![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предварительно напряженный железобетон
Предварительно напряженными называются такие железобетонные конструкции, в которых бетон в процессе изготовления подвергается искусственному сжатию, сущность которого заключается в следующем. До загружения железобетонной конструкции полезной нагрузкой ее арматуру растягивают наподобие резинового жгута; упором при этом служит бетон. Естественно, что чем сильнее растянута арматура, тем больше будет сжат бетон. Когда же к конструкции приложена полезная нагрузка, напряжения от нее, возникающие в растянутой зоне бетона, частично компенсируются предварительно созданными сжимающими напряжениями. Поэтому в растянутой зоне бетона не возникнут трещины, а предварительно напряженная арматура получит от нагрузки дополнительное напряжение и ее высокая прочность будет использована в большей степени. При изготовлении предварительно напряженных железобетонных конструкций используют два основных метода натяжения арматуры: на упоры и на бетон. Натяжение на упоры (рис. 8.2, а) применяют при изготовлении сборного железобетона. Напрягаемую арматуру при этом натягивают и фиксируют на силовом поле форм или специальных упорах, вынесенных за пределы форм. Натяжение производят механическим (с применением гидравлических домкратов) или электротермическим способом. При электротермическом способе арматурные стержни нагревают путем пропускания тока, в результате чего стержни удлиняются. В процессе остывания стержни укорачиваются (натягиваются). Закрепляют стер- -70-. Рис. 8.2. Схемы предварительного натяжения арматуры железобетонных конструкций а — натяжение на упоры; б — натяжение на бетон; / — упор; 2 — форма; 3 — натяжное устройство; 4 — анкерное устройство; 5 — стенки канала Рис. 8.3. Анкерные устройства для арматурных канатов а — гильзовый анкер; б — гильзостержневый анкер; в — полуавтоматический зажим; / — шаблон для образования пучка; 2 — арматурная прядь; 3 — гильза; 4 — гайка; 5—анкерный стержень; 6 — зажимные губки; 7 — пружина; 8 — шайба; 9 —хвостовик —71— жневую напрягаемую арматуру концевыми анкерамш в виде инвентарных зажимов, опрессованнных в холод-' ном состоянии шайб, приваренных коротышей. В качестве анкерных устройств для канатов используют опрессо-ванные стальные гильзы и специальные зажимы (рис. 8.3). После того, как конструкция забетонирована и бетой достиг проектной прочности, арматуру освобождают от зажимов и сжимающие усилия передаются непосредственно на бетон. Натяжение на бетон (см. рис. 8.2, б) применяют при изготовлении конструкций в построечных условиях. Первоначально бетонируют конструкцию, а затем на бетон, набравший проектную прочность, производят натяжение арматуры. В балочных конструкциях пролетных строений мостов, плитах перекрытий, монолитных поясах и стенах для пропуска напрягаемой арматуры устраивают специальные каналы. С этой целью перед бетонированием в опалубках устанавливают каналообразователи в виде резиновых или стальных шлангов с проволочным сердечником. Во избежание сцепления с бетоном каналообразователи при длине канала до 6 м через каждые 20— 30 мин после бетонирования поворачивают вокруг оси, а через 3—4 ч извлекают. В крупноразмерных конструкциях каналообразователи выполняют в виде гофрированных металлических трубок, которые оставляют в бетоне. После достижения бетоном проектной прочности в каналы пропускают арматуру в виде пучков высокопрочной проволоки, канатов или стержней. Затем один конец арматуры с помощью цангового зажима закрепляют в торце канала, а другой запрессовывают в стаканный анкер и муфтой соединяют с гидравлическим домкратом, при помощи которого осуществляют натяжение арматуры. При длине более 10 м напрягаемую арматуру натягивают одновременно с двух концов двумя домкратами. Для обеспечения монолитности конструкции и защиты напряженной арматуры от коррозии в каналы с по? мощью специальных ииъекторов нагнетают раствор без-;» усадочных или расширяющихся цементов, которые улуч-в шают сцепление арматуры со стенками каналов. В предварительно напряженных железобетонных конструкциях более полно используется прочность стали и бетона, поэтому уменьшается масса изделий. Кроме то- —72- го, предварительное обжатие бетона препятствует образованию трещин, повышает его долговечность.
|