реакции водителя, с. t\ = 0, 6 с (см. табл. 1, пешеходный переход); h - время срабатывания тормозного привода. Для гидравлического привода легковых автомобилей f2=0, 2c; h - время нарастания замедления, с. Для легковых автомобилей с неполной нагрузкой примем: Гзм = 0, 25 с - на мокром покрытии, (р = 0, 5; ^зс = 0, 35 с - на сухом покрытии, ф = 0, 7. ат - установившееся замедление, м/с2: а = 1^Р м/с2 Кэ где g - ускорение силы тяжести: g = 9, 81 м/с; Ф - коэффициент сцепления; Кэ - коэффициент эффективности торможения. Для легкового автомобиля при неполной загрузке на мокром покрытии (ср = 0, 5) Кэ - 1; на сухом покрытии (< р = 0, 7) Кэ = 1, 22. Следовательно: 9, 81-0, 5 ИАЛС ; 2 9, 81-0, 7 С; ПО, 2 а - уклон дороги, град (спуск имеет знак «-», подъем имеет знак «+»). По условию задачи а =0. В результате для скорости 60 км/ч получим: - при мокром покрытии SZ = (0, 6 + 0, 2 + 0, 25)— + — = 45, 82 м; 3, 6 25, 92 -(4, 905 -1 + 0) ТЦ = 0, 6 + 0, 2 + 0, 25 + — = 4, 45 с; 3, 6-4, 905 - при сухом покрытии 5-0бс° - (0, 6 + 0, 2 + 0, 3 5)— + — = 43, 84 м; 3, 6 25, 92-(5, 628-1 + 0) Го6о =0, 6 + 0, 2 + 0, 35 + — = 4, 11с. 3, 6-5, 628 Заметим, что при скорости 40 и 90 км/ч эти цифры будут соответственно следующими: SZ = 24, 25 м; 509м = 89, 96 м; Г04„° =3, 31с; Г|2=6, 15с; 5о4с° = 23, 74 м; SZ2 = 84, 27 м; Г04с° = 3, 12 с; Г09с° = 5, 59 с. Как видно из приведенного, на величину остановочного пути непосредственно влияет скорость движения, качество и состояние покрытия, уклон дороги, загрузка автомобиля, тип тормозного привода, а также момент обнаружения опасности и готовность водителя к реагированию на обнаруженную опасность. Участники аварии, прежде чем подписывать документы, должны убедиться в том, что в них правильно зафиксированы качество и состояние покрытия - шероховатость, наносы песка и грязи, выступание связующей (потение), неровности, наличие воды, снега, льда, опавших листьев, возможный уклон и т.д. Особое значение приобретает момент обнаружения опасности, от которого отсчитыва-ется время и путь. Здесь имеется множество нюансов, связанных с недостаточной видимостью, характером и особенностями источника опасности, наличием предварительной информации и т.д. В условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман и т.п.) скорость движения в любой момент должна быть таковой, чтобы с учетом других факторов остановочный путь 5*0 был несколько меньшим расстояния видимости конкретного препятствия на полосе движения. Правда, виновные в создании препятствия также будут нести свою ответственность, однако это уже другая тема. Важным является характер возникшей опасности. Одно дело, например, если опасность исходит от неподвижного (статического) препятствия, скажем, от выпавшего груза - в этом случае момент возникновения опасности совпадает с моментом обнаружения препятствия и исполнение решения происходит существенно быстрее. Совсем другое дело, если опасность исходит от подвижного препятствия, поведение которого трудно- или вообще непредсказуемо, скажем, дети, пожилые люди, животные, пьяные участники движения. В этом случае момент возникновения опасности наступает несколько позже обнаружения препятствия - водителю необходимо еще некоторое время, чтобы осознать характер препятствия и выбрать адекватное решение. Имеет значение предварительная информация о возможном возникновении опасности, передаваемая водителю различными способами, например, с помощью дорожных знаков, разметки, звуковых и световых сигналов. Опытные водители получают необходимую информацию по характерным признакам складывающейся дорожно-транспортной ситуации, например, из-за остановившегося впереди автобуса на проезжей части может появиться пешеход, а вслед за выкатившимся на проезжую часть мячиком может выбежать подросток. На возникшую опасность необходимо реагировать не только быстро, но и правильно. Правила однозначно требуют снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства -все остальные уклончивые действия не запрещаются, но входят в сферу ответственности водителя. Скажем, если при объезде препятствия водитель наехал на опору линии освещения, или при объезде слева он выехал на полосу встречного движения и столкнулся с другим автомобилем и т.д., то ответственность за эти аварии полностью ложится на этого водителя. Чрезвычайно важным является точное отображение послеаварийной обстановки на схеме осмотра места происшествия. Здесь должно быть зафиксировано положение транспортных средств, включая углы поворота передних колес; наличие видимых повреждений автомобилей и обустройства дороги; места и конфигурация осыпи грязи, осколков стекла и т.д.; разбросанные детали, вещи, местоположение пострадавших и трупов; следы торможения, волочения и любые иные следы перемещения участников аварии. Все замеры отсчиты-ваются от т.н. базовой точки посредством установления базовой линии, которая привязывается к капитальным объектам, например, опорам линии освещения, углам зданий, кромке проезжей части и т.д. Поскольку черновая схема составляется не в масштабе, то особое значение приобретает количество и точность замеров, с тем. чтобы впоследствии можно было воспроизвести масштабную схему, которая дает более наглядное представление о послеаварийной обстановке. Все непосредственные участники аварии, если это физически возможно, дают письменные объяснения по факту самой аварии, которые определенным образом влияют на ход рассмотрения дела. Поскольку психологическое состояние участников аварии, как правило, сильно отличается от нормального, а правовая подготовка большинства участников явно недостаточная, то такие объяснения, чаще всего написанные под диктовку, могут содержать неточную информацию (или не содержать необходимой информации), которая впоследствии может быть использована не по назначению. Поэтому участник вправе отказаться в данный момент писать объяснения, перенеся это на более поздний срок. Если в протоколе или схеме осмотра места происшествия имеются записи, с которыми участник аварии не согласен, или не имеется записей, которые, по мнению участника, должны быть, то каждый участник, прежде чем подписывать протокол и схему, вправе указать на эти недочеты с соответствующей записью в обоих документах. Если участник аварии по каким-либо признакам не уверен, что разбирательство производится без предвзятости, он вправе обратиться за правовой помощью к адвокату. Техническую консультацию по авариям (платную) на сегодняшний день в Республике Беларусь оказывают лишь эксперты НИЦ ДД БИТУ (тел.: 2927781, г. Минск, ул. Я. Коласа 12, ауд. 301), при этом, как правило, им потребуется копия схемы осмотра места происшествия. Как представляется, обращение к адвокатам и экспертам желательно на возможно более ранней стадии разбирательства. Это тем более важно, что в обычной практике эксперты отвечают лишь на вопросы, сформулированные следствием или судом, и от того, как они сформулированы, часто зависит исход дела. Поэтому участник аварии через адвоката, следователя, прокурора или суд, вправе составить свои вопросы, поясняющие ту или иную грань рассматриваемой аварии. Естественно, помощь адвоката и особенно эксперта в формулировке вопросов является необходимой.
|