Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные гарантии прав граждан






на информацию и механизм их реализации

 

Конституция, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., является Основным Законом страны. Ее нормы регулируют основы всех правоотношений в России, в том числе и в информационной сфере, с предоставлением гарантий прав граждан на информацию.

Одной из таких норм является п. 1 ст. 23 Конституции, который гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Указанная статья свидетельствует о том, что право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну (как на объекты информационной безопасности) состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться в состоянии независимости от общества и государства, при наличии юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права

Данное право в ракурсе механизма реализации конституционных прав граждан на информацию означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе (в том числе в электронном виде), препятствовать разглашению сведений (через локальные сети, сеть Интернет и т. д.) личного характера. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой
и охраной закона. Недопустимо вмешательство органов исполнительной власти в пользование этим правом, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Право на защиту информации о частной жизни гарантировано такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации (например, с помощью мобильной связи или сети Интернет), право распоряжаться личной и частной собственностью, денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами
(п. 3 ст. 55, ст. 56 Конституции, ст. 13 УПК).

К профессиональным тайнам, обеспечивающим неприкосновенность частной жизни, т. е. доверенным представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан, относятся: врачебная тайна, тайна судебной защиты, тайна предварительного следствия, усыновления, нотариальных действий, некоторых записей актов гражданского состояния, коммерческая тайна и еще несколько десятков ее видов.

В плане механизма реализации конституционных прав граждан на информацию и ее защиту работники нотариальных контор обязаны хранить в тайне сведения о личной жизни граждан (содержание завещания, акта дарения имущества и т. п.). Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Выдача справок о нотариальных действиях и документов допустима лишь по требованию судьи, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами. В содержание врачебной тайны включаются данные: о факте обращения за медицинской помощью, о диагнозе болезни и лечении, его методах, о состоянии здоровья лица, обратившегося за помощью (его физических и психических недостатках и т. п.). Сотрудники сферы здравоохранения несут установленную законом ответственность за разглашение подобной информации.

Адвокатскую тайну составляют сведения об обращении за юридической помощью, сведения о преступлении, соучастниках, личной жизни обвиняемого, полученные адвокатом из материалов уголовного или гражданского дела, в ходе защиты. В рамках механизма реализации конституционных прав граждан на информацию и ее защиту адвокат не может быть допрошен как свидетель об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи (подп. 3 п. 3 ст. 56 УПК). Эти положения закона создают условия для доверия к адвокату при обращении к нему за помощью. Также не подлежат разглашению сотрудниками учреждений ЗАГС записи актов гражданского состояния. В этойсфере
к личной тайне жизни граждан относится тайна усыновления (удочерения) (ст. 139 СК). Ответственность за ее разглашение предусмотрена уголовным законом (ст. 155 УК).

Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни складывается из ряда норм различных отраслей права, а виды тайн, приведенные в указанных нормах, являются объектами информационной безопасности (особенно в электронном виде). Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Исходя из всего вышеуказанного можно заключить, что неприкосновенность частной жизни означает: право граждан на свои личные и семейные тайны (в том числе и в электронном виде); наличие правовых механизмов и гарантий защиты чести и достоинства граждан от любых посягательств (в том числе посредством информационных технологий); запрет государству, его органам и должностным лицам вмешиваться в личную жизнь граждан.

В п. 2 ст. 23 Конституции сказано: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Указанные в данном пункте тайны относятся к личным тайнам и являются объектами информационной безопасности. Особенностью здесь является то, что граждане доверяют почте и телеграфу не само содержание переговоров, а лишь пересылку корреспонденции или техническое обеспечение телефонных переговоров, в ракурсе механизма реализации конституционных прав граждан на информацию.

Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн предусмотрены законом. Так, обыск, выемка, осмотр помещения у граждан (с целью обнаружения неотправленной или полученной почтовой корреспонденции, в том числе в виде сообщений мобильной связи или электронной почты в персональной ЭВМ), наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях, контроль и запись переговоров могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных ст. 182–186 УПК. При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц. Осмотр жилого помещения в вышеуказанных целях должен производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции). Если указанные лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, он может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением прокурора о произведенном осмотре для проверки его законности (ст. 165 УПК). Несанкционированное нарушение неприкосновенности жилища влечет за собой уголовную ответственность в соответствии
с требованиями ст. 139 УК.

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в особом порядке (т. е. официальное изъятие конфиденциальной личной информации осуществляется по правилам ст. 185 УПК)
и допускается только на основании судебного решения.

Одним из ограничений конституционного права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов ходатайствовать перед судом об их контроле и записи (т. е. санкционированное нарушение в соответствии с требованиями ст. 186 УПК) при наличии достаточных оснований о том, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

В рамках механизма реализации конституционных прав граждан на информацию и ее защиту законом предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанностям должностных лиц. Так, несанкционированное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является уголовным преступлением и наказывается
в соответствии со ст. 138 УК. Законом предусмотрены процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни (т. е. процессуальная защита объектов информационной безопасности), соответствующие обязанностям должностных лиц. В частности, в гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения велись. На предварительном следствии действует принцип недопустимости разглашения данных предварительного следствия, в том числе касающихся личной жизни граждан. Следователь вправе предупредить защитника, свидетелей, потерпевшего и иных участников процесса (например, экспертов, переводчиков и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий) о недопустимости разглашения имеющихся в деле сведений без его разрешения. Гласность судебного разбирательства (т. е. открытая публикация информации, включая и информационные тайны) в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам, связанным с государственной тайной, по делам о сексуальных преступлениях, а также по другим делам с целью предотвращения разглашения сведений конфиденциального характера, сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и т. д.

Пункт 1 ст. 24 Конституции гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Охрана конституционных прав граждан предусматривает сохранность персональной тайны, в том числе защиту личности от несанкционированного сбора личных данных, от злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера (в отношении работодателей требования данной статьи Конституции детализированы в ст. 85–90 ТК).

Конституция в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица устанавливает согласие этого лица. Конституционная норма не связывает защиту информации о частной жизни с гражданством лица, поэтому можно сделать вывод, что на территории РФ такая защита предоставляется любому человеку независимо от того, является он гражданином Российской Федерации или нет.

Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан, обусловливая механизм реализации конституционных прав граждан на информацию.

В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы. Статья 137 УК предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

В п. 2 ст. 24 Конституции говорится: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления
с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Предоставляемое Конституцией право граждан на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и свободы, связано с некоторыми ограничениями: знакомиться с такими документами и материалами могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Следовательно, круг лиц ограничивается непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов — только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц. Существует и еще одно ограничение: заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом (а не подзаконным актом). Поэтому, если орган власти или должностное лицо отказывает в ознакомлении с документами и материалами, обосновывая свой отказ ведомственной инструкцией, а не законом, такой отказ следует признать противоречащим Конституции и, следовательно, подлежащим обжалованию.

Целый ряд прав и обязанностей, прежде всего политических, принадлежит практически всем гражданам России, в связи с чем круг лиц, имеющих право ознакомиться с соответствующей информацией, не ограничен. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, демонстраций и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения, в плане механизма реализации конституционных прав граждан на информацию. Подобная информация представляет общественный интерес и должна быть открытой
и доступной.

В п. 4 ст. 29 Конституции сказано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Здесь, разумеется, имеется в виду то, что искомая, получаемая, передаваемая и распространяемая информация (в том числе в компьютерных сетях и в электронных СМИ) является публичной (открытой) и ее использование не нарушает законных прав в сфере информационной безопасности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну (как объект информационной безопасности), и правила обращения
с ними регулирует Закон о государственной тайне. Ответственность за разглашение государственной тайны наступает в соответствии со ст. 283 УК.

Механизм реализации конституционных прав на информацию позволяет гражданам без ограничений вести переписку, пользоваться телефонной связью, отправлять телеграфные сообщения, обмениваться любыми, не запрещенными законом, сведениями
в сети Интернет и в иных сетях, получать информацию от государственных и муниципальных органов и организаций, их должностных лиц, из СМИ и т. д.

Статья 29 Конституции свидетельствует, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (в том числе при использовании ЭВМ, их систем и сетей, в том числе сети Интернет), никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается.

Однако при всей конституционно-информационной свободе
в стране не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть
и вражду, и запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (включая пропаганду и электронным способом). Подобные противоправные деяния уголовно наказуемы (что зафиксировано, в частности, в нормах ст. 136, 148, 354, 357 УК).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал