Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О композиции
«Композиция (от латинского «compositio» - сочинение, составление, примирение) – внутренняя структура произведения. Это подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, которые организуют целостность артефакта. Композиция есть знаково отображенный смысл, который хочет передать нам художник, но зашифровывает его в структуре изобразительной формы» [14]. Композиция – это неразрывная и закономерная связь изображаемых людей и предметов, масс и форм, контуров и цветовых пятен. Все вместе они образуют сложное художественное целое, замкнутое в самом себе и подчиненное общему порядку. Благодаря этому произведение воплощает не один только конкретный сюжет – будь то историческое событие или скромная группа бытовых предметов, – но и то, как его автор воспринимает мир. Именно композиция передает нам устройство этого мира, отделяет главное от второстепенного, закономерное от случайного, устанавливает связи и противопоставления. Поэтому в ней важно все. «Композиция может быть недвижимо-застылой, утверждать ничем не нарушаемый покой и порядок, или же стремительной, бурной – и там, и тут в ней все строго уравновешено, приведено к цельности, связано в единую цепь. Стоит сдвинуть что-либо, и равновесие нарушится, цепь оборвется. Смысл затуманится или просто станет иным» [15]. Композиционное построение придает произведению искусства два принципиально важных качества: единство и замкнутость. Как бы ни была сложна по своему сюжету и организации та или иная картина, она представляет нашему взгляду зрелище, связанное единством смысла. Края холста без остатка вмещают в себя это целое, отсекая за рамой все, что ему не принадлежит. Второстепенные, лишь дополняющие общий смысл части изображения занимают подчиненные места, уступая в композиции очевидное первенство главному, благодаря чему картина есть целый маленький мир, противопоставленный, с одной стороны, нашему, зрительскому миру, который не изображен, а реален, с другой же, отделенный и от всего того, что могло бы продолжить её вширь и вглубь, что смутно мыслится уходящим куда-то дальше, за раму. Вот почему край изображения, внешняя граница композиции – линия далеко не случайная, а, напротив, выразительная и важная. Наиболее ярко это проявится при разговоре о форматах. В композиции существует сугубо формальное соотношение элементов, которое производит ощущение порядка. Эти соотношения можно назвать признаками композиции. Мы выделим наиболее важные с точки зрения формы, их три:
|