Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство майоликовых изделий⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
У майоликовых изделий пористый окрашенный или белый черепок, в изломе имеющий землистый вид. Различают майоликовые изделия хозяйственно-бытового (посуда), декоративно-художественного (скульптура) и строительного (плиты и плитки, печные изразцы, панно, горельефы, барельефы и др.) назначения. Преимуществами производства майолики с окрашенным черепком являются возможность использования ^местного сырья, а также высокие художественные свойства изделий, зачастую выполненных в традициях народного творчества. Недостатки майоликовых изделий: высокая пористость и значительная водопроницаемость, недостаточная прочность, склонность к образованию цека глазури. Для производства майоликовых изделий с белым черепком из массы типа фаянсовой используют просянов-ский каолин, глины огнеупорные — дружковскую и другие, перлит, кварцевый песок или кварцевые отходы каолиновых комби-натов, бой утельных изделий. В производстве изделий с окрашенным черепком применяют местные легкоплавкие глины и пески, иногда комбинируя массы из местных глин различных месторождений. Содержание карбонатов кальция в глинистом сырье должно быть в пределах 5—15%, что способствует лучшему закреплению глазури. Местные виды сырья не должны содержать посторонних, а тем более вредных примесей. В тех случаях, когда местные глины трудно разжижаются, их вводят в пластическую массу и шликер в обожженном до 900—950° С виде как добавку к привозным пластичным глинам. Тонкий помол и смешение компонентов массы ведут по обычной технологии производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Помол отощающих производят до остатка не более 1, 5—2% на сите № 006. Влажность суспензии отощающих 50—55%. Роспуск глинистых и смешивание с отощающими производят в течение 6—7 ч. Суспензию обезвоживают до влажности 23—24% на фильтр-прессах, а затем вакуумируют. Шликер готовят обычно беспрессовым и реже прессовым способом. Отощающие материалы в заданном соотношении подвергают раздельному тонкому помолу в шаровых мельницах до остатка на сите № 006 не более 1, 5—2% и смешивают с. предварительно распущенным в воде глинистым материалом (время роспуска 6—8 ч), добавляют электролиты—'0, 2% соды и 0, 3% жидкого стекла, вводимые сверх 100%. Влажность литейного шликера должна быть 32—33%. До подачи на отливку шликер выдерживают для- созревания не менее 24 ч при постоянном перемешивании в мешалке. Перед употреблением шликер пропускают через сито № 07. В -производстве " майоликовых изделий используют глазури, в основном фриттованные, прозрачные и заглушённые, белые и цветные, а также ангобы. Цветные глазурные суспензии готовят на основе бесцветных с добавкой к ним красящих оксидов или пигментов. Температура варки фритты 1200—1350° С. Для глазурования внутренней поверхности изделий применяют бессвинцовые глазури. Получение термостойких бессвинцовых заглушённых майоликовых глазурей возможно за счет использования двуоксида церия, вводимого в виде концентрата, содержащего не менее 80% основного вещества, а также за счет ввода стронцийсо-держащих добавок. Высококачественные бессвинцовые глазури получают при вводе в их состав 1—1, 5% оксида бора и до 5—6% оксида калия. Калийборсодержа-щие и стронциевые глазури обеспечивают высокие декоративные свойства майоликовых изделий. Влажность массы для ручного формования на станках должна быть 23—24%, для формования на полуавтоматах 19—20%. Формование изделий производят на полуавтоматах в гипсовых формах при помощи шаблона или ролика, а также ручной формовкой на гончарном круге. Приставные детали формуют (отливают) отдельно и приставляют к подвяленным изделиям влажностью 12— 16% при помощи клея, состоящего из равных частей отходов при сушке и воды. Оправку изделий производят мокрым способом при влажности 12—16% или сухим при влажности 4—6% на оправочных станках или на гончарном круге. Литье изделий осуществляется вручную на столах или на конвейере. Время набора стенки изделия требуемой толщины для белого шликера 20—30 мин, для цветного 30—40 мин. Подвялка изделий в формах производится до влагосодержания 16—20% в белой массе., и 16—22% в цветной. Майоликовые изделия декоративно-художественного назначения изготовляют способами пластического формования,, литья, а также лепкой вручную. Плиты и плитки строительного назначения прессуют из сухих порошков влажностью 6—8%, а также пластичной массы влажностью 16—18% (например, печные изразцы) с использованием рычажных, гидравлических и фрикционных прессов. Приклеивание приставных деталей из белой массы производится при влажности ее 17—19%, из цветной — при влажности 18—20%. Изделия, декорируемые ангобами, вначале подвяливают в специальной камере до влажности 12—16%, а затем оправляют. После оправки изделия из цветной массы направляют на декорирование ангобами и досушку. Перед употреблением ангоб пропускают через сито № 02 (918 отв/см2). Влажность его должна быть 60—70%. Наносят ангоб окунанием, поливом или при помощи резиновой груши. Сушат изделия в естественных условиях на стеллажах либо в камерных или туннельных сушилках с температурой теплоносителя 60—70° С и относительной его влажностью 50—80%. Длительность сушки в зависимости от вида и размера изделий колеблется от 12 до 48 ч. Глазуруют изделия хорошо высушенные или обожженные на утель. Глазурная суспензия должна быть плотностью 1, 4—1, 8 г/см3. Перед глазурованием ее пропускают через сито № 0315 (494 отв/см2). Глазурь наносят на изделия окунанием, поливом, кистью, пипеткой. Могут применяться и комбинированные методы глазурования. После сушки до 5—6%-ной влажности изделия обжигают в туннельных печах, газовых или электрических, и реже в горнах. Однократный бескапсельный обжиг майоликовых изделий в туннельной печи может быть осуществлен за 14—16 ч. Подъем температуры до 600— 780°С осуществляется со скоростью 130—190°С/ч, замедляясь до 35—40°С/ч в интервале температур 800— 1080°С. Выдержка при максимальной температуре 1—> 1, 5 ч. Охлаждение происходит со скоростью 50—100°С/ч. У обожженных изделий шлифуют края и ножки, затем их очищают, сортируют, упаковывают и направляют на склад готовой продукции. Вопросы для самопроверки Характеристика майоликовых изделий и области их использования. Особенности подготовки масс, глазурей и ангобов в производстве майолики. Способы формования майоликовых изделий. Сушка и обжиг изделий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К части первой Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 380—40§, 487—495, 550—569. Ахьян А. М. Технология ^фарфоровых изделий бытового назначения. М., Легкая индустрия, 1971, 55—57, 280. Барский Л. А., Данильченко Л. М. Обогатимость минеральных комплексов. М., Недра, 1977, 240—245. Будников П. П. Гипс, его свойства и применение. М., Пром-стройиздат, 1951, 3—27. Визир В. А., Мартынов М. А. Керамические краски. Техника. Киев, 1964, 49—172. Вихтер Я. И. Производство гипсовых вяжущих веществ. М., Высшая школа, 1974, 115—157. Круглицкий Н. Н. Физико-химические основы регулирования свойств дисперсии глинистых минералов. Киев, Наукова думка, 1968, 68—79. Мамыкин П. С, Стрелов К. К. Технология огнеупоров. М., Металлургия, 1970, 135—162. Методы исследования и контроля в производстве фарфора и фаянса. Под редакцией А. И. Августиника, И. Я- Юрчака. М., Легкая индустрия, 1971, 254—295. Миклашевский А. И. Технология художественной керамики. М., Стройиздат, 1971, 14—47. Милдс М., Лаушке Р. Роспись фарфора. М., Легкая индустрия, 1971, 274—280. Мороз И. И., Комская М. С, Сивчикова М. Г. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. I. М., Легкая индустрия, 1976, 5—9, 86—150. Мороз И. И. Технология строительной керамики. Киев. Высшая школа, 1980, 79—88. Мороз И. И., Комская М. С, Олейникова Л. Л. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. II. М., Легкая индустрия, 1980, 5—36. Овчаренко Ф. Д., Ничипореико С. П. Исследование в области физико-химической механики дисперсных глинистых минералов. Киев, Наукова думка, 1965, 65—80. Организационная структура лабораторий и OTK заводов и точки контроля производства/ЦНИИТЭИлегпром. М., 1970. Печуро С. С, Кржеминский С. А. Основные требования различных отраслей промышленности по производству гипса и рациональные способы получения его. — Труды совещания по производству формовочного гипса. М., Стройиздат, 1957, 46—54. Ульянов А. А., Тихонов В. А., Литвинова 3. С. Формовочный гипс, Киев., Буд1вельник, 1970, 3—9. Юшкевич М. О., Роговой М. И. Технология керамики. М., Стройиздат, 1969, 324—Э38, 71—90. К части второй Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 496—544. Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1979, 12—26. Ахьян А. М. Технология фарфоровых изделий бытового назначения, М., Легкая индустрия, 1971, 272—292. Балкевич В. Л. Техническая керамика. М., Стройиздат, 1968 84—172. Булавин И. А., Августиник А. И., Жуков А. С. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. М., Легкая индустрия, 1975, 130—180, 250. Каолины Украины. Справочник. Киев, Наукова думка, 1982, 300—336. Мороз И. И. Автоматизация производства фарфоро-фаянсовых изделий. Киев, Технша, 1965, 232—248. Мороз И. И. Фарфор, фаянс, майолика, Киев, Техшка, 1975, 71—137, 234—256. Никулин Н. В., Кортнев В.' В. Производство электрокерамических изделий. М., Высшая школа, 1970, 14—28, 84—155. Порядкова 3. С, Олейник Л. Л., Мороз И. И. Повышение качества и эксплуатационных свойств фарфоровой и фаянсовой посуды. М., Легкая индустрия, 1975, 80—94. Строительнаи керамика. Справочник. М., Стройиздат, 1976, 91—145. Уайэтт О, Дью-Хьюз Д. Металлы, керамика, полимеры. М., Атомиздат, 1979, 204—212, 512—527. ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие Введение Часть I. Общие принципы технологии производства тонкокерамических изделий Глава 1. Классификация изделий и их характеристика Глава 2. Сырьевые материалы Глинистые материалы -Няавни Отощающие материалы Приемка, складирование и хранение сырьевых ма- Глава 3. Обработка сырьевых материалов 1. Подготовка сырьевых материалов Глава 4. Приготовление тонкокерамических масс. Приготовление пластичной массы.... Приготовление литейной массы (шликеров) Приготовление порошкообразной массы Глава 5. Изготовление форм Материалы для изготовления форм Изготовление форм Глава 6. Формование изделий Формование изделий из пластичных масс. Формование литьем Прессование изделий Глава 7. Сушка полуфабрикатов Теоретические основы сушки и сушильные установки Сушильные устройства и режимы сушки. Глава 8. Изготовление огнеупорного припаса Массы для огнеупорного припаса Формование (прессование) огнеупорного припаса. Сушка и обжиг огнеупорного припаса, Глава 9. Покрытия, их приготовление и нанесение Глазури и ангобы Приготовление глазури Нанесение глазурного покрытия Глава Ю. Обжиг изделий Назначение и сущность обжига Процессы, протекающие при обжиге.... Обжиг Глава 11. Декорирование изделий Материалы Нанеседие-декира.: '. '.; '. '.: —. Часть II^Технология производства фарфоро-фаянсовых) Глава 12. Особенности производства изделий Производство твердого фарфора Производство мягкого фарфора Производство изделий из низкотемпературного Производство тонкокаменных изделий Производство саннтарно-строительных изделий Производство глазурованных облицовочных плиток Производство хозяйственно-бытового фаянса. Производство майоликовых изделий....
|