Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство майоликовых изделий






У майоликовых изделий пористый окрашенный или белый черепок, в изломе имеющий землистый вид. Раз­личают майоликовые изделия хозяйственно-бытового (посуда), декоративно-художественного (скульптура) и строительного (плиты и плитки, печные изразцы, панно, горельефы, барельефы и др.) назначения.

Преимуществами производства майолики с окрашен­ным черепком являются возможность использования ^ме­стного сырья, а также высокие художественные свойст­ва изделий, зачастую выполненных в традициях народ­ного творчества. Недостатки майоликовых изделий: вы­сокая пористость и значительная водопроницаемость, недостаточная прочность, склонность к образованию це­ка глазури.

Для производства майоликовых изделий с белым че­репком из массы типа фаянсовой используют просянов-ский каолин, глины огнеупорные — дружковскую и дру­гие, перлит, кварцевый песок или кварцевые отходы као­линовых комби-натов, бой утельных изделий. В произ­водстве изделий с окрашенным черепком применяют ме­стные легкоплавкие глины и пески, иногда комбинируя массы из местных глин различных месторождений. Со­держание карбонатов кальция в глинистом сырье долж­но быть в пределах 5—15%, что способствует лучшему закреплению глазури. Местные виды сырья не должны содержать посторонних, а тем более вредных примесей. В тех случаях, когда местные глины трудно разжижают­ся, их вводят в пластическую массу и шликер в обож­женном до 900—950° С виде как добавку к привозным пластичным глинам.

Тонкий помол и смешение компонентов массы ведут по обычной технологии производства фарфоровых и фа­янсовых изделий. Помол отощающих производят до ос­татка не более 1, 5—2% на сите № 006. Влажность сус­пензии отощающих 50—55%. Роспуск глинистых и сме­шивание с отощающими производят в течение 6—7 ч. Суспензию обезвоживают до влажности 23—24% на фильтр-прессах, а затем вакуумируют.

Шликер готовят обычно беспрессовым и реже прес­совым способом. Отощающие материалы в заданном со­отношении подвергают раздельному тонкому помолу в шаровых мельницах до остатка на сите № 006 не более 1, 5—2% и смешивают с. предварительно распущенным в воде глинистым материалом (время роспуска 6—8 ч), добавляют электролиты—'0, 2% соды и 0, 3% жидкого стекла, вводимые сверх 100%. Влажность литейного шликера должна быть 32—33%. До подачи на отливку шликер выдерживают для- созревания не менее 24 ч при постоянном перемешивании в мешалке. Перед употреб­лением шликер пропускают через сито № 07.

В -производстве " майоликовых изделий используют глазури, в основном фриттованные, прозрачные и за­глушённые, белые и цветные, а также ангобы. Цветные глазурные суспензии готовят на основе бесцветных с до­бавкой к ним красящих оксидов или пигментов. Темпера­тура варки фритты 1200—1350° С.

Для глазурования внутренней поверхности изделий применяют бессвинцовые глазури. Получение термостой­ких бессвинцовых заглушённых майоликовых глазурей возможно за счет использования двуоксида церия, вво­димого в виде концентрата, содержащего не менее 80% основного вещества, а также за счет ввода стронцийсо-держащих добавок. Высококачественные бессвинцовые глазури получают при вводе в их состав 1—1, 5% окси­да бора и до 5—6% оксида калия. Калийборсодержа-щие и стронциевые глазури обеспечивают высокие деко­ративные свойства майоликовых изделий.

Влажность массы для ручного формования на стан­ках должна быть 23—24%, для формования на полуав­томатах 19—20%. Формование изделий производят на полуавтоматах в гипсовых формах при помощи шаблона или ролика, а также ручной формовкой на гончарном круге.

Приставные детали формуют (отливают) отдельно и приставляют к подвяленным изделиям влажностью 12— 16% при помощи клея, состоящего из равных частей от­ходов при сушке и воды. Оправку изделий производят мокрым способом при влажности 12—16% или сухим при влажности 4—6% на оправочных станках или на гончарном круге.

Литье изделий осуществляется вручную на столах или на конвейере. Время набора стенки изделия требуе­мой толщины для белого шликера 20—30 мин, для цвет­ного 30—40 мин. Подвялка изделий в формах произво­дится до влагосодержания 16—20% в белой массе., и 16—22% в цветной.

Майоликовые изделия декоративно-художественного назначения изготовляют способами пластического фор­мования,, литья, а также лепкой вручную. Плиты и плит­ки строительного назначения прессуют из сухих порош­ков влажностью 6—8%, а также пластичной массы влажностью 16—18% (например, печные изразцы) с ис­пользованием рычажных, гидравлических и фрикцион­ных прессов.

Приклеивание приставных деталей из белой массы производится при влажности ее 17—19%, из цветной — при влажности 18—20%.

Изделия, декорируемые ангобами, вначале подвяли­вают в специальной камере до влажности 12—16%, а затем оправляют. После оправки изделия из цветной массы направляют на декорирование ангобами и до­сушку. Перед употреблением ангоб пропускают через сито № 02 (918 отв/см2). Влажность его должна быть 60—70%. Наносят ангоб окунанием, поливом или при помощи резиновой груши.

Сушат изделия в естественных условиях на стелла­жах либо в камерных или туннельных сушилках с тем­пературой теплоносителя 60—70° С и относительной его влажностью 50—80%. Длительность сушки в зависимо­сти от вида и размера изделий колеблется от 12 до 48 ч.

Глазуруют изделия хорошо высушенные или обож­женные на утель. Глазурная суспензия должна быть плотностью 1, 4—1, 8 г/см3. Перед глазурованием ее про­пускают через сито № 0315 (494 отв/см2). Глазурь на­носят на изделия окунанием, поливом, кистью, пипет­кой. Могут применяться и комбинированные методы гла­зурования.

После сушки до 5—6%-ной влажности изделия об­жигают в туннельных печах, газовых или электрических, и реже в горнах. Однократный бескапсельный обжиг майоликовых изделий в туннельной печи может быть осуществлен за 14—16 ч. Подъем температуры до 600— 780°С осуществляется со скоростью 130—190°С/ч, за­медляясь до 35—40°С/ч в интервале температур 800— 1080°С. Выдержка при максимальной температуре 1—> 1, 5 ч. Охлаждение происходит со скоростью 50—100°С/ч.


Двукратный обжиг майолики характеризуется дан­ными, приведенными в табл. 20. Печная среда на всем протяжении обжига окислительная. Расход условного топлива при обжиге в туннельных печах 0, 45—0, 7 кг на 1 кг изделий.

У обожженных изделий шлифуют края и ножки, за­тем их очищают, сортируют, упаковывают и направляют на склад готовой продукции.

Вопросы для самопроверки

Характеристика майоликовых изделий и области их использова­ния.

Особенности подготовки масс, глазурей и ангобов в производстве майолики.

Способы формования майоликовых изделий.

Сушка и обжиг изделий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К части первой

Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 380—40§, 487—495, 550—569.

Ахьян А. М. Технология ^фарфоровых изделий бытового назна­чения. М., Легкая индустрия, 1971, 55—57, 280.

Барский Л. А., Данильченко Л. М. Обогатимость минеральных комплексов. М., Недра, 1977, 240—245.

Будников П. П. Гипс, его свойства и применение. М., Пром-стройиздат, 1951, 3—27.

Визир В. А., Мартынов М. А. Керамические краски. Техника. Киев, 1964, 49—172.

Вихтер Я. И. Производство гипсовых вяжущих веществ. М., Высшая школа, 1974, 115—157.

Круглицкий Н. Н. Физико-химические основы регулирования свойств дисперсии глинистых минералов. Киев, Наукова думка, 1968, 68—79.

Мамыкин П. С, Стрелов К. К. Технология огнеупоров. М., Ме­таллургия, 1970, 135—162.

Методы исследования и контроля в производстве фарфора и фаянса. Под редакцией А. И. Августиника, И. Я- Юрчака. М., Лег­кая индустрия, 1971, 254—295.

Миклашевский А. И. Технология художественной керамики. М., Стройиздат, 1971, 14—47.

Милдс М., Лаушке Р. Роспись фарфора. М., Легкая индустрия, 1971, 274—280.

Мороз И. И., Комская М. С, Сивчикова М. Г. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. I. М., Легкая индустрия, 1976, 5—9, 86—150.

Мороз И. И. Технология строительной керамики. Киев. Выс­шая школа, 1980, 79—88.

Мороз И. И., Комская М. С, Олейникова Л. Л. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. II. М., Легкая индустрия, 1980, 5—36.

Овчаренко Ф. Д., Ничипореико С. П. Исследование в области физико-химической механики дисперсных глинистых минералов. Ки­ев, Наукова думка, 1965, 65—80.

Организационная структура лабораторий и OTK заводов и точ­ки контроля производства/ЦНИИТЭИлегпром. М., 1970.

Печуро С. С, Кржеминский С. А. Основные требования раз­личных отраслей промышленности по производству гипса и рацио­нальные способы получения его. — Труды совещания по производ­ству формовочного гипса. М., Стройиздат, 1957, 46—54.

Ульянов А. А., Тихонов В. А., Литвинова 3. С. Формовочный гипс, Киев., Буд1вельник, 1970, 3—9.

Юшкевич М. О., Роговой М. И. Технология керамики. М., Стройиздат, 1969, 324—Э38, 71—90.

К части второй

Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 496—544.

Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и техноло­гия производства художественных керамических изделий. М., Выс­шая школа, 1979, 12—26.

Ахьян А. М. Технология фарфоровых изделий бытового назна­чения, М., Легкая индустрия, 1971, 272—292.

Балкевич В. Л. Техническая керамика. М., Стройиздат, 1968 84—172.

Булавин И. А., Августиник А. И., Жуков А. С. и др. Техноло­гия фарфорового и фаянсового производства. М., Легкая индуст­рия, 1975, 130—180, 250.

Каолины Украины. Справочник. Киев, Наукова думка, 1982, 300—336.

Мороз И. И. Автоматизация производства фарфоро-фаянсовых изделий. Киев, Технша, 1965, 232—248.

Мороз И. И. Фарфор, фаянс, майолика, Киев, Техшка, 1975, 71—137, 234—256.

Никулин Н. В., Кортнев В.' В. Производство электрокерамичес­ких изделий. М., Высшая школа, 1970, 14—28, 84—155.

Порядкова 3. С, Олейник Л. Л., Мороз И. И. Повышение ка­чества и эксплуатационных свойств фарфоровой и фаянсовой посу­ды. М., Легкая индустрия, 1975, 80—94.

Строительнаи керамика. Справочник. М., Стройиздат, 1976, 91—145.

Уайэтт О, Дью-Хьюз Д. Металлы, керамика, полимеры. М., Атомиздат, 1979, 204—212, 512—527.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Введение

Часть I. Общие принципы технологии производства тонкокерамических изделий

Глава 1. Классификация изделий и их характеристика

Глава 2. Сырьевые материалы

Глинистые материалы

-Няавни

Отощающие материалы

Приемка, складирование и хранение сырьевых ма-
териалов

Глава 3. Обработка сырьевых материалов

1. Подготовка сырьевых материалов

Глава 4. Приготовление тонкокерамических масс.

Приготовление пластичной массы....

Приготовление литейной массы (шликеров)

Приготовление порошкообразной массы

Глава 5. Изготовление форм

Материалы для изготовления форм

Изготовление форм

Глава 6. Формование изделий

Формование изделий из пластичных масс.

Формование литьем

Прессование изделий

Глава 7. Сушка полуфабрикатов

Теоретические основы сушки и сушильные установки

Сушильные устройства и режимы сушки.

Глава 8. Изготовление огнеупорного припаса

Массы для огнеупорного припаса

Формование (прессование) огнеупорного припаса.

Сушка и обжиг огнеупорного припаса,

Глава 9. Покрытия, их приготовление и нанесение

Глазури и ангобы

Приготовление глазури

Нанесение глазурного покрытия

Глава Ю. Обжиг изделий

Назначение и сущность обжига

Процессы, протекающие при обжиге....

Обжиг

Глава 11. Декорирование изделий

Материалы

Нанеседие-декира.: '. '.; '. '.: —.

Часть II^Технология производства фарфоро-фаянсовых)
., изделий "

Глава 12. Особенности производства изделий

Производство твердого фарфора

Производство мягкого фарфора

Производство изделий из низкотемпературного
фарфора

Производство тонкокаменных изделий

Производство саннтарно-строительных изделий

Производство глазурованных облицовочных плиток

Производство хозяйственно-бытового фаянса.

Производство майоликовых изделий....


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал