Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Несмотря на кажущуюся свободу в расположении фигур, здесь все абсолютно симметрично – идет ли речь об ангелах внизу, о Святом Сиксте и Святой Варваре или о занавесях по обеим сторонам полотна. Необычайно важным для композиции картины является отношение между правой и левой сторонами. Европеец оценивает композицию слева направо, то есть так, как он привык читать тексты. Итальянские живописцы даже моделировали фигуры на полотне светом, падающим слева. Правая и левая стороны картины имеют свои функции. При этом главную роль играет правая сторона (не с позиции зрителя, а со стороны изображения: Сикстинская мадонна держит Сына на правой руке). Все настроение на картине определяется тем, что происходит на ее правой стороне. Здесь – главная тема всего повествования. А теперь представим, что правая и левая стороны «Сикстинской мадонны» поменялись местами, и получится, что Мария не отдает Христа людям, а наоборот, защищает Его от земного мира.
«Перевернутое» изображение Картина, построенная по законам строгой симметрии, отображает мир, организованный жестко, упорядоченно и в целом, и в мельчайших частностях. В данной картине художник использовал в качестве композиционного средства осевую симметрию, «показывая таким образом уравновешенное спокойствие христианской души»[20]. Если провести линии вдоль занавесей, отталкиваясь от центральной оси, то получится правильный ромб. Опорная нога Богоматери – на оси симметрии. Такая композиционная схема делает произведение Рафаэля абсолютно уравновешенным, а расположение фигур по овалу вокруг оптического центра сохраняет целостность композиции даже при некоторой разобщенности её частей. Любое же нарушение симметрии композиции есть уже капелька свободы. Симметрия в изобразительном искусстве не бывает полной, а лишь приблизительной. Это нарушение повышает роль отдельного элемента композиции, будь это живой персонаж или неподвижный предмет. В действие вступает асимметрия (от древнегреческого «asummetria» - несоразмерность) – отсутствие или нарушение симметрии. Мера порядка и свободы, та степень жесткости, с какой композиция задает своим персонажам их место в общей системе, - очень важная характеристика художественного произведения, воплощение его глубинного смысла.
Это интересно Глубинный смысл «Сикстинской мадонны» Рафаэля Мария идет вперед, держа в руках своего Божественного Сына. Она знает о том, какая судьба предназначена Ему: Он отдаст Свою жизнь за людей, и Богородица смиряется с таким роковым поворотом и готова отдать Его человеческому миру. Она идет на Землю не для того, чтобы призвать людей к покорности, но чтобы служить примером человеческого достоинства. Богоматерь и Ее Сын смотрят в одном направлении, но во взгляде младенца сквозит недетская разумность, как будто испуг и тревога; взгляд же Марии лучистый, глаза ее светятся нежностью и добротой. Волосы младенца спутаны, волосы Марии гладко причесаны, и этим подчеркивается обаяние простоты. «Мадонна держит голову прямо. Ее чудные темные глаза широко и доверчиво раскрыты, как у человека, который многое видит и многое ожидает. Лицо Богородицы спокойно, ни один мускул не дрогнет в нем, и только в губах Ее есть нечто робкое, почти детское – и эти черточки доброты и робости в женщине, перед которой снимает тиару и падает на колени религиозный владыка, папа Святой Сикст, придают образу Марии глубину, которой не обладает ни одна другая мадонна Рафаэля. Ее целеустремленное движение композиционно слегка заторможено: Мария делает решительный шаг правой ногой, но левая словно задерживается, цепляясь за облако. Ее движение затрудняет и встречный ветер, надувая, словно парус, складки плаща» [21]. Посмотрите, как небо дышит ангелами! И этот ветер их не трогает. Но ведь этот ветер дует не из глубины картины – он дует извне, из мира зрителей. Получается, что наружное пространство (земля) уже участвует в сюжете картины. На земле Иисус Христос отдаст свою жизнь, а потом воскреснет и вернется на небо, откуда Его сейчас уносит Мария, но зритель знает, что предстоит испытать Спасителю и поэтому как бы оказывается внутри сюжетной сферы картины. В картинах эпохи Возрождения царит упорядоченность, все построено симметрично. Человек как бы структурирует окружающую действительность. В данном произведении речь идет о том, что без веры в Христа на земле не было бы согласия: ведь Христос приходит к нам с неба, где царит воплощенный порядок и гармония. Рафаэль через симметричную композицию передает нам эти мысли.
|