Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гий прибежал первым






Гий прибежал первым И. Дахкильгов
Предка Оздоевых звали Сиккам. Одним из его потомков был Гий. Ростом он был велик и за один присест съедал целого быка. Затем, уснувши, он спал целую неделю – так о нем рассказывают люди.

За наши горные земли с нами спорили пхийцы. Как-то собрались представители ингушей и пхийцев, чтобы миром разрешить эти споры. Пхийцы сказали, что выставят одного бегуна и ежели кто из ингушей его одолеет, земля останется за ингушами, но если победит пхийский бегун, то земля должна будет принадлежать им. Ингуши с этим предложением согласились.

Скороходы должны были бежать от Терека до реки Ассы. Прибежавший первым становился победителем. От ингушей скороходом был выставлен Гий. Он и пховец побежали от берега Терека. Всю дорогу пховец отставал от Гия, но по мере приближения к Ассе стал нагонять его. Поняв, что пховец может его обогнать, Гий сделал ему подножку и пховец ничком упал в Ассу. Гий же, перейдя Ассу, первым прибежал к храму Ткобя-Ерды.

Ингуши победили, а пхийцы в большом горе покинули наши места.

 

Орстхойцы вышли из мест Яндаре, Арара Аккаре, Кераста Аккаре, Гачалка Аккаре. Выйдя из этих мест, орстхойцы поселились в Белганче.

Когда орстхойцы жили в Болганче, к ним явились гости. Ночью, перед рассветом, одна орстхойка пошла по воду. Ей воды не дали1. Рассерженная орстхойка произнесла проклятие: «Чтоб змеи заняли это село!» В ту же ночь селение Белганче заполнилось змеями.

Тогда орстхойцы бежали из Белганче в Машата. Пожив там, орстхойцы перешли в Цеча Эхка. Оттуда они перешли жить в Верхний Алкун. Выйдя из него, они поселились в Ахки-Юрте2. Когда в этом селении орстхойцы размножились, часть из них основала село Экажево. Оттуда избыточное население пересилилось в Сурхахи, затем – в Яндаре, оттуда – в Галашки.

После основания Галашек орстхойцы основали Мужгане, затем – Мерже. Потом орстхойцы основали Ялхарой, а затем – Доттахоевское Берхате3. Затем выходцы из этих сел основали село Бамут. Выходцы из него основали большое поселение на реке Фарта4, которое сегодня входит в состав Чечни. Затем было основано село Ах-Боарзе5, далее – Сямуашке6. Затем пошли и основали селение Гажарий-Юрт7, далее – Алхасты. Затем орстхойцы основали села Асмарзи-Юрт8, Эбарга-Юрт9 и Илдарха-гала10.

По мере размножения орстхойцы шли далее и основывали новые поселения. При этом новой партией поселяющихся руководила какая-либо примечательная личность. Обычно ее имя присваивалось новому поселению11. Далее они основали Магомед-Юрт, Гетагажево, Жамботово, которое сегодня называют Сагопшами. Затем основали Боковское село Цокалой-Юрт, Гази-Юрт, Чоаче, Мержоевское Берхате, Нижний Алкун, Мужичи, Товзан-юхе, Царха, Хавхаре, Гярите, Дяттах, Самайоагаче, Гейше, Берашке и др.12

Изначально поселялись по Сунже, начиная от ее истоков и по всему ее восточному берегу, который заселили орстхойцы. Повыше истоков Сунжи орстхойцы имели границу с пшав-хевсурами. От места Алха и до Эрси Фартате13 шла граница поселения орстхойцев. Также она шла по Орстхой Фартате, 14 Асмарзий-Юрте, сегодняшней Михайловске15 и до места Эргате.16 От орстхойского Эргате, а орстхойская граница, захватывая Магомет-Юрт, идет к Малгобеку, затем – далее от Долако продолжается граница орстхойцев. Затем она проходит по лесистому хребту и доходит до границы Осетии и Кабарды и кончается у красивой речки.

При границе с Осетией лежашие села Гайрабик-Юрт и Бятармарзи – Юрт являются галгаевскими, но далее, начиная от стелы Гантемира, не имеющей верхушки, продолжается граница орстхойцев, которая идет затем к стеле Абина, а оттуда – к Сунже. Места стела Аби, стела Гантамира, Гайрбек – Юрт, Бятармарзи-Юрт относятся к галгаевцам. У стелы Аби и реки Сунжи смыкаются границы галгаев и орстхойцев17.

Этот текст и последующий текст «Орстхой Турки мехка баха д1абахар» были записаны Магометом Гаймурзиевичем Дзейтовым. По библиографическому справочнику О. А. Мальсагова (1933г.) известно, что он 1932 г. в «Сборнике ингушского народного устного творчества» (ч. 1, 1932, издательство «Сердало», Орджоникидзе) опубликовал «Переселение карабулаков в Турцию» (на ингушском языке). Там же отмечено, что в рукописи у него имеются произведения «Жожик - основатель Владикавказа» и «Карабулак – ногайский хан». Их судьба неизвестна. Также в сборнике «Дега г1оз» (Фрунзе, 1957, с. 84-86) им было опубликовано стихотворение «Лоаман йо1».

Тексты, приведенный выше и последующий, сохранились в архивной записи на ингушском языке.

1 По тексту не понятно, кто и почему этой женщине не дал воды. В целом, это и проклятие, вызвавшие нашествие змей, надо признать фольклорным вымыслом.

2 Село Ахки-Юрт было основано по имени Евлоева Ахка Эжиевича. Вместе с галгаевцами в селе проживали и орстхойцы.

3 «Берхате» – соляной источник в горах. Из соленой воды («берх1а») выпаривали соль. При источнике имелись специальные солеварни. По преданиям источник попеременно принадлежал Доттахо, Белхаро, Г1андало. Царское правительство забрало этот источник в казну.

4 «Фарта» – так называют ингуши-орстхойцы речку Фартанга. Далее, протекая по территории Чечни, она называется уже Мартангой, т. к. фонема «ф» в чеченском языке отсутствует.

5 «Ах-боарзе» – в переводе с ингушского «Полукурган». Ныне называется «Ассиновская».

6 «Сямуашке» – в переводе с ингушского «У оленьих рогов». Ныне село Серноводское. Еще в 18 веке там было поселение Казах-гечу («гечу» – переправа, тюркизм). Исследовательница Н. Волкова («Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 – начале 20 века». М., 1974, с. 160) пишет, что исследователь, посетивший наш край в 1781 году, «Штедер указывает на этой реке (Сунже – И. Д.) сел. Казах-гечу в 35 дворов, население которого было ингушско-карабулакским, а также дистрикт Ахкин-Юрт в высоких горах по той же реке, населенный пришедшими с гор карабулаками и ингушами».

М. Дзейтов, указывая, что такие-то и такие-то села, хутора были основаны карабулаками, забывает указывать, что в этом процессе участвовали и кровнородственные орстхойцам галгаи. Одним из авторитетных свидетельств является вышеприведенная цитата.

7 «Гажарий-Юрт» – основателем села считают мужчину по имени Гажар. Ныне называется Нестеровская.

8, 9, 10 Асмарза, Эбарг, Илдарха – имена первопоселенцев сегодняшних сел Орджоникидзевская, Троицкая, Карабулакская. Основателями Слепцовской (Орджоникидзевской) помимо орстхойца Асмарза считался и предок галгаевского рода Куриевых. Соответственно, село имело и другое название – Кури-Юрт. Тут мы видим очередной пример совместной орстхойско-галгаевской колонизации равнинных земель.

11 Названия вновь создаваемым поселениям часто давали по именам их организаторов (первопоселенцев).

12 Эти поселения, как и орстхойцы, галгаи также причисляли себе.

13 «Эрси Фартате» – галгайско-орстхойское название, позднее по-чеченски переделанное в «Урус-Мартан».

14 «Орстхой Фартате» – также по-чеченски переделано в «Ачхой-Мартан».

15 «Михайловское» - бывшее Казах-гечу, на месте которого была образована станица Михайловская. Ныне – Серноводск.

16 «Эргате» – эта местность ныне не поддается локализации.

17 Мошное движение ингушей (галгайцев и орстхойцев) на равнинные земли произошло после добровольного вхождения их в состав России в 1770 году.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал