![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозирование аварийности
Прогнозирование аварийности необходимо для проектирования новых объектов и снижения аварийности на существующих объектах. Оно выполняется на основе известных зависимостей аварийности от различных факторов и осуществляется с помощью четырех различных методов. Статистический метод использует накопленный опыт влияния различных мероприятий на аварийность, делает прогноз на основании статистики аварийности за прошедший период и обязательно требует наличия реального объекта. Этот метод применим в основном для предварительной оценки эффективности тех или иных мероприятий, внедряемых на реальных объектах улично-дорожной сети. Метод конфликтных ситуаций заключается в переводе измеренного числа конфликтных (т.е. очень опасных, видимых) ситуаций в вероятное число аварий и также требует наличия реального объекта, на котором производятся измерения. Метод позволяет быстро, в течение нескольких часов наблюдений выявить недостатки в организации движения, приводящие к авариям, и разработать соответствующие мероприятия по их устранению. Применяется, как правило, на вновь построенных или реконструированных объектах с целью своевременной корректировки решений по организации движения. Метод потенциальной опасности не требует ни реального объекта, ни статистики аварийности, а дает прогноз по совокупности факторов, влияющих на аварийность, которые можно либо измерить на реальном объекте, либо задать в любой комбинации при проектиро- вании. Поэтому он применим для оптимизации решений как на реальном объекте, так и на стадии разработки или проектирования. Потенциальная опасность - это невидимая, скрытая опасность, которая является некой сложной, закодированной функцией многих факторов и множества их комбинаций - интенсивность, скорость, регулирование, условия движения и т.д. Поскольку раскодировать эту функцию пока не удается, то задача сводится к тому, чтобы подобрать такие упрощенные зависимости, которые давали бы приемлемый по точности прогноз. Существуют три модификации метода потенциальной опасности - метод линейных графиков, метод конфликтных точек и метод замедлений. Метод линейных графиков-, одним из основателей которого является ппо< Ь. В.Ф. Бабков (Москва), пригоден для прогнозирования аварийности на загородных дорогах и реализован в виде двух методик. Методика линейных графиков коэффициентов аварийности заключается в следующем. Исследуемая дорога разбивается на однородные участки, для которых из специальных таблиц выбираются частные коэффициенты аварийности, характеризующие влияние на аварийность отдельных факторов - ширины полосы, радиуса поворота, скользкости и т.д. Перемножив эти коэффициентов, а их около 17, получают итоговый коэффициент, по которому и судят о вероятном числе аварий на исследуемом участке. В методике линейных графиков коэффициентов безопасности определяют места перепада скоростей от большей к меньшей - чем больше перепад, тем опаснее участок. Метод замедлений предназначен для прогнозирования попутных столкновений и основан на определении параметров т.н. зоны дилеммы, в которой водители могут с равной вероятностью принимать два взаимоисключающих решения - либо продолжить движение, либо остановиться. Вероятность аварии зависит от размеров зоны дилеммы, расстояния от нее до возникшего препятствия, ожидаемости этого препятствия, скорости движения, плотности потока и т.д. Метод конфликтных точек впервые предложен Г. Раппопортом (ФРГ) и заключается в подсчете потенциальной опасности в каждой конфликтной точке с последующим суммированием в пределах перекрестка. Метод применим для прогнозирования аварийности на конфликтных объектах - перекрестках, пешеходных переходах и т.д. Первоначально, в первых методиках, подсчет потенциальной опасности проводился только по числу конфликтных точек и углу между траекториями движения конфликтующих участников. Затем в расчетную модель были введены интенсивность движения конфликтующих потоков и ее неравномерность, скорость движения, условия движения и т.д. Сегодня в расчетную модель прогнозирования вводят уже более 100 различных параметров и получают весьма обнадеживающие результаты. Экспертный метод. Есть люди, которые в силу накопленного опыта или природных данных могут предсказать аварийность на данном объекте, с которым они знакомятся либо воочию либо по чертежам. В особых случаях привлекают нескольких экспертов, которые совместно предсказывают аварийность. Следует отметить, что прогнозирование аварийности -дело чрезвычайно сложное, «тонкое» и весьма приблизительное. Что касается настоящих экспертов, которые «угадывают» аварийность, то их, к сожалению, считанные единицы, а большинство из действующих «экспертов» попросту не пригодны к этой работе.
|