Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример расчета потерь в дорожном движении
На участке нагруженной городской магистральной улицы в районе остановочного пункта маршрутного пассажирского транспорта за последний год произошло 5 аварий - две с ранением (наезд на пешехода) и 3 с материальным ущербом (столкновения). Местные управленцы ограничили скорость движения с 60 до 40 км/ч и усилили контроль за движением (вариант 1) - аварии временно прекратились. Стоимость этого мероприятия составила около 350 у.е., приведенная к году стоимость составила около 300 у.е./год. Однако существует и другое решение - провести тщательный очаговый анализ и устранить конкретные причины аварий без ограничения скорости движения (вариант 2). В данном случае, основными причинами аварий оказались: - повышенное маневрирование транспортных средств в районе остановочного пункта из-за отсутствия заездного кармана; - несанкционированный переход проезжей части пешеходами по прямой от остановочного пункта, расположенного далековато от пешеходного перехода, к магазину, расположенному на противоположной стороне улицы практически напротив остановочного пункта. Предлагаемые мероприятия включают приближение остановочного пункта к пешеходному переходу, организацию заездного кармана и установку пешеходных ограждений на противоположной стороне улицы на длине 150 м напротив магазина. Ожидается полная ликвидация очага аварийности и некоторое улучшение равномерности движения (коэффициент вариации 1у уменьшится с 0, 1 до 0, 05). Стоимость этих мероприятий, ориентировочно, составит около 10000 у.е. Приведенная к году стоимость, с учетом срока окупаемости (8 лет - за-ездной карман и 6 лет - пешеходные ограждения), составит около 1300 у.е./год. Требуется определить, как изменятся суммарные потери на исследуемом участке при снижении аварийности по обоим вариантам. Исходные данные к расчету приведены в табл. 12. Таблица 12 Исходные данные к расчету потерь
Окончание табл. 12
В качестве эталонного принимаем вариант существующей организации движения. Расчет аварийных потерь производим согласно табл. 11: Па = 2-2100 + 3 • 700 = 6300 у.е./год. Расчет экономических потерь производим по формуле И™, = " ■ -- - ■ S■ Q■ КПЭ ■ Фг • Cd, у.е./год. V и J J-J-экн! 40 60 0, 5 • 2000 • 1, 3 • 4200 • 4, 5 = 204700 у.е./год. ПЭКн2 = 0 - скорость движения не изменилась. Расчет экологических потерь от выбросов в атмосферу (Пт) и от транспортного шума (Щ) опускаем и приводим лишь результаты: Вариант 1: nmi = 232200 у.е./год - выбросы на участке увеличились с 60 т/год до 460 т/год; Пл - -20800 у.е./год - из-за снижения скорости с 60 до 40 км/ч уровень шума уменьшился и, следовательно, уменьшились потери от шума. ПЭКЛ1 = П«1 + Пц = 232200 - 20800 = 211400 у.е./год. Вариант 2: Пт2 - -10400 у.е./год - выбросы на участке несколько уменьшились из-за улучшения равномерности движения; П/, 2 = 0 - скорость движения и, следовательно и уровень шума не изменились; Пэкл2 = П«2 + П12 - 10400 у.е./год. Суммарные потери в сравнении с существующей организацией движения составят: Пц = ПЭКН1 + ПЭКл1 + Cmi - Па = 204700 + 211400 + 300 - 6300 = 410100 у.е./год; Пи = ПЭКН2 + Пэкл2 + Ст2 - Па = 0 - 10400 + 1300 - 6300 = -15400 у.е./год. Таким образом, простейшие расчеты показывают, что снижение аварийности за счет ограничения скорости мощных потоков приводит к очень большим экономическим и экологическим потерям - в данном случае примерно на 410 тыс. у.е./год, или 65 у.е. увеличения потерь на каждую у.е. снижения аварийности - и поэтому неприемлемо. Кроме того, при ограничении скорости появляются очень большие социальные потери, связанные с нарушением скоростного режима, выявлением нарушителей, попытками откупиться и т.д. Поэтому необходимо искать другие варианты решений, - а они почти всегда имеются, - которые, как в нашем примере, позволяют не только снизить аварийность, но и принести определенную экономию, в данном случае, около 15 тыс. у.е./год. Ограничение скорости - исключительная мера воздействия и она может быть оправдана только тогда, когда исчерпаны абсолютно все другие возможности. Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 5.1. Общие положения Идеология управления дорожным движением. Идеология - это система взглядов, идей, представлений и понятий, характеризующих деятельность или социальную общность. Поскольку дорожное движение - это социально-производственная деятельность, то управление им обязательно должно иметь свою идеологию. В каждой идеологии имеются некоторые основополагающие, базовые принципы и подходы, на которых, собственно, она и строится. В сегодняшнем управлении дорожным движением такой идеологической базой является полная и всеобщая зависимость участников движения от государства и их беззащитность перед этим государством. Понятно, что такая идеология, основы которой были заложены еще в далекие сталинские времена, сама по себе ущербна и не может привести к нормальному развитию, поэтому сегодня она неприемлема в принципе. Специфика дорожного движения, в частности, огромные масштабы потерь, исключительная массовость и неподконтрольность участников, требует того, чтобы управление опиралось на современную идеологическую базу, приемлемую для всех. Представляется, что такой базой должно быть взаимовыгодное сотрудничество и взаимное уважение между государством и участниками движения в целях достижения наилучших результатов. Важнейшим экономическим (или производственным) принципом следует считать учет всех видов и минимизация суммарных приведенных потерь. Важнейшими социальными принципами можно считать: - учет социально-психофизиологических факторов; - всеобщая и полная ответственность; - соблюдение основополагающих прав и свобод человека. Рассмотрим их несколько подробнее.
1. Необходимо учитывать все виды потерь - экономические, экологические, аварийные, социальные, и принимать такие решения, при которых суммарные приведенные потери будут минимальными. Этот принцип должен обязательно распространяться на всю систему дорожного транспорта. В этом случае, например, если бы на дорожников ложились все потери в дорожном движении из-за плохих дорожных условий, им было бы крайне выгодно содержать дороги в идеальном состоянии, а неизбежно возникающие недостатки устранялись бы на самых ранних стадиях, причем, немедленно, с отличным качеством и в самые ненагру-женные ночные часы. В той же мере это относится к железнодорожным переездам, коммунальным службам, рьяным инспекторам и т.д. 2. Все управляющие воздействия в дорожном движении воспринимаются и реализуются человеком, поэтому они должны соответствовать его возможностям и особенностям и быть для него понятными и приемлемыми. Эти воздействия должны учитывать его мотивацию, он должен быть с ними согласен, иначе их исполнение совершенно не гарантируется. Именно здесь заключены самые большие трудности управления - неуважительные взаимоотношения в дорожном движении. Доверительность, уважительность отношений между участниками движения достигается очень трудно - здесь нужны годы и десятилетия кропотливых и разносторонних усилий, потому что формирование личности происходит только частично в дорожном движении, а остальное - в других сферах общественного бытия. В то же время, доверительность отношений между управленцами и участниками движения достигается несопоставимо быстрее и проще, поскольку все в основном зависит от управленцев. Именно управленцы должны быть ведущей стороной в процессе налаживания отношений, причем все должно начинаться с себя, т.е. управленцы. Если управленцы не выполняют своих обязательств перед участниками движения, то ни о какой доверительности отношений или взаимном уважении не может быть и речи, как бы громко это не декларировалось со стороны управленцев. 3. Дорожное движение может нормально функционировать только при условии четкой и согласованной работы всей системы дорожного транспорта, когда каждый несет полную ответственность за свои действия или бездействие. Поскольку львиную долю времени участники движения являются неподконтрольными, то необходимо применять такие управляющие воздействия, которые бы не сводились к мелочной опеке и не требовали контроля за каждым шагом участника, а были бы ему выгодны и оценивались бы по конечному результату. Не вызывает сомнения тот факт, что управление дорожным движением должно базироваться на сочетании выгоды и ответственности, интереса и страха, причем, в подавляющем большинстве случаев, доля выгоды (или интереса) должна быть несоизмеримо большей. Но ответственность («страх») должна присутствовать при принятии любого решения, должна быть обязательной составной частью мотивации всех участников движения и причастных к дорожному движению управленцев. 4. Первое и основное право каждого участника - право на жизнь, право на безопасное движение. Это право реализуется путем создания надлежащих условий движения. Особую актуальность в этом плане приобретают права пешеходов на безопасный переход проезжей части, которые сегодня часто игнорируются в явном виде, особенно, на нагруженных улицах городов или небольших населенных пунктах с интенсивным транзитным движением. Столь же важным является неограничение и других «конституционных» прав и свобод участников движения, установленных действующим законодательством, например, разрешенная скорость движения 60 км/ч в населенных пунктах и 90 км/ч на загородных дорогах. Все непостижимое многообразие сегодняшних местных ограничений и запрещений является незаконным, поскольку любому мелкому чиновнику или инспектору позволяет запросто и совершенно безнаказанно залезать в карман участников движения, а следовательно, и государства, отнимая у них время и деньги. Любое местное ограничение в режимах движения на территории данного государства может быть введено только с разрешения законодателя, а не по прихоти чиновника. При этом виновные в необходимости введения таких ограничений (а иногда такие ограничения действительно необходимы) должны возмещать обществу полный ущерб. В этом случае потребность в подобных ограничениях резко уменьшится и станет действительно минимально необходимой. Все участники движения должны иметь право на защиту своих интересов. Должны быть приняты нормативы, оговаривающие пределы допустимых действий и состояний в дорожном движении. Должны быть созданы специальные легкодоступные инстанции, куда любой участник движения, в любое время и по любому поводу может обратиться с информацией или просьбой о защите своих интересов, связанных с дорожным движением. Разумеется, он также имеет право обратиться в судебные инстанции, специализирующиеся на делах, связанных с дорожным движением. Методология управления дорожным движением. Методология - это совокупность методов и приемов управления, предназначенная для реализации заданной идеологии. Методы управления (регулирования) условно можно разделить на несколько групп: разделение потоков; снижение потенциальной вредности конфликтов; повышение производительности; классификация улиц и дорог. Рассмотрим эти методы. 1. Разделение потоков придает упорядоченность движению, облегчает управление и приводит к снижению всех видов потерь. Разделение в пространстве осуществляется с помощью Правил, оговаривающих правостороннее движение; с помощью дорожных знаков, разметки и ограждений, разделительных полос и островков, бортового камня и кюветов, а также перекрестков и пешеходных переходов, выполненных в разных уровнях. Разделение во времени осуществляется посредством приоритета, дающего преимущественное право на движение одному из конфликтующих участников, светофорного или ручного (с помощью инспектора) регулирования, а также смещения начала или окончания работы соседних крупных по-токообразующих объектов. В случае невозможности разделения транспортных и пешеходных потоков допускают их совместное движение, при этом скорость транспорта жестко ограничивают до 10-30 км/ч - дворовые и закрытые ведомственные территории и т.н. жилые зоны. 2. Поскольку полное исключение конфликтов принципиально невозможно и они ос - уменьшение количества конфликтов за счет снижения числа необязательных, разрешенных и вынужденных маневров. Необязательные маневры совершаются в основном на перегоне, включают перестроение (смену полосы движения), обгон, разгон-торможение и вызываются неоднородностью состава транспортного потока, неопределенностью обстановки, стремлением многих водителей ускориться и занять лидирующее положение в группе и т.д. Вынужденные маневры - это перестроения из-за объезда запаркованных или остановившихся поворотных машин, торможения-разгоны перед светофорными объектами, объезд многочисленных препятствий на проезжей части, перестроения для совершения поворотов и т.д.; - улучшение условий двиэ/сения в конфликтной зоне достигается в первую очередь за счет обеспечения достаточной видимости конфликтующих участников (желательно, за 5-6 с, но не менее чем за 3 с до прибытия в точку конфликта); хорошего состояния проезжей части; четкости и логичности приоритета; предварительной информации и т.д. - уменьшение скорости движения в конфликтной зоне помогает безопасно выполнять конфликтные маневры. При этом часто валено снизить относительную скорость участников, что достигается как уменьшением скорости главного, так и повышением скорости второстепенного участника, например, строительством разгонной полосы, увеличением радиуса поворота на въезде в кольцевые перекрестки и т.д. В этом плане применение знака 2, 5 «Проезд без остановки запрещен» приводит к резкому увеличению относительных скоростей, что весьма нелселательно. В некоторых случаях, когда имеют место особо опасные конфликты и ограничение скорости с помощью знаков недостаточно, прибегают к физическому ограничению скорости путем сужения проезжей части, уменьшения радиуса поворота, устройства искусственных препятствий на проезжей части (например, т.н. «спящий полицейский»), нанесения поперечной разметки с уменьшающимся шагом, устройства специального волнистого покрытия и т.д.; - совершенствование процесса конфликтного маневра включает: своевременное предупреждение всех участников о предстоящем маневре; четкое и уверенное выполнение самого маневра; предотвращение внезапности - все маневры должны быть понятны, ожидаемы и логичны (например, остановка мощной движущейся пачки автомобилей на красный сигнал светофора сама по себе нелогична и поэтому часто сопровождается попутными столкновениями). 3. Повышение производительности движения предполагает снижение всех видов - выравнивание состава транспортного потока уменьшает число маневров и достига - информирование участников должно быть воспринимаемым, достаточным, своевре ков, то только три из них будут восприняты водителем). Достаточность предполагает наличие такого количества информации, которое позволяет водителю уверенно двигаться на любом участке улично-дорожной сети. Своевременность предполагает наличие достаточного времени для выполнения требуемых действий: в городе - 5-6 с, за городом - 6-9 с. В некоторых случаях требуется предварительная информация или дублирование информации. Особняком стоит такое свойство информации, как доверительность, которая является одним из самых сложных элементов взаимоотношений в дорожном движении и достигается при достаточной компетентности управленцев и высоком уровне уважения к участникам; - выравнивание и снижение уровня загрузки предполагает оптимальное использование имеющейся улично-дорожной сети. Выравнивание в пространстве осуществляется путем перераспределения потоков по полосам движения или по улично-дорожной сети. Например, на средненагруженной магистрали с тремя полосами в каждом направлении правая полоса не загружена из-за запаркованных автомобилей, левая полоса не загружена из-за левоповорот-ных автомобилей и практически весь поток движется по одной, средней полосе, что приводит к большим потерям. Особую значимость имеет выравнивание загрузки по времени и особенно при светофорном регулировании; - выбор оптимального скоростного режима является одной из самых главных забот и для водителей, и для организаторов движения, и самым непосредственным образом влияет на все показатели дорожного движения. Существующие методы назначения скоростного режима являются принудительно-ограничительными и явно перестраховочными, что не только не дает положительных результатов, но в значительной мере вызывает противостояние на дорогах между участниками и управленцами. Поэтому существующие методы должны быть заменены на информационно-рекомендательные, сущность которых заключается в том, что скоростные режимы в основном рекомендуются водителю, а не навязываются ему силой. В результате в рамках общепринятых стандартных ограничений (жилая зона - 30, населенный пункт- 60, загородные дороги - 90 и автомагистрали - 120) водитель сам выбирает скорость, но несет полную ответственность за наступающие последствия. Заметим, что и сегодня всю полноту ответственности несет только водитель, даже если авария произошла на скорости равной или меньшей скорости ограничения, а многочисленные авторы бесконечных ограничений не несут никогда и никакой ответственности. В тех случаях, если по каким-либо причинам желательно уменьшить скорость ниже стандартных ограничений, управленцы рекомендуют понизить скорость, информируя водителей о причине, времени действия, адресатах и т.д. В этом случае водитель имеет право не соблюдать рекомендацию, но в случае наступления нежелательных последствий игнорирование рекомендации резко повышает ответственность. Поэтому рекомендация приобретает особый статус - исполнение ее необязательно, но ответственность за последствия при неисполнении многократно усиливается. Разумеется, рекомендация должна быть доверительной и управленцы должны нести ответственность за качество рекомендации - в противном случае везде будет рекомендована скорость пять км/ч. Таким образом, стандартные ограничения скорости приобретают силу закона и местные управленцы их уменьшить не могут - они могут только рекомендовать снижение скорости. Конечно, могут быть исключения, например, в случае стихийных бедствий, движения по паромной переправе и т.д. Возможны и другие случаи, но только с разрешения высшего законодательного органа страны - он устанавливает законы и только он может их изменять. 4. Классификация улиц и дорог. Известно, что уровень регулировочных воздействий должен соответствовать уровню нагрузки или опасности. Невозможно одни и те же требования нормативов распространять на все случаи жизни - это ведет к абсурду. Классический пример - запрещение перехода проезжей части там, где в зоне видимости имеется пешеходный переход или перекресток. Это положение справедливо для сильнонагруженных магистралей, оно спорно для средненагруженных улиц и дорог и совершенно абсурдно для нена-груженных местных улиц, не говоря уже о проселочных и лесных дорогах. Или другой при- мер - запрещение стоянки ближе 15 м от перекрестка и от пешеходного перехода. Если для малонагруженных местных улиц это приемлемо, для средненагруженных - спорно, то для сильнонагруженных магистралей это не только неприемлемо, - это преступно! Чтобы управляющие воздействия были адекватны многообразию условий и были приемлемы участниками движения, улицы и дороги должны классифицироваться на несколько регулировочных групп. Такая классификация, в принципе, уже существует, но она, как представляется, имеет незавершенный вид и слабо отражается в нормативных документах, в частности, в Правилах. Поэтому здесь предлагается рабочая классификация с рабочими названиями, к которой нужно относиться как к одному из возможных рабочих вариантов. Итак, загородные дороги предлагается делить на три категории: магистральные, нормальные (стандартные), местные. Магистральные дороги уже имеются в нормативах, характеризуются отсутствием пересечений в одном уровне, запрещением движения тихоходных транспортных средств и пешеходов. Скорость движения (стандартная) предлагается 120 км/ч. Обозначаются, в принципе, согласно действующим нормативам. Нормальные (стандартные) дороги - дороги с усовершенствованным покрытием, не относящиеся к категории магистральных или дороги с гравийным покрытием, по которым организовано регулярное автобусное сообщение. Стандартная скорость - 90 км/ч. Управляющие воздействия - Правила, дорожные знаки, разметка, светофоры и т.д. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом не запрещенном месте, но под защитой закона они находятся только на пешеходных переходах или приравненных к ним местах. Местные дороги - дороги без покрытия или с покрытием, на которых отсутствует регулярное автобусное движения. Это - многочисленные местные, проселочные, лесные или иные дороги вспомогательного значения. Никаких обязательных требований к установке знаков или иных средств регулирования (кроме названий населенных пунктов или иных объектов) нет. Управляющие воздействия - Правила. Городские улицы предлагается классифицировать на четыре регулировочные группы: магистральные, нормальные (стандартные), жилые, пешеходные. Магистральные улицы - улицы со стабильно высокой транспортной нагрузкой, как правило, магистрали общегородского значения. Они характеризуются напряженным движением и очень высокими потерями. На них повсеместно, кроме специально разрешенных мест, запрещена остановка-стоянка и движение тихоходного транспорта. Допуск пешеходов на проезжую часть, кроме регулируемых пешеходных переходов, повсеместно запрещен посредством ограждений, дорожных знаков и надписей. Работает координация, практически исключающая остановки потока, необязательные разгоны-торможения, опережения и т.д. Все въезды, выезды и сама улица обозначаются специальными знаками, а предписываемые режимы движения жестко контролируются. Нормальные (стандартные) улицы не обозначаются и все на них так же обычно, как принято сейчас. Разве что пешеходам разрешается переходить дорогу в любом не запрещенном месте, но под защитой закона они находятся только на пешеходных переходах или на приравненным к ним местам. В тех местах, где переход проезжей части крайне нежелателен, устанавливаются пешеходные ограждения самых разнообразных типов и конструкций. Жилые улицы - это улицы со стабильно низкой интенсивностью движения транспорта, относительно высокой интенсивностью движения пешеходов и не очень хорошими условиями для разделения транспортных и пешеходных потоков. Как правило, они находятся в селитебной зоне, на незакрытых ведомственных или дворовых территориях и т.п. Характеризуются резко ограниченной скоростью - до 30 км/ч и совмещенным движением транспорта и пешеходов с равным приоритетом. Начало и конец улицы оговаривается. Такая категория улиц имеется в действующих нормативах под названием «жилая зона». Пешеходные улицы характеризуются однозначным приоритетом пешеходов и запрещением движения транспортных средств. На этих улицах разрешается только движение специ- альных машин - уборочных, доставочных и т.д., - при этом, как правило, только в ночные или утренние часы. Пешеходные улицы организуются в зоне расположения многочисленных объектов пешеходного тяготения и обозначаются в соответствии с действующими нормативами. Таким образом, рассмотрены основные методы управления дорожным движением. Ниже, очень кратко, рассмотрим основные приемы регулирования, к которым относятся: запрещение, ограничение, предписание, рекомендация, предупреждение, информирование. Наименее распространенным в Республике Беларусь является рекомендация. Рекомендация дает некоторую свободу участнику, пусть в рамках стандартных ограничений, но все лее свободу. К тому же, за неисполнение рекомендации при отсутствии конфликтной ситуации или коллизии, т.е. в обычных условиях, участник не несет никакой ответственности. Это очень неудобно для управленческих структур, поскольку они, как им представляется, теряют какую-то долю управленцев над участниками, что никогда не приветствовалось. Информирование участников сегодня имеет ряд недостатков, среди которых можно отметить: - чрезвычайно слабая информация о положении участников на улично-дорожной сети -нет названий улиц, указаний маршрутов движения, характеристик условий движения по маршруту и т.д.; - нет достаточной информации об объектах тяготения, многие из которых, например, торговые центры, вокзалы, предприятия сервиса и т.д. до сих пор не имеют своих дорожных знаков; - не принято давать информацию о временном, особенно кратковременном закрытии отдельных участков улично-дорожной сети, перебоях в работе маршрутного пассажирского транспорта и т.д. Предписание неплохо используется для направления транспортного потока по заданным траекториям. Однако в других случаях, например, для задания скоростного режима при координации, предписание не используется совсем и для этого даже не предусмотрены какие-либо технические средства. Наибольшее распространение, к сожалению, получили запрещение и ограничение - в некоторых местах почти 30 % дорожных знаков относится к запрещающим. Запрещают буквально все - маневры, въезды и выезды, движение по полосе, движение отдельных видов транспортных средств, движение пешеходов, ограничивают скорость и т.д. Очень часто эти запрещения-ограничения не оправданы, что приводит не только к экономическим и экологическим, но и к огромным социальным потерям, поскольку подавляющее большинство запретов не контролируются по причине практической невозможности. Отсюда колоссальное количество злоупотреблений с обеих сторон (участники и управленцы), загоняющее развитие дорожного движения в тупик.
|