Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Асимметричная композиция
Перед нами картина голландского мастера XVII века В.К. Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» (1613 г., Австрия, частная коллекция). Это натюрморт «vanitas» («аллегория бренности мира»). Особенностью этих натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Символический подтекст имели изображения остановившихся часов, сорванных и засохших цветов, горящей свечи, курительных приборов, пустых раковин (оболочка ушедшей жизни) и многое другое. На картине мы видим, казалось бы, простые вещи: еда и напитки, правда, в дорогой серебряной и венецианского стекла посуде. Но каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали и почувствовать, что все эти вещи существуют в согласии друг с другом. В.К.Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения, а вследствие этого, и новую трактовку глубинного смысла картин. Произведения Хеды одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу. Предметы словно хранят тепло человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо. Нас интересует асимметричное расположение предметов на столе и тайный подтекст этого, причем здесь не просто асимметрия, а создана она по законам пропорции «золотое сечение». Эту пропорцию называли по-разному – «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом», «золотой серединой».
|