Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология ассоциатов по содержанию связи. Реакции как семантические множители: ласка 34, мама 32, забота 29, доброта 17, нежность 16, постоянная 4






Реакции как семантические множители: ласка 34, мама 32, забота 29, доброта 17, нежность 16, постоянная 4, бескорыстная, хорошая, истинная 2.

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: понимание 16, тепло 11, строгость, руки 7, защита 5, надежда, помощь 3, переживание, доверие, счастье 2, сердце 1.

Реакции, отражающие сферу функционирования: ребёнок 13, дом/очаг 10, детство, пелёнки 2, коляска 1.

Ассоциативно-вербальная сеть субконцепта «материнская любовь» включает следующие участки:

1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: ласка, забота, доброта, нежность, мама.

2. Материнская любовь сопрягается с гаммой чувств, оцениваемых только положительно: ласка, нежность, счастье.

3. Высокий ранг имеют этические категории: забота, доброта, доверие, помощь, взаимопонимание.

4. Метафорические ассоциации отсылают к бессознательному, глубинному в личностой сфере испытуемых: сахар, коляска, детство, пелёнки, руки.

5. Отражена глубокая связь с личной жизнью: мама, дом, детство, сердце.

Высокий ранг ассоциата «мама» (32) указывает на четкую направленность чувства, где ассоциат «мама» является воплощением всей материнской любви в мужской парадигме.

Анализ ассоциатов к субконцепту «материнская любовь» позволяет выявить ассоциативное значение стимула:

Материнская любовь – это глубокое, сугубо положительное, постоянное чувство, которое реализуется в виде ласки, нежности, заботы, доброты, понимания, защиты, помощи, доверия, и не имеет временных ограничений.

Стереотипными ассоциатами для стимула «материнская любовь» являются: ласка 34, мама 32, забота 29, доброта 17, нежность 16, ребёнок 13, тепло 11, дом 10, любовь 9.

 

Таблица 5

Субконцепт «материнская любовь»

 

Ассоциат Мужчины Женщины
Число употреблений ранг Число употреблений ранг
ласка        
мама        
забота        
нежность        
доброта        
ребёнок        
понимание        
тепло        
дом        
дружба    
поддержка        
помощь        
доверие        
защита        
совет    
ответственность    
надежда    
детство    
переживание        
счастье        
пелёнки    
постоянная    
вечная    

 

При сравнительно равном общем числе реакций (244 у мужчин vs 239 у женщин) наблюдается значительная разница (более чем в два раза) в числе разных реакций (23 vs 54) соответственно и в числе единичных реакций (7 vs 30), что также косвенно свидетельствует о большей подвижности и изменяемости женского сознания, а отказы (2) в мужской группе, вероятно, свидетельствуют о личностно-психологическом осмыслении данного субконцепта.

Общая картина количественного анализа показывает, что в поле первых семи позиций наблюдаются незначительные различия. Совпадают первое место – ассоциат «ласка» и четвёртое – ассоциат «доброта». Ассоциат «мама» в мужской парадигме занимает 2-е место, в женской – 6-е, «забота» с 3-ей позиции у мужчин поднимается на 2-ю у женщин; на 5-ой позиции у мужчин «нежность», «понимание», 6-я позиция у мужчин – «ребёнок», у женщин – «мама», 7-я позиция – «тепло/дом», у женщин – «понимание».

Лакунарными в женской парадигме являются ассоциаты «надежда», «детство», «пеленки», «постоянная», в мужской – «дружба», «совет», «ответственность», «вечная». Лакунарность ассоциата «дружба» в мужской парадигме объясняется, вероятно, тем, что дружба – это, как правило, вид отношений между представителями одного пола.

Высокое число упоминаний ассоциатов первых 2-х позиций «ласка» (52 у женщин и 34 у мужчин) и «забота» (51 и 29) говорят о семантической сформированности этого чувства в сознании испытуемых. Крупный шаг (22 пункта) между 2-ой и 3-ей позицией в женской парадигме можно рассматривать как своеобразный «водораздел» между ядром и периферией ассоциативного поля. 2-е место ассоциата «мама» (32) указывает на направленность данного субконцепта, где ассоциат «мама» является воплощением всей материнской любви в мужской парадигме.

В женской парадигме выделяется ряд ассоциатов, образующих семантический участок «христианская любовь»: «терпимость», «всепрощение», «прощение», «терпение», «согласие».

 

Субконцепт «отцовская любовь» (женская парадигма)

 

Общее число реакций – 170

Число разных реакций – 60

Число отказов – 1

Число единичных реакций – 37

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал