Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология ассоциатов по содержанию связи






Реакции как семантические множители: секс 32, ласка 9, нежность 8, женщина 5, страсть 4, мужчина 3, чувство, привязанность 2, потребность, влечение 1.

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: верность 11, взаимность 10, тепло, уважение 8, нелепость, шарм, чисто, хорошо, безумие, сила воли, отлично, радость, романтика, всегда, огонь, любовник, природа, красивое платье 1.

Реакции, отражающие сферу функционирования: доверие 15, взаимопонимание 14, семья 10, деньги, дружба 5, дети, цветы, забота 4, страдания, балование, объятья, поцелуи, вечер 2, завтрак, рубашки, духи, вечер, игра, интрига, заигрывание, быт, обожание, естественность, наивность, уступки, подчинение 1.

Ассоциативно-вербальная сеть субконцепта «любовь женщины к мужчине» включает следующие участки:

1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: секс, доверие, взаимопонимание, верность, взаимность, семья.

2. Любовь женщины к мужчине сопряжена преимущественно с положительными чувствами: ласка, нежность, уважение, а также с чувствами, которые получают свою оценку только в конкретной ситуации (страсть, желание, романтика).

3. Имеют место этические и эстетические категории: взаимопонимание, уважение, доверие, красота.

4. ЛЖМ в сознании испытуемых прочно ассоциируется с семьей, долгом: семья, дети, завтрак, рубашки, быт, чисто. Представленные ассоциаты позволяют говорить о включенности ЛЖМ в ряд явлений обыденных, ординарных.

5. Объект и явления природы: цветы, огонь, тепло, пылкая, теплая – могут быть классифицированы и как устойчивые образные номинации чувства (метафоры).

6. В мужском языковом сознании любовь имеет точечную локализацию (вечер, весна).

7. Мужское языковое сознание четко отражает чувственную, межполовую природу любви, сексуальные влечения человека: наивысший ранг и большой отрыв имеет ассоциат «секс» (его варианты в ходе САЭ: постель, интим, sex)

8. Отражена материальная сторона ЛЖМ: деньги (5) занимают промежуточное положение между уважением (8) и детьми (4).

9. Отличительным признаком ассоциативного поля данного субконцепта является наличие слов категории состояния: отлично, хорошо, всегда.

10. ЛЖМ представляется мужским языковым сознанием легковесной, несерьезной: балование, объятья, заигрывание, нелепость, наивность, игра.

Анализ ассоциатов к субконцепту «любовь женщины к мужчине» позволяет выявить ассоциативное значение стимула:

Любовь женщины к мужчине – это положительное, сексуально направленное чувство, которое реализуется в виде секса, доверия, взаимопонимания, верности, взаимности и ласки, и направлено на создание семьи.

 

Таблица 7

Субконцепт «любовь женщины к мужчине»

Ассоциат Мужчины Женщины
Число употреблений Ранг Число употреблений Ранг
нежность        
страсть        
забота        
верность        
уважение        
доверие        
секс        
взаимопонимание        
ласка        
искренность    
ревность    
страдания        
дети        
счастье    
взаимность    
семья        
тепло        
деньги        
женщина    
дружба    
мужчина    
цветы    

 

Стереотипными ассоциатами для стимула «любовь женщины к мужчине» являются: секс 32, доверие 15, взаимопонимание 14, верность 11, взаимность 10, семья 10, ласка 9, нежность, тепло, уважение 8.

При количественном анализе ассоциатов отмечаем значительную разницу в общем числе реакций (209 у мужчин и 262 у женщин) и наличие отказов в мужской парадигме, что косвенно указывает на влияние гендерно-маркированного эмоционального стимула: для мужчин женское понимание любви в целом остается загадкой. Существенные отличия наблюдаются в первых пяти ранговых позициях: так, если на первом месте в мужской парадигме стоит ассоциат «секс» (32 упоминания; cf: 2-я позиция «доверие» – 15 упоминаний); то в женской парадигме 1-е место принадлежит «нежности» и 2-е место – «страсти». Крупный шаг (17 пунктов) между 1-ой и 2-ой позицией в мужской парадигме можно рассматривать как своеобразную границу между узуально закрепленной ассоциацией, ядром и периферией ассоциативного поля. «Взаимопонимание» с 3-го места у мужчин переносится на 8-ю позицию у женщин. Совпадает лишь 4-я позиция – ассоциат «верность». Ассоциат «секс» занимает лишь 7-ю позицию в женской парадигме.

Таким образом, стереотипные ассоциаты для субконцепта «любовь женщины к мужчине» в мужской и женской парадигме в целом не совпадают (сf: секс, доверие, взаимопонимание, верность, взаимность, семья vs нежность, страсть, забота, верность, уважение).

Лакунарными для женской парадигмы являются ассоциаты «взаимность», «женщина», «дружба», «мужчина», «цветы», для мужской парадигмы – это «искренность», «ревность», «счастье».

 

Субконцепт «любовь мужчины к женщине» (ЛМЖ)

(женская парадигма)

Общее число – 224

Число разных реакций – 62

Число отказов – 1

Число единичных реакций – 37

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал