Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семиотика и текст
Семиотика ( от древнегреческого semeiotike – «учение о знаках») – это комплекс наук, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный язык, языки программирования, физические, химические знаки, логические и математические исчисления). Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа - вот неполный перечень при знак ов, по которым мы сразу определяем знак омого человека среди множества людей. Одежда человека, его манера поведения многое могут рассказать тому, кто умеет наблюдать. Знаменитый детектив Шерлок Холмс обладал, как известно, необыкновенной способностью подмечать в окружающем мире такие знаки и явления, которые другим людям казались совершенно незначительными, а ему помогали восстанавливать картину преступления. Наблюдательность нужна не только детективам: врачи, сопоставляя различные признаки отклонения от нормы, ставят больному диагноз; синоптики по разным знакам предсказывают погоду; мореплаватели по звездам и солнцу ориентируются в океанском просторе (сейчас им помогают приборы). Да и в повседневной жизни каждый из нас постоянно попадает в ситуацию, когда нужно сориентироваться в окружающей обстановке и принять то или иное решение. То, насколько правильным оно окажется, во многом зависит от нашей наблюдательности, а точнее, от нашей способности осмыслить увиденное и услышанное. Люди с древнейших времен общались друг с другом при помощи знаков, например, раньше человек сообщал о победе или поражении при помощи дыма или по определенному цвету парусов (вспомним миф о Тесее), или по зарубкам на деревьях – дорогу куда-то. « Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для её приобретения, хранения, переработки и передачи»[1]. «Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение» [2]. Знак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как символ, художественный образ, культурный код. И знак может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и элементом знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл знака обусловлены так же его связями с другими элементами (знаками) текста, обеспечивающими смысловую цельность текста. Использование знака в тексте оказывает существенное влияние не только на содержание, но и на формальную представленность знака (вспомним хотя бы практически бесконечное разнообразие видов типограф, шрифтов). Знак изучался и как компонент (функциональный или интерактный) коммуникативной деятельности индивида. Решающую роль в развитии семиотических исследований культуры сыграл французский структурализм (К.Леви-Стросс, Р. Барт), рассматривавший всю культурную деятельность как знаково-символическую. Семиотический анализ – это и важный компонент изучения любой культурной общности, и предмет специальных исследований, посвященных различным аспектам знаковой деятельности в искусстве и культуре. Понимать какое-либо явление культуры – значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, текста, который нужно не только наблюдать, но и осмыслять, оно и становится явлением культуры. Читая или рассматривая картину, мы вольно или невольно видим эти знаки, знаки вступают в определенные отношения – возникает знаковая система. За каждым знаком, о котором в дальнейшем будет идти речь, стоит «договоренность» людей, которая возникла в процессе развития культуры. Конечно, для того чтобы глубже понять семиотический и стоящий за ним глубинный смысл текста, нужно обращаться к дополнительной литературе. Кроме того, в данном пособии использованы принципы иконологической школы, основанной Аби Варбургом. Иконологическая школа уделяет большое внимание повторяющимся мотивам, которые переходят из эпохи в эпоху, передаются от художника к художнику, от одного вида искусства к другому. Вопросы для самопроверки 1. На каких «фундаментах» зиждется искусство? 2. Что такое семиотика? 3. Что такое знак? 4. На этой амфоре найдите знаки, относящиеся к древнегреческим богам Зевсу, Гермесу, Афине, Гефесту, Деметре, Аполлону, Фемиде, Асклепию, Гипносу; титану Прометею. 5. Какие типы анализа произведения искусства существуют?
|