Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Тот, кто боится, что научный анализ уменьшит «силу» и «мистику» эмоций, может утешиться темСтр 1 из 42Следующая ⇒
Тот, кто боится, что научный анализ уменьшит «силу» и «мистику» эмоций, может утешиться тем фактом, что «сила» и «мистика» человеческих эмоций таковы, что их нельзя уменьшить лучшим пониманием, так же как очарование и притяжение «Моны Лизы» Леонардо или «Давида» Микеланджело не уменьшаются от знания фактов, связанных с их замыслом и созданием. Искусствовед В.П.Бранский
Non schole, sed vitae discimus Не для школы, но для жизни учимся Мудрость Древнего Рима В последние восемь – десять лет в нашей стране возрос интерес к искусству: многолюдны художественные музеи, трудно достать билеты на концерты классической музыки, на театральные премьеры, на выставки. Люди в России (а среди них много молодежи) вновь ощутили потребность в красоте и духовности. Но, к сожалению, когда начинаем осмыслять феномен обращения молодежи к художественным музеям, то понимаем, что за этим часто стоит лишь поверхностный интерес и мода. В советское время главной задачей высшего образования была подготовка инженерно-технических работников, поскольку мы жили в условиях индустриального общества. На Западе уже перешли рубеж постиндустриального общества и вошли в информационное. А мы? Уметь обрабатывать информацию и разумно пользоваться ею – вот то, чему должна сейчас учить российская школа (и средняя, и высшая). Поможет ли в данном случае искусство? Оно дает информацию о мире не в прямом, а в «закодированном», образном виде. Образ, лежащий в основе художественного произведения, всегда многозначен, а, следовательно, труден для толкования. С чистого, непредвзятого эмоционального восприятия начинается настоящая внутренняя работа зрителя, читателя, слушателя с произведением искусства. Бытует мнение, что эмоциональное восприятие не поддается управлению, корректировке и оценкам. Отсюда знаменитое высказывание «о вкусах не спорят». Однако это неверно. Учить правильно воспринимать произведение искусства не только можно, но и нужно. Но для этого преподавателю необходимо выстроить систему подачи и постижения материала. Слово «искусство» происходит от древнерусского слова «кусити», что значит «искушать», «заманивать», «соблазнять». Искусство – это мир, в котором соединяется глубокая, чарующая тайна и строгий расчет. В этом мире нет однозначных и простых решений. Обращаясь к искусству, человек развивается, начинает лучше понимать мир и свое место в нем, постигать, где правда, где ложь, где свет, где тьма, где верх, где низ, как нужно общаться с другими людьми, что приносит духовное наслаждение, а что является не стоящим нашего внимания, что восстанавливает наши силы, а что забирает энергию. Искусство открывает нам неизвестную часть нашей души, помогает нам, как говорил Станислав Ежи Лец, «вытянуть себя из трясины животного существования». И в этом вечная актуальность искусства. В этом учебном пособии предложены основы искусствоведческого анализа произведений искусства, поэтому даны сведения о художественном образе, о конструкции и композиции картины и стихотворения, о типах перспективы и ракурсах, о точках зрения и планах, представлена интерпретация нескольких картин и стихотворений. Для того чтобы создавалось четкое представление о разных подходах к анализу произведения, выделены различные части повествования: теоретическое объяснение материала сопровождено картинкой с книгами; дополнительная информация «Это интересно» снабжена изображением совы как символа Афины, богини мудрости; вопросы для самопроверки «освещены» факелом, «позаимствованным» у статуи Свободы. Кроме того, автор иногда делает лирические отступления, выражая свое мнение о тех или иных произведениях искусства. Надеемся, что вам не будет скучно, как не бывает скучно путешественнику, готовящемуся в дальнюю дорогу: он собирает сведения о тех местах, где надеется побывать, готовит карты будущих маршрутов, знакомится по книжкам или Интернету с обычаями и нравами тех народов, к которым направляется, – так и вам, молодым людям, перед которыми расстилается долгий жизненный путь, нужно заглянуть в мир искусства и понять, что, разгадывая картину или стихотворение, вы углубляете свое представление о мире, знакомитесь с различными странами, культурами, духовными ценностями, т.е. путешествуете во времени и пространстве.
|