Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст картины






Доступно краскам всё – и мудрости заветы,

И дни, и месяцы, и звезды, и планеты.

Пороки и добро, союзы и раздоры

Творит поэта кисть, являя нашим взорам

Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья,

Что издревле живит наш мир и все творенья.

Адриан Ван де Венне

 

§1. «Фундаменты» искусства

По мнению культурологов, искусство зиждется как минимум (их больше!) на четырех «фундаментах»: эстетическом, игровом, социальном и семиотическом.

Расшифруем скрытый смысл этих положений: в искусстве человек, осознанно или неосознанно, всегда ищет красоту и гармонию, поэтому мы можем говорить об эстетической основе произведений художественной культуры (уже в эпоху палеолита украшались предметы быта, при этом не преследовались какие-то добавочные утилитарные цели, следовательно, 40-35 тысяч лет назад наш предок осознавал, что более красиво, а что – менее).

По поводу второго положения – игровой сущности искусства: художник всегда играет с нами, ведь он создает иллюзию пространства, времени, способов изображения действительности: реального, фантастического или абстрактного. Были в прошлом и сейчас творят художники, который «играют» с нами специально, заманивая в те или иные ловушки. Например, Арчимбольдо, живший в конце эпохи Возрождения, придумывал человеческие головы и даже фигуры из овощей или фруктов, из книг или животных.

Арчимбольдо был художником-маньеристом. Маньеризм — всегда искусство высокой игры. И никогда такая игра не сводилась к простому, пусть даже ироничному, соответствию видимого и изображаемого. Это искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук.

Однако художник прославился прежде всего как портретист: он писал сначала обычные парадные портреты. Но одновременно много занимался устройством придворных празднеств, придумывал костюмы, сценографию. Уже в них появлялись странные растительные узоры, стилизованные плоды, прихотливый орнамент. В сохранившихся рисунках и эскизах варьируется тема растительного и животного мира, используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Славу же у современников и интерес потомков он заслужил своими фантастическими «коллажами», сделанными из овощей, цветов, листьев, колосьев, книг, свитков и подобных предметов, никак, казалось бы, не связанных с живописью.

Арчимбольдо применяет в своих картинах один и тот же приём: на глухом чёрном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из нагромождённых друг на друга предметов. С изумительной изобретательностью создает Арчимбольдо свои композиции, в которых горы фруктов, цветов, живых существ складываются в причудливые существа и, не переставая быть сами собой, тут же оборачиваются нарядными, празднично одетыми современниками художника.

Душой творчества Арчимбольдо всегда остаётся идея метаморфозы, т.е. перевоплощения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал