Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перегрузка
Постоянный рост и непрестанное усовершенствование информационных технологий, а также наступление эпохи настольных издательских систем, формирование точных баз данных означает, что число возможных сообщений может превосходить способности получателя к их восприятию (или даже техническому получению). Следовательно, получатель будет отсеивать часть поступающих сообщений на основании имеющейся у него предварительной информации или даже просто потому, что эти сообщения приходят к нему в то время, когда он слишком занят, чтобы уделить внимание их просмотру. Такие сообщения не доходят даже до стадии декодирования, а значит, не может быть и речи о какой-либо эффективной коммуникации. Конечно, целевая адресация может уменьшить количество исходящих от отправителя сообщений; но контроль над количеством сообщений, приходящих к получателю, находится за пределами возможностей отправителя. Итак, мы познакомились с основными разновидностями тех помех, которые могут возникнуть на пути эффективной коммуникации. Обратимся теперь к рассмотрению некоторых теорий, пришедших в связи с общественностью из социальных наук, которые могут быть полезны как для понимания процесса коммуникации, так и для понимания практической деятельности специалистов по связям с общественностью.
ТЕОРИЯ ДИФФУЗИИ И «ИЕРАРХИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ» Как люди воспринимают информацию и новые идеи? Не рискуя на данной стадии нашего рассказа слишком далеко заходить в психологические дебри, обратимся к теории диффузии. Исходя из теоретических положений этой теории (Lionberger, 1960, цит. по: Baskin et al, 1997), человек будет воспринимать какую-либо идею в ходе процесса восприятия по пяти отдельным стадиям:
Очень часто задачей программ массовой коммуникации является ознакомление, к примеру, с помощью использования СМИ. Ф. Котлер (Kotler, 1984) для демонстрации того, что он называет «иерархией ответной реакции», прибегает к использованию множества маркетинговых моделей. Каждая из них стремится выделить элемент ответной реакции потребителя или общественности на адресованное им сообщение. Ответная реакция может иметь следующие виды: когнитивная: при попытке довести некоторую информацию до сознания респондента; аффективная: при попытке повлиять или изменить отношение респондента к чему-либо; поведенческая: при попытке склонить респондента к какому-либо действию. Пусть все эти модели были созданы в рамках маркетинговых исследований и разработаны с целью анализа ответной реакции покупателя, их можно с успехом применить и к практике специалистов по связям с общественностью. В проблематике связей с общественностью когнитивная реакция может прилагаться к случаям, когда в задачу PR-специалиста входит повышение общественной осведомленности относительно названия новой серии (или разновидности) товара; аффективная реакция необходима в том случае, если задачей является создание благоприятного отношения общественности к тому или иному вопросу; и, наконец, поведенческая реакция актуальна тогда, когда вы хотите склонить общественность к присоединению к вашей PR-кампании (к примеру, в форме ее финансирования или просто посещения выставки товаров, производимых вашей фирмой). В своей книге Ф. Котлер использует модель «иерархии воздействий», однако для наших целей более подходящей является коммуникационная модель. Обратившись к рассмотрению примера «Государственного детского дома для беглецов» (National Children's Home for Runaways — NCH), который стал победителем Гран-при 1992 г. на церемонии награждения призов журнала «PR Week» (см.: PR: примеры из практики 3.1; а также табл. 3.1), мы можем проследить все три стадии «покупательской готовности». PR: примеры из практики 3.1 «Покупательская готовность» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ БЕГЛЕЦОВ (NCH)
Когнитивная стадия Известно множество историй о юных беглецах, перебирающихся с севера в Лондон, где они начинают вести преступную жизнь. «Государственный детский дом для беглецов» решил провести исследования, чтобы выяснить, как на самом деле обстоят дела с данной проблемой. На основании изучения 17 000 случаев пропажи детей был подготовлен и опубликован специальный доклад. Пять тысяч копий текста, содержащих основные выводы этого доклада, были разосланы в парламент, а также высшим руководителям полиции и местных администраций. За этим последовало публичное выступление актрисы Джейн Эшер (Jane Asher) и множества бывших беглецов на железнодорожной станции Виктории. Развернувшаяся в прессе массивная кампания по освещению данной проблемы стала свидетельством того, что эта проблема дошла до сознания целевой аудитории, которая могла бы что-то сделать для изменения ситуации.
Аффективная стадия Начался процесс изменения отношения целевой аудитории к данной теме. Полиция и отделы социального обеспечения правительственных организаций и местных администраций заказали и раскупили полторы тысячи копий полного текста доклада (цена одной копии доклада была 10 фунтов стерлингов). Национальная конференция по проблемам беглецов привлекла внимание 150 влиятельных политиков. Выпуски новостей пестрили сообщениями, посвященными проблеме беглецов, и ситуация начала меняться. Во время и сразу после развернувшейся в СМИ информационной кампании NCH обратился к членам парламента и лицам, равным им по статусу, в июле Палата Лордов провела слушания по результатам проведенного расследования. Затем последовало заявление правительства о том, что будут предприняты необходимые меры для решения данной проблемы. Правительство согласилось организовать «Бюро пропавших лиц» (Missing Persons Bureau) и провело первую в истории межведомственную конференцию по проблеме беглецов. (Источник: автор данной книги)
Источник: составлено на основе Kotler, 1984; публикуется с разрешения Prentice Hall.
Эти модели помогают проиллюстрировать значимость того предварительного знания, которым обладает целевая аудитория, на характер проявляемой ею ответной реакции, а стало быть, и на значимость этого знания для выбора наиболее подходящего способа достижения необходимого результата
|