Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструкция и композиция
Обратимся к двум основным типам освоения пространства картины – рациональном и зрительном. Изображение на картине мы воспринимаем прежде всего рационально. Если какая-то светлая фигура заслоняет более темную, мы понимаем, что первая ближе, а вторая дальше. При таком восприятии в формах, линиях и тональных массах, изображенных на листе бумаги, мы распознаем реальные предметы, их расположение в пространстве и смысловые связи между ними. Это восприятие конструкции изображения. Но есть и другое восприятие – композиции изображения. Мы на какое-то время как бы забываем о реальности изображенных на картине объектов и видим на плоскости листа или холста только абстрактные формы, линии, тональные и цветовые массы. Им-то нет никакого дела до того, что они изображают, У них свой разговор и свой язык. Это язык изобразительного искусства. В этом случае светлая фигура отступает, а темная, наоборот, движется вперед. А сами эти фигуры, их очертания, цвет и прочее, воспринимаемые на эмоциональном уровне, имеют свое собственное содержание, часто несопоставимое с тем, что они изображают. Конструкция оперирует существительными: человек, дом, дерево, облако, камень. А композиция – прилагательными: белый, черный или красный, круглый или прямоугольный, вертикальный или горизонтальный и тому подобное. Конструкция есть способ соотношения элементов самой действительности, а композиция есть способ соотношения элементов, которыми действительность изображается, то есть строение произведения. Прямой связи между строением действительности и строением изображения нет. «Вот на картине дом вдали. Почему он вдали? Он меньше другого такого же дома на переднем плане. А, кроме того, к нему ведет дорога, по ней идут люди, и они тоже уменьшаются по мере удаления от нас. Вся эта логика пространства – конструкция. Так мы могли бы воспринимать данную сцену в реальности. А вот то, что маленький дом вдали черный – это композиция, так его изобразил художник. Черный дом выступает из плоскости изображения, как бы движется вперед. И в каких-то случаях это имеет определенный смысл. То же самое касается белого здания (стены, человека, дерева) на переднем плане. На уровне конструкции здесь нет противоречия – так было. А на уровне композиции есть – зрительно белое отступает из фона, движется в глубину. И опять же, возможно, к этому стремился художник, чтобы вызвать вполне определенные ощущения у зрителя. Таким образом, между конструкцией и композицией всегда имеется больший или меньший конфликт. В этом противостоянии и одновременно слиянии конструкции и композиции осуществляется двойственность произведения изобразительного искусства. Оно изображает действительность, изображаемое действие или ситуация имеют некий смысл. И одновременно художник выражает свой смысл происходящего, свое отношение через изображение. И в этом цель его творчества»[17]. Конструкция основана на рациональном, а композиция на зрительном восприятии. Существенно, что восприятие это подсознательное. Зритель с рациональным складом мышления воспринимает только конструкцию изображения; обладающий художественным видением способен воспринять и композицию с ее собственным смыслом. Для художника нет другого средства выразить все то, что невозможно буквально изобразить на картине, кроме композиции, Поэтому композицию справедливо считают душой изобразительного искусства. Композиционно мы воспринимаем компоненты изображения как геометрические фигуры и цветовые массы на плоскости. «М.Шагал говорил, живопись – это пластическое событие. Восприятие композиции наиболее содержательно. Мы воспринимаем не только фигуры и цветовые массы на плоскости, но и всевозможные взаимодействия между ними, причем такие, которые в реальном пространстве просто невозможны. Эти взаимодействия между плоскими фигурами переносятся затем и на пространственное их восприятие. Построение художником пространства, неповторимые особенности этого пространства в конкретной картине, двойственность восприятия, сложные отношения пространства конструктивного и композиционного – все эти важные нюансы вызывают определенные ощущения и в сумме своей претворяются в содержание произведения» [18].
|