Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекарь Бунахо -ингуш
По всей Ингушетии славился лекарь Бунахо Бурсагович Бузуртанов из рода Мухлой. Занимаясь траволечением, он знал целебные свойства трехста трав, корней и кустарников. Также он умел излечивать и раны. Умел он делать и операции на черепе. Лечил он также переломы и вывихи. При туберкулезе легких, он справа и слева делал надрезы между ребрами, вставлял в них роготульки, растирал в ладонях какие-то травы, вдувал их в легкие, а затем зашивал раны, – туберкулеза как не бывало. Бунахо Бурсаговича знали многие, его даже приглашали к соседним народам. Как-то раз у именитого дагестанского хана тяжело заболела мать, – все тело ее опухло. Сын приглашал известных врачей России и зарубежья, но никто не мог ее излечить. Прослышал хан, что в Ингушетии имеется именитый лекарь Бунхо и пригласил его. Прибыл он и увидел многих врачей, проводящих консилиум. Не броско одетый скромный горец сидел безучастно. Не придя ни к чему, врачи удалились, хан спросил Бунхо, может ли он взяться за лечение его матери. Бунхо ответил: «Через три дня моего лечения я позволю тебе преподнести ей чашку чая». Хана одолевали сомнения, но находясь в безвыходном положении, разрешил лекарю заняться лечением. Бунхо начал свое лечение. Из носа и ушей старухи вылилось очень много гноя. На третий день она пришла в себя и уже пила чай из рук сына. Выздровела она, и хан стал предлагать много денег, драгоценностей, сколь душа лекаря пожелает. На что Бунхо ответил: – Я не врачую за деньги. Если я буду брать плату за лечение, то Всевышний лишит мои руки целебных свойств1. Кто-то из нашего брата попал в пожар и здорово обгорел. Бунхо излечил его какими-то травами и овечьим молоком. Но ни на голове ни на лице у него не осталось ни одного волоса. Пошла сестра погорельца к Бунхо и попросила: «Позорно для мужчины не иметь на лице усов и бороды. Лечи его, кроме тебя никто нам не поможет». Взял Бунхо древесный уголь, очертил им места усов, бороды, бровей и место волос на голове, а затем приступил к лечению. Вскоре на всех означенных местах стали рости волосы. Но и тут неизвестно, чем же он лечил этого юношу. Известно, насколько является постыдным явление мужчины к роженице. Как-то шел Бунхо по одному из горных аулов и увидел опечаленную группу мужчин. Бунхо спросил о причине такой печали и старший из аульчан поведал: «Во-он в том доме находится роженица, которая никак разродиться не может. Со страха разбежались все женщины, вместе с повивальной бабкой. Женщина при смерти, не знаем, что и делать». «Раз такое дело, надо выручать нашу сестру», – сказавши, Бунхо начал готовиться. Но тут муж роженицы взялся за кинжал, тем самым говоря, что он этого не позволит. Бунхо был очень сильным человеком. Скрутил он того мужа, привязал к дереву и, наказав присутствующим не развязывать его, вошел в дом. Зайдя, он ласково сказал: «Сестричка, я не мужчина, я и не женщина, поскольку тебе трудно, Бог послал к тебе лекаря, меня, и ты не должна меня стесняться!». Сказавши это, он набросил свой башлык на лицо женщины и стал принимать роды. Родился мальчик. Вынеся его на свет, он сказал: «Видимо, из него вырастет такой же слабый мужчина, как и его отец. Все рождаются вперед головою, этот же шел ногами вперед, уперся и никак выходить не хотел. А теперь развяжите его отца и пусть он не дергается». Когда того мужчину освободили, он со стыда выбежал за аул. В одну из ночей Бунхо услышал, как на краю села стенает медведица. Прислушался он к ней и сказал: «Ее стенания напоминают крики матери по горю за сына. Надо ей помочь». Семья стала уговаривать его говоря, время уже заполночь, да к тому же ревет зверь лесной и чем ты ему поможешь? – Да как же иначе? – воскликнув, сказал, – я обязан помочь! Он взял факел, пошел в лес и увидел стонущего медвежонка. Оказывается, он упал с груши и вывихнул свою лапу. Бунхо вставил ее на свое место2. ______________ Записал и опубликовал Султан Мерешков (см.: Мерешков С. А. Г1алг1ай этнографически лексика. Инг ГУ, 2007, с. 28-31). 1. По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду. 2. Вряд-ли какая-нибудь медведица допустит человека к своему медвежонку. Будет ли медведица просить помощи у людей? Вряд ли. Однако, наблюдались случаи, когда в безвыходном положении и дикое животное прибегало к помощи человека.
Раньше в Ингушетии были известными врачами-лекарями Баашка, его сын Бурсак, его внук Бунхо. Их лекарское искусство шло от отца к сыну. Вот что рассказывают о том, как они приобрели искусство врачевания. Семья Баашки жила бедно и он вынужден был в дальней стороне наняться на службу к одному известному и именитому князю. Как-то едучи, он заметил, что под одно дерево заползла змея красного цвета1. Вечером, вернувшись домой, об этом он рассказал князю. Тот крайне удивился и спросил: «Ты смог бы показать это место?» Баашка ответил, что сможет. На второй день он, князь и все его домочадцы, малые и большие, пошли к тому дереву. Они все вместе навалились и свалили его. Тут, как только они увидели красную змею, все накинулись на нее, стали разрывать ее на куски и поедать их. Баашка глядел на них и удивлялся, но потом смекнул, что тут что-то не так и, набросившись, подхватил кусок побольше и съел его. От змеи ничего не осталось и князь спросил: «Ты сколько-нибудь съел змеи?». «Да», – ответил Баашка. И тогда тот человек сказал: «Ты сможешь врачевать все болезни, только над смертью ты будешь не властен. Иди домой и врачуй, с сего дня тебе нет больше надобности находиться на службе2». Баашка стал далеко известным врачевателем, такими же были и его потомки. Имена их были очень славными в народе. В 1975 г. от жителя села Олгетти старика Мусы Евкурова записал Шамсуддин Кодзоев. 1«Змея красного цвета» – медянка. Встреча с такой змеею считалось хорошим предзнаменованием и отмечалось небольшим торжеством. Красный цвет – цвет огня, Солнца, крови раньше высоко чтился. Само слово «красный» (ц1е) восходит к слову «огонь» (ц1и). Почтительное отношение к красной змее – медянке было известно у абхазов. 2К ядовитой змее – гадюке отношение в народе самое отрицательное и называется она табуированно «б1ехал» – грязная. Неядовитая змея называлась «маьрша текхарг» – мирная ползучка. С нею в данном тексте, конкретно с медянкою, связывалось искусство врачевания. В народе сохранилось, например, такое сведение: «Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. –в, см.: МЛВ, с. 303). Мотив приобретения врачебного искусства имеется и среди приграничных к Ингушетии горцев Грузии. В Ингушетии некогда было значительно развито лекарское искусство, например, обычными были операции по трепанации черепа, траволечение и пр. Интересную историю рассказал ученый Б. С. Садулаев, который вместе с товарищем оказался в Панкисском ущелье. Как известно, многие ингуши переселялись в Грузию в местность Панкисси. Там в селении Джоколо проживала семья ингушей Борчашвили, у которых было много искусных лекарей, умеющих делать трепанацию черепа и лечить другие заболевания. Товарищ Б. С. Садулаев все время жаловался на головную боль и, вследствие этого, на бессонницу. Тогда лекарь посадил перед собой больного, ошупал голову, затем тщательно ее обрил. После чего стал обливать голову холодной родниковой водой. Острым ножом отвернул вокруг одной точки кожу и извлек оттуда скрученный спиралью волос длиной 3 м. 72 см., который и причинял пациенту боль.
|