Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина как предмет искусства






 

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: от исторической ситуации, политической системы, культуры и религии страны, где живет художник, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся мастера умели чувствовать то, что волнует их современников, и оставляли на полотне сконцентрированное художественное воплощение своего времени.

«Картина обозначает живописное произведение любого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), относящееся к станковомуискусству. В отличие от монументального искусства картина в живописи и графике имеет самостоятельное значение, свободна от прямых утилитарных функций. Она не предназначена для вхождения в ансамбль в качестве его неотъемлемой составной части. Картина рассматривается обособленно от окружения, ее смысл не меняется в зависимости от места, где она помещена» [3].

Само слово «картина» появилось в России довольно поздно, при Петре I из итальянского «cartina» — «тонкая красивая бумага» (от итальянского «carta» — «бумага»). Художником («худогим», «художным», «худогой») на Руси издавна называли сведущего опытного человека (слово это заимствовано из готского «handugs» — «ловкий» от «handus» — «рука» и «handugs» — «мудрый»). Живописцем же называли того, кто пишет жизнь («живот» по-древнерусски), в отличие от иконописца, который пишет образ. Да и само слово «писать» в старом своем значении «украшать», «чертить», «вязать», «пестрый» немало говорит о специфике этого вида искусства.

Картина – составная часть изобразительного искусства, а точнее, живописи. Живопись, как скульптура и графика, является важнейшим и ничем не заменимым инструментом культуры, извечно используемым в целях самопознания и в его противостоянии времени. Л.Н.Гумилев считал изобразительное искусство кристаллизацией той же самой энергии живого вещества биосферы, которая делает неукротимыми племена людей, вечно обновляющих мир. Изобразительное искусство – «подвиг борьбы с Хроносом» [4].

В картине все имеет значение: не только изображенные фигуры, действия, события и т.п., но и формальные компоненты. К ним относятся форматы, фактурные элементы (холст, полотно, бумага, картон, мазок, штрих и др.), пространственные координаты-оси (вертикаль, горизонталь, диагональ), планы, местоположения (центр, периферия, верх, низ, правое, левое, передний план и задний и др.), точки зрения и ракурсы (вверх, вниз, влево, вправо, вперед и назад, по диагонали, по кругу и др.), выразительные средства (линия, свет, тень, светотень, цвет, колорит, пятно и др.) геометрические образы (круг, треугольник и др.) и сложные геометрические построения (перспектива и др.).

Различные формальные характеристики влияют на «вес» компонентов. Компонент, находящийся в центре картины, «весит» меньше, чем компонент у края картины. Верх тяжелее низа, правое тяжелее левого. Чем дальше расположен компонент от зрителя, тем он тяжелее. «Вес» компонента зависит от размеров. Предмет большого размера выглядит тяжелее. Красный цвет тяжелее голубого, яркие краски тяжелее, чем блеклые. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. На «вес» оказывает влияние направление и форма компонентов. Например, правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Вертикально направленные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные.

Некоторые считают, что картина видится, но не объясняется. Да, живопись содержит невыразимое. Как много надо сделать, чтобы картины всегда были воспринимаемы! Между видящим и видимым устанавливается при всем этом беспрерывный диалог. Познание картин нужно оживлять нашим взглядом и нашим духом, то есть побуждать их видеть.

«Пространственное поле картины отображает ценностные свойства пространства, в котором протекает реальный опыт человека, основы которого закладываются уже в детстве. Этот опыт говорит, что, например, такие пространственные характеристики как «верх», «правое» и «впереди» ассоциируются с положительными ценностями (здоровьем, добром, священным и др.), а «низ», «левое» и «сзади» — с отрицательными (болезнь, зло, безобразное, богохульное и др.).

Но означает ли это, что художник должен, например, красивое или возвышенное «помещать» вверху, а безобразное и низменное обязательно внизу? Разумеется, не должен. Он руководствуется своим замыслом, но должен учитывать ценностные особенности художественного пространства. Вступая в противоречие с ценностной «грамматикой» художественного пространства, художник создает художественное напряжение, которое должно «сниматься» другими средствами» [5].

Далеко не каждое, пусть даже гениальное произведение искусства, хочется осмыслить: оно должно «зацепить» чем-либо, как-то удивить: красивым или безобразным, трагическим или комическим, возвышенным или низменным и т.д. Искусство любит «заманивать» контрастами, необычным построением, скрытыми загадками, выраженными теми или иными знаками.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал