Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный образ и культура






Художественный образ есть текст, несущий в себе эстетически, социально и семиотически оформленную, эмоционально насыщенную информацию.

«Образ в широком смысле – явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом. Образ есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму» [10].

Для наук о культуре, чьей составной частью является искусство, понятие образа чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие – природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама – образ, явленная метаморфоза первичной реальности.

В области художественного творчества и в науках о нем сложилось восходящее к эстетике Платона понятие художественного образа, под которым разумеются специфическое средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостности художественного произведения (литературные персонажи и т.д.). Образ здесь – сгусток художественного видения и переживания.

«Художественный образ представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой «оболочки» (формы) и содержания, включающего идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл художественного образа. Как носитель значения и генератор смысла художественный образ есть знак» [11].

Знаки формы художественного образа структурно связаны с содержанием и идеей, например, византийский купол церкви не просто архитектурная форма крыши, а знак-символ небесного свода.

Восприятие художественного образа включает не только эмоциональное переживание, но требует также понимания и осмысления. Более того, когда при рассмотрении художественного образа включается в работу интеллект, это усиливает и расширяет действие заложенного в образе эмоционального заряда. Анализ художественного произведения позволяет обнаружить за внешними (чувственными) объектами восприятия (конкретными лицами, предметами, пейзажами) глубинный (внутренний) смысл. Для познания этого глубинного смысла от человека требуется много усилий.

Художественный образ многозначен. Но это не значит, что толкование его произвольно, нет, оно детерминировано. Связь между художественным образом и его интерпретацией такая же, какая существует между причиной и следствием.

 

 

Это интересно

«Уровни» понимания художественного текста

Мы хотим познакомить вас с размышлениями петербургского культуролога А.С.Кармина о нескольких уровнях восприятия произведения искусства. Вот отрывок из его учебника по культурологии [12].

«Исходный пункт, с которого начинается восприятие произведения искусства, состоит в самом элементарном условии: в том, чтобы человек понимал, что перед ним произведение искусства, а не просто некая реальная жизненная ситуация. Иными словами, у него должна быть установка на художественное восприятие. Если он такой установки не имеет, то он не «над вымыслом слезами обольется», а примет вымысел за реальный факт и будет эмоционально реагировать на него как на факт, а не как на художественный образ.

В Америке, говорят, однажды ковбой, впервые в жизни попавший в театр, решил, что с таким злодеем, как Яго (надеемся, Вы помните, что Яго – персонаж трагедии Шекспира «Отелло»!), нечего церемониться – и, выхватив пистолет, метким выстрелом убил его. Нетрудно заметить, что в этом случае переживания зрителя были эмоциональной реакцией на жизненную ситуацию, а не художественной эмоцией. Тут уж действительно не остается ничего иного, как вывешивать надписи вроде той, которая украшала некоторые ковбойские «салуны»: «В музыкантов просят не стрелять – играют, как умеют».

Установка на восприятие произведения искусства, т.е. на трактовку художественного образа, требует понимания художественной условности – и, прежде всего, «обозначающей» условности. Она выделяет произведение искусства и формирует установку на его художественное восприятие: рама указывает, что здесь картина, а не кусок стены; балетная пачка подчеркивает, что движения балерины не просто бытовой танец.

Итак, это уровень первый – установочный.

Следующий шаг заключается в том, чтобы сориентироваться в содержании произведения искусства. Ведь когда мы, например, держим в руках книгу на неизвестном нам иностранном языке, мы можем понять, что это роман, но не иметь никакого представления, о чем в нем идет речь. Требуется знание языка, чтобы в этом разобраться.

Итак, это уровень второй – ориентировочный.

Если содержание произведения понятно человеку, но не заинтересовало, не вызвало сколько-нибудь значимых переживаний, то, следовательно, оно не выполнило своей эмотивной функции по отношению к такому человеку. Но когда произведение понравилось, вызвало позитивные эмоции, это означает, что оно выполнило свою эмотивную функцию, «дошло» до человека. И человек переживает описанные автором события, смеется над шутками, восхищается благородством героя, возмущается подлостью людей. Человек на данном уровне художественного восприятия мысленно созерцает и эстетически оценивает то, что чувственно представлено в произведении искусства, но не углубляется в символические смыслы художественных образов, в постижение идеи, которое произведение в себе несет. Поэтому его впечатления от художественного произведения выражаются большей частью в восклицаниях типа «Ох, как мне понравилось!», «Ах, как это хорошо!». Существует великое множество произведений массового искусства, которое именно на такое восприятие и рассчитаны. Человек развлекается, тешит себя, получает эмоциональную разрядку – но не пищу для дальнейших размышлений и переживаний.

Итак, это уровень третий – созерцательно-эмоциональный.

Серьезное искусство, в отличие от массового, обладает глубинными смысловыми слоями, закодированными в символике художественных образов, выраженными в тексте или подтексте. Чтобы добраться до таких смыслов, необходимо перейти на следующий уровень –

четвертый: интеллектуально-эмоциональный. Он связан с осмыслением идейного содержания произведения.

Чем более глубоким является понимание идейного содержания произведения, тем богаче палитра эмоций, которые оно может вызвать. Интеллектуально-эмоциональный уровень восприятия художественного произведения не есть чисто рассудочное, чисто рациональное его толкование. Разум здесь не противопоставляется чувству: они сотрудничают, взаимно поддерживая друг друга. Когда человек пытается словами в логической форме выразить смысл художественных образов, то многое остается невысказанным. Слова могут подтолкнуть фантазию, помочь «понять сердцем» и пережить то, что несет в себе художественный образ.

Уровень пятый – аналитический.

На этом уровне подвергается более или менее глубокому анализу как художественное произведение в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, язык, стиль, композиция, сюжет, особенности творческой манеры автора и т.д.» [13].

Оценки уже не сводятся к «нравится» или «не нравится», как это могло быть на созерцательно-эмоциональном уровне, а даются на основании анализа и подкрепляются логически взвешенными аргументами. Человек не только испытывает эмоции от восприятия художественного произведения, но и выясняет, что, как и почему их породило.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение картины.

2. Какие формальные компоненты имеют «вес» в картине?

3. Что такое художественный образ? В вопросе 7 даны художественные образы библейского царя Давида. Как вы думаете, почему они такие разные? С чем связано происхождение художественного образа? Какие сущности в нем заключены?

4. Какие «уровни» постижения произведения искусства выделяет А.Н.Кармин?

5. Представлены три скульптуры древнееврейского царя Давида (копии их находятся в Итальянском дворике Музея изобразительных искусств им. Пушкина). Опишите их. Определите, какая из них относится к началу эпохи Возрождения, какая – к середине Возрождения, какая – к Высокому Возрождению?

Донателло. Давид Верроккьо. Давид Микеланджело. Давид

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал