Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гайте Шутар - ингуш






 

Гайте Шутар1 славился своей силой, к тому же он был столь ловким, что мог обогнать коня, скачущего во весь опор. Люди рассказывают о многих его подвигах.
В селении Эгикал была свадьба. Со многих мест и из близлежащего аула Хамхи пришли туда люди. Шайка разбойников задумала воспользоваться свадебной суматохой и ограбить аул Хамхи. Разбойники решили: «Многие ушли из Хамхов на свадьбу, и мы можем взять легкую добычу». Напали они на Хамхи, убили некоего Дурса, взяли с собою все, что могли, и скорым ходом побежали в горы. Тревожный клич пришел в Эгикал. Поднялся шум. Одни говорили: надо послать погоню и уничтожить разбойников, другие утверждали, что они уже ушли далеко и поэтому нет надобности спешить, лучше хорошо приготовиться и назавтра нанести шайке ответный удар.
Гайте Шутар не стал долго слушать эти споры. Он подошел к «шуна да» – хозяину столов – и сказал: «Дай мне хлебцев столько, чтобы я мог наполнить ими свои карманы». Дали ему хлебцев, положил он их в карманы и побежал. На бегу он ел хлеб и набирался сил. Не успели люди собраться в Хамхах и начать похороны, как уже вернулся Гайте Шутар и сказал: «Двух псов я уничтожил, а все награбленное ими вернул».
Про Гайте Шутура рассказывают, что он был удачливый охотник. Ходил он раз по лесу, и навстречу ему выпрыгнул барс. Шутар было изготовился его убить, но барс вдруг стал жалобно скулить, ластиться, как котенок, и ползком приближаться к нему. Шутар понял, что зверь ищет у него помощи. Барс протянул к нему лапу. Она была ранена; в ране были грязь, песок и гной. Понял Шутар, чего у него просят. Отложил он оружие и начал лечить лапу барса. Чистой водой очистил он рану от гноя и грязи, наложил подорожники и перевязал. Барс лизнул его руку и ушел.
Вновь пошел Шутар на охоту и снова он увидел барса. Лапа его зажила; барс обошел вокруг Шутара, проревел и ринулся вперед. Шутар подумал, что зверь зовет его за собой и побежал следом. Барс стал пригонять зверей, а Шутар только и успевал убивать их. С тех пор и пошло у них: барс пригонял добычу, Шутар бил ее, оставлял ему долю и возвращался домой.
Сельчане стали удивляться тому, что он всегда приходит домой с большой добычей. Поведал им Шутар, что ему помогает барс. Но люди не поверили ему. «Но это правда, – утверждал Шутар. – Верьте мне и не дайте мне убить этого барса!» Но люди смеялись над ним.
Пришлось Шутару идти в лес и смертельно ранить барса, чтобы доказать людям, что он не врет. Барс бросился на Шутара, успел пастью схватить его за бедро, но, обессилев, свалился и сдох2.
Только тогда люди поверили, что Шутар говорил правду. А сам Шутар мучился от раны в бедре и, наконец, умер, не выздоровев.
______________

В 1975 г. от 60-летнего жителя села Мужичи Сайта Саадовича Богатырева записал И. Дахкильгов.
Опубликовано: ССПЧИ, с. 408; ИССП, с. 399; Г1ОДФК, с. 111.
Мотив дружбы человека с излеченным им зверем является из серии «бродячих сюжетов». Этот мотив был зафиксирован еще в «Синайском патерике» (средние века, Византия), в котором повествуется о трогательной дружбе старца Герасима и излеченного им льва.
1. Гайте Шутар – действительная историческая личность из союза родов Хамхоевых. От него идет ветвь, которая сегодня пишет фамилию Шутуровы. Он был знаменитым охотником и воином. По преданию, он со своими сподвижниками разгромил большой отряд врагов, напавший на замок Хамхи; от полученых в этом бою ран он скончался.
2. Барс (ц1окъ – по-ингушски) – в прежние времена был одним из самых почитаемых в Ингушетии животных. На него никогда не охотились, и он обычно на людей не нападает. Но ежели по какой-либо причине его убьют, или найдут где-то сдохшим, барса, словно человека, охотники хоронили и причитали по нему. Самого мужественного человека, самых лучших коней, самое лучшее оружие сравнивалось с барсом. Не случайно Вахушти Багратиони, в 18 в. повествуя об ингушах, поместил рисунок снежного барса на фоне островерхих гор.
№29

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал