![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль в дорожном движении
Контроль является важнейшей и неотъемлемой частью системы управления. Поскольку в дорожном движении практически соединены две области управления - технологическим процессом движения и деятельностью человеческих групп - то задачи контроля здесь сложные и специфические. Кроме выполнения главной задачи - контроля за режимом движения (и стоянки) - необходим еще контроль за соблюдением нормативов, за состоянием участников движения, транспортных средств, документации, технических средств управления, дорожных условий, контроль за работой АСУ ДД, общественного транспорта, обслуживающих организаций, а также контроль за работой самих контролеров. Основные функции контроля в дорожном движения выполняет государственный орган - ГАИ МВД Республики Беларусь. Некоторые функции выполняют ведомственные контрольные службы, в основном транспортники, дорожники, коммунальщики. К сожалению, общественный контроль в дорожном движении сегодня практически отсутствует. Основной контрольной функцией ГАИ, которая действует на основании «Положения», является контроль за режимом движения и стоянки. Сегодняшний контроль за движением нельзя признать эффективным по ряду причин. Первая из них, объективная - это специфика дорожного движения - чрезвычайная массовость объектов, их распределение по всей улич-но-дорожной сети страны и фактическая непрерывность движения. Ясно, что для прямого контроля за всеми участниками движения у государства просто не хватит ни людских, ни материально-финансовых ресурсов. Остальные причины, как представляется, носят субъективный характер. Среди них можно отметить несовершенную нормативную базу процесса движения, ограничительно-запретительную практику регулирования, отсутствие соответствующих технических средств и автоматизированных систем контроля. Кратко остановимся на причинах субъективного характера. Сегодня управленцы низшего уровня свою задачу представляют в виде установки огромного количества всевозможных ограничений и запрещений, значительная часть которых является абсолютно ненужной и носит перестраховочный характер. Эти управленцы не несут абсолютно никакой ответственности за установку именно этих и именно стольких ограничений и запрещений, что и привело к такому неэффективному ограничительно-запретительному подходу к регулированию. Известно, [12] что если ограничение контролируется недостаточно (выявляется менее 50 % нарушений), то такое ограничение приносит только вред, поскольку участники движения убеждаются в ненужности и провокационности этих ограничений и у них вырабатывается стойкое чувство вседозволенности и безнаказанности. В наших условиях, когда только запрещающие знаки составляют около трети от общего количества дорожных знаков, проконтролировать все ограничения силами ГАИ физически невозможно, не то что на 50 %, но даже на 5 %. Легко представить, какой вред приносит такая практика управления, какое неприятие она вызывает у участников движения, как они относятся к этим ограничениям и контролю за ними. Дело доходит до абсурда, когда водители различными способами предупреждают «нарушителей» о наличии на линии контроля, который, в принципе, защищает именно их интересы. Очевидно, прежде чем вводить какие-либо ограничения, необходимо получить всестороннее подтверждение его полезности и обязательно согласовать с контролирующими органами. В Республике Беларусь это тем более легко, потому что ограничения контролирует и устанавливает (или согласовывает) одна и та же организация - ГАИ. Поскольку в регулировании основной упор сегодня делается на ограничение скорости, то и значительная часть контрольных усилий сосредоточена именно в этом направлении. Высшие чиновники от организации движения объявили, прямо-таки, войну скорости, убеждая общественность в том, что скорость является источником всех бед, в первую очередь аварийности. Ранее (см. п. 3.3) было доказано, что это совсем не так, что скорость, сама по себе, не является причиной аварийности, что аварийность является следствием несоответствия скорости условиям движения, неправильной мотивации и дорожного поведения участников, неоптимального управления и целого ряда других причин. Было показано, что снижение скорости менее 60 км/ч, особенно в городах, всегда приводит к колоссальному росту экономических, экологических и социальных потерь и не всегда приводит к снижению аварийности. Конечно, скорость, наподобие электричества или газа, требует к себе осторожного, уважительного отношения, что стоит серьезных денег. Да, там где электричество непосредственно может соприкасаться с человеческим телом, там напряжение должно быть понижено, скажем, до 12 или 36 В, хотя это и стоит недешево. Но там, где электричество передается на определенное расстояние (транспортируется), там его напряжение повышают, и чем больше объем энергии и расстояние, тем выше напряжение. Это элементарно и оспаривать его бессмысленно - сегодня уже никто не осмелится проявлять заботу о безопасности людей понижением напряжения в ЛЭП, скажем, с 500 кВ до 36 В, или в потребительской сети, скажем, с 220 до 12 В. Никто также не ратует за снижение скорости поездов, самолетов, кораблей. А вот в дорожном движении чиновники все еще требуют снижать скорость, снижать намного и повсюду. Никто не против жестких ограничений скорости там, где это необходимо - на дворовых территориях, в жилых зонах и т.п. - там, где много людей и низкая интенсивность движения транспорта, там это вполне оправдано. Но там, где интенсивность высокая, повышать безопасность следует не за счет ухудшения всех других характеристик процесса, не за счет понижения напряжения, а за счет улучшения изоляции - этот путь намного эффективнее и стоит в десятки, а то и в сотни раз дешевле (см. п. 4.6). Однако у рычагов управления дорожным движением сегодня стоят люди, которые относятся к скорости не как к двигателю прогресса, а как к злейшему врагу. (Заметим, что для себя эти люди делают исключение и сами ездят на высокой скорости). Именно они наносят огромный вред развитию дорожного движения и делают они это через ГАИ, сами оставаясь в тени. Вред, который наносится государству и обществу неоправданным снижением скорости менее 60 км/ч, трудно преувеличить. Например, в экологическом плане, в городе скорость потока (транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания) порядка 30 км/ч является, чуть ли, не преступлением, поскольку выбросы вредных веществ увеличиваются в шесть раз (!) по сравнению со скоростью 60 км/ч. В экономическом плане эта скорость приносит вред из-за потери времени, перерасхода топлива, износа автомобилей и снижения пропускной способности. В социальном отношении она вызывает массовое сопротивление участников со всеми вытекающими последствиями. Да и с точки зрения безопасности, скорость потока 30 км/ч, если она не соответствует условиям движения, вызывает повышенный уровень аварийности (см. п. 3.3). Здесь необходимо отметить, что базовые условия движения в наших городах с их послевоенными улицами - прекрасные, за что наша нация заплатила неимоверно высокую цену. Поэтому нет никаких оправданий снижению скорости движения на городских магистральных улицах ниже 50-60 км/ч, которая физиологически вполне приемлема для человека и сама по себе не является причиной аварийности. К большому сожалению, сегодня средняя скорость движения на магистральных улицах наших городов находится как раз в пределах 30 км/ч, в основном по причине неоптимального управления и контроля. Многие положения сегодняшних нормативов вырабатывают у участников движения стойкое убеждение в том, что эти нормативы - надуманные, нежизненные, порой просто глупые, даже преступные. Уже упоминалось, что предоставление пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе приоритета перед автомобилем без предоставления последнему переходного интервала (см. п. 5.4) преступно, поскольку ведет либо к неприемлемому по экономическим, экологическим и социальным соображениям снижению скорости при подъезде к переходу до 10 км/ч, либо к повышению аварийности в начальной фазе процесса перехода в сотни раз. Пешеход понимает, что будь у него хоть три приоритета, он не может начинать переход, если подъезжающий автомобиль не имеет возможности остановиться - это приведет к смерти или увечьям. Значит, если автомобиль не может остановиться, ему нужно уступить дорогу. Но определить без ошибки, есть ли у автомобиля возможность остановиться, пешеход не может. Значит, начинать переход можно только тогда, когда, по мнению пешехода, автомобиль с запасом может остановиться. Следовательно, пешеходу (и водителю) нужна помощь в безошибочном определении возможности безопасного начала перехода. Однако вместо этого Правила дорожного движения просто отдали пешеходу приоритет. Отсюда вопрос, как надо переходить дорогу - по Правилам или по реальной обстановке? Другой пример - Правила требуют в любых (!) случаях переходить дорогу по пешеходным переходам либо на перекрестках по линии тротуаров или обочин (кстати, линии тротуаров не всегда расположены на перекрестке!), если они находятся в зоне видимости. Но что такое «зона видимости» нигде не указано, поэтому эта норма не имеет физического смысла. Если же допустить, что зона видимости близка к 300 м (исходя из определения «Недостаточная видимость»), то на перегоне протяженностью менее 500-600 м между перекрестками в любом месте переходить дорогу нельзя. Легко представить, как тетка Авдотья, пользующаяся колодцем, расположенным напротив ее дома на той стороне деревенской улицы, будет ходить за водой по Правилам - сначала 250 м от дома к перекрестку, там переход улицы (кстати, здесь она не имеет никакого приоритета, поскольку нет ни разметки, ни дорожных знаков «Пешеходный переход»), затем от перекрестка к колодцу, затем, уже с водой, тем же путем к дому. Если бы такое случилось хотя бы один раз, тетка Авдотья получила бы репутацию психически больной! Могут возразить, что за такое нарушение Правил никто не преследует. Но тогда возникают вопросы: за какие нарушения Правил следует наказание, кто устанавливает границы между наказуемыми и ненаказуемыми нарушениями Правил, как себя вести автоинспектору при нарушении Правил, как себя вести пешеходам при виде инспектора, кому и зачем нужны такие Правила? Еще несколько вопросов, связанных с действующими Правилами. Как отличить остановку продолжительностью 4 минуты 50 секунд от стоянки продолжительностью 5 минут 10 секунд? Как двигаться по кольцевому перекрестку с регулированием по типу «Кольцо главное», или как делать левые повороты с улицы, имеющей узкие (в пределах 3 м) разделительные полосы, если практика и Правила расходятся на 180°? Как заехать - выехать с улицы во двор собственного дома, если Правила этого попросту не разрешают. Как на перекрестке повернуть налево или направо, останавливаясь для пропуска встречного транспорта или пешеходов, но не создавая препятствия для движущихся сзади по той же полосе транзитных автомобилей? Эти и другие примеры показывают, что нормативы оторваны от жизни и часть их положений просто невыполнима. Но если одни положения нормативов невыполнимы, другие выполнять не нужно, а третьи выполнять стыдно, то почему нужно выполнять остальные положения этих же нормативов, с которыми участники также не согласны и которые, практически, не контролируются? Отсюда, любой случай поимки и наказания «нарушителя», независимо от истинной значимости нарушения, является для водителя или пешехода актом несправедливости, насилия и воспринимаются очень враждебно. Тем более что истинную значимость нарушения никто не знает - объективно невозможно доказать, что именно это «нарушение» в данной конкретной обстановке обязательно привело бы к конфликтной ситуации или к коллизии. Таким образом, некачественные нормативы приносят очень большой вред - они не только дезорганизуют движение и усложняют контроль, но и являются одной из причин очень ненужной и вредной конфронтации между участниками движения и управленцами. Контролирующие органы сегодня очень плохо оснащены современными техническими средствами и автоматизированными системами контроля, что не только снижает производительность, но и потворствует ряду сознательных нарушений. Например, сегодня практически невозможно доказать, особенно в граничных условиях, кто из двух участников коллизии двигался на красный сигнал светофора, а кто - на зеленый сигнал, хотя технически это элементарно разрешимо. Представляется, что в любом месте проезд на красный сигнал должен фиксироваться автоматически, а нарушитель со 100%-й гарантией должен наказываться. Также автоматически должны фиксироваться все (!) превышения установленной скорости и обгоны в запрещенных местах. При этом, разумеется, все ограничения и запрещения должны быть всесторонне обоснованы и пройти надлежащую экспертизу. Повсюду, где это только возможно или где надлежащий контроль не гарантирован, запреты и ограничения должны быть заменены на рекомендации. Методическая и кадровая работа в контролирующей организации должна включать, кроме прочего, постоянное повышение квалификации и самый разнообразный контроль самих контроллеров. Все участники движения должны быть абсолютно уверены в том, что контроль направлен на защиту их интересов, что он доверен грамотным профессионалам с абсолютно чистыми руками. Только в этом случае между участниками и управленцами будет достигнут необходимый уровень взаимопонимания. Ведомственный контроль имеет типовой недостаток - он, в большей мере, направлен на защиту интересов ведомства и поэтому не всегда объективен. Примером неэффективности ведомственного контроля в дорожном движении можно считать работу общественного транспорта в городах. Ведомство просто не справляется с надлежащим учетом суточной и сезонной неравномерности пассажиропотока, с оптимальным размещением остановочных пунктов, с контролем за соблюдением графиков движения, с информированием пассажиров о перебоях в движении и т.п. Отдельный разговор о контроле оплаты за проезд. Ведомство вступило в денежно-финансовые отношения с населением, но деньги, по причине физических затруднений, практически не считаются (!?). Экономический и особенно социальный вред от такого управления и контроля трудно преувеличить. Сегодня в дорожном движении абсолютно не используется один из самых эффективных видов контроля - общественный. Практически все участники движения кровно заинтересованы в наведении разумного порядка на наших улицах и дорогах и нужно использовать этот огромный потенциал. Для этого необходимо создать небольшие компьютеризованные общегосударственный и региональные центры, с которыми в любой момент любой участник может связаться лично, по телефону или по почте, с обязательным (номерным) подтверждением получения информации. (Кстати, эта связь могла бы работать и при авариях или других нештатных ситуациях.) Обратная связь может быть дополнена широким использованием телевидения, радио, печати. Можно использовать и другие формы общественного контроля, как это делается в некоторых странах. Таким образом, на основе приведенных фрагментов мы увидели, что контроль является частью управления дорожным движением и что имеются очень большие возможности для совершенствования системы управления в целом и контроля, в частности.
|