Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Паблисити
Казалось бы, результаты любой информационной деятельности сами го- Уже было много написано, и до сих пор продолжаются дебаты на ту тему, является ли маркетинг составной частью «связей с общественностью» или дело обстоит как раз наоборот. Тот способ, которым в каждой отдельно взятой компании организована работа по налаживанию связей с обществен ностью, может помочь решить эту дилемму, например, вменив в обязанности менеджера по маркетингу представление отчета руководителю отдела по связям с общественностью. Однако для ознакомления с предметом «связи с общественностью» более продуктивным было бы постараться составить для себя ясное представление о том, к услугам какой дисциплины следует обращаться в тех или иных сложившихся обстоятельствах. Поскольку связи с общественностью часто рассматривают как один из инструментов убеждения, следует провести границу между «связями с общественностью» и пропагандой. Слово «пропаганда» возникло в семнадцатом столетии в языке римской католической церкви, когда была сформирована «Конгрегация пропаганды». Эта конгрегация представляла собой формируемый из кардиналов комитет, в обязанности которого входила организация заграничных миссий для поиска и обращения в истинную веру язычников. Йозефу Геббельсу, главному пропагандисту нацистского движения в Пропаганда — это инструмент политики и инструмент социального контроля. Главная ее цель заключается не столько в том, чтобы обращать в свою веру, сколько в том, чтобы привлекать к себе последователей и удерживать их в строю. Задачей пропаганды, при наличии соответствующих возможностей, является охват каждой из сфер чело- ГЛАВА 1 Связи с общественностью: что это такое и зачем мы ими пользуемся?
веческой деятельности для того, чтобы окружение каждого человека изменилось и приняло взгляды нашего всемирного движения. В действительности, пропаганда нацелена на «распространение веры», на обращение людей к вере, возможно, с помощью не совсем честных или совсем не честных методов. Определяемая подобным образом пропаганда, как правило, воспринимается с недоверием или даже с подозрением (за исключением совсем уж доверчивых людей). Пропаганда не является частью современной практики специалистов по связям с общественностью, даже несмотря на то, что некоторые из первых специалистов в этой сфере начинали свою профессиональную деятельность в качестве пропагандистских работников государства. В главе 2 мы подробнее рассмотрим роль пропаганды в процессе формирования современной практики «связей с общественностью». ИНДУСТРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Как развивался институт «связей с общественностью» и что сегодня, на рубеже двадцать первого века, представляет собой эта индустрия — этим вопросам будет посвящена большая часть следующей главы. Сейчас же мы лишь бросим краткий взгляд на индустрию связей с общественностью с точки зрения бизнеса. Институт связей с общественностью Результаты социологического опроса, проведенного IPR (IPR, 1993а), показали, что в Великобритании около 48 000 человек, занятых в сфере связей с общественностью, и из них около 6000 по своим качествам могут быть включены в состав IPR в качестве полноправных членов. Сегодня IPR стремится увеличить число своих членов и всячески способствует процессу профессионализации этого вида бизнеса. Существует четыре уровня членства в IPR: почетное (FIPR), рядовое (MIPR), ассоциированное (AMIPR), а также студенческое. Критерием для получения полноправного членства в IPR является десятилетний опыт профессиональной работы в области связей с общественностью или, как минимум, четыре года «существенного опыта практической работы и наличие академической квалификации в области связей с общественностью» (см. материалы веб-сайта: www.ipr.org.uk). Ниже
Г Л А В А 1
мы отдельно остановимся на проблеме роста образовательной квалификации в области связей с общественностью. В планах IPR содержится намерение в ближайшее время получить привилегированный статус; предполагается, что этот успех положительно скажется как на состоянии данной сферы бизнеса, так и на репутации специалистов по связям с общественностью. Поскольку дипломы о высшем образовании по специальности «связи с общественностью» стали выдаваться лишь в последние двадцать лет, а научные степени в данной сфере появились только в последнее десятилетие, мы столкнулись с ситуацией, когда значительное количество специалистов, работающих в данной профессиональной сфере деятельности, пользующихся непререкаемым авторитетом и обладающих огромным опытом, не имеют документа о профессиональной квалификации. IPR признает этот факт и предлагает альтернативный способ решения проблемы получения членства в своей организации: членом IPR можно стать, если вы имеете, по меньшей мере, десятилетний опыт соответствующей деятельности (хотя и при этих условиях вас могут пригласить на собеседование). Ассоциированным членом IPR можно стать, не имея достаточных критериев для получения полноправного членства, но для этого нужно обладать, по меньшей мере, тремя годами серьезной практической работы (или иметь официально признанную профессиональную квалификацию в области связей с общественностью). Лица, посещающие официально признанные, имеющие официальную аккредитацию вузовские курсы, могут подать заявление на принятие в IPR на правах студенческого членства. Почетным членом IPR может стать тот человек, которые продемонстрировал «выдающиеся» профессиональные результаты в области связей с общественностью (хотя следует учесть, что критерий отбора в почетные члены IPR не является предметом общественного обсуждения). Иногда членов IPR просят представить точный набор критериев, достаточных для принятия в почетные члены организации, по качеству таких же, какие подтверждают их собственную профессиональную квалификацию. По данным проведенного недавно социологического опроса членов IPR, «члены организации рассчитывают на то, что их " членство" в этом институте будет способствовать повышению их уровня образования и профессиональной подготовки, а также расширению карьерных возможностей» (IPR, 1999b). Существующая в течение долгого времени Местная управленческая группа, являющаяся одной из внутриинститутских групп специальных интересов, в 1994 г. выступила с обращенной к университету Лидса инициативой: организовать вузовскую программу второго уровня (Master's level programme) профессиональной переподготовки для практикующих специалистов.
ГЛАВА 1 Связи с общественностью: что это такое и зачем мы ими пользуемся?
При формулировке целей IPR его основатели включили в список своих главных задач следующее положение: «рассмотреть вопрос о создании института квалификационной проверки (или какого-либо иного подходящего способа определения уровня квалификации). Его целью является повышение статуса практикующих специалистов по связям с общественностью до некоторого установленного профессионального уровня» (Hess, 1948: цит. по: EEtang, 1998a). Пятьдесят лет спустя дипломный курс IPR принял своих первых студентов. Однако в промежутке между этими двумя событиями был предпринят ряд усилий, которые привели к тому, что уровень высшего образования членов IPR значительно вырос. Начиная с 1970-х гг. практикующие специалисты получили возможность получить PR-версию так называемого САМ-диплома* (образовательный курс, который был организован в форме совмещения вечерних и заочных занятий); и в течение почти десятилетия данный диплом являлся единствен-ным способом получить официально признанный сертификат о высшем образовании в области связей с общественностью. В 1988 г. в университете Стерлинга (Sterling University) была учреждена первая магистерская (MSc) специальность по связям с общественностью; с 1991 г. стало возможным дистанционное заочное обучение. Первый диплом бакалавра (ВА) в области связей с общественностью был учрежден в университете Борнмута {Bournemouth University). В настоящее время IPR санкционировал учреждение шести дипломов бакалавра и двух магистерских дипломов. Кроме того, существует огромное множество университетских курсов в области «связей с общественностью», которые читаются в университетских бизнес-школах, на факультете СМИ, факультете культурных исследований, школах журналистики; а также восемь других магистерских курсов с образовательными сертификатами о постдипломном образовании, которые предлагают университеты Оксфорда и Лидса. Хотя у нас нет надежных статистических данных, но по некоторым относительно достоверным оценкам дипломы о высшем образовании по специальности «связи с общественностью» получают от 400 до 500 выпускников каждый год. Это отражено в опубликованном IPR исследовании, данные которого показывают, что доля членов IPR, имеющих диплом бакалавра и выше в области связей с общественностью, возросла с 35, 5% в 1987 г." до 56, 3% в 1998 г. (IPR, 1999b). * САМ-диплом, в английском оригинале — САМ Diploma. Аббревиатура САМ составлена из первых букв английских слов Communications, Advertising, Marketing, то есть: Коммуникации, Реклама, Маркетинг. — Прим. пер.
ГЛАВА 1
В 1998 г. был учрежден диплом IPR. Это было необходимо для преде ставления возможности получения сертификата о постдипломном образо- вании практикующим специалистам по связям с общественностью. Данный образовательный курс читается в трех университетских центрах (Лоща Лидс и Эдинбург); кроме того, предусмотрена вечерняя форма занятий, также курсы по повышению квалификации, рассчитанные на год занятий. Программа курса включает в себя следующие дисциплины: PR-стратегия, PR-планирование, а также работа над двумя проектами в одной из спецкиализированных областей (таких как внутренние коммуникации или работ с общественностью). Можно утверждать, что индустрия связей с общественностью в Велико- британии все чаще становится уделом более образованных и квалифици- рованных людей; а поскольку получение доступа к работе в этой области требует подтверждения уровня профессиональной квалификации, то нет недостатка в молодых людях, которые стремятся получить образовательный и практический опыт в данной сфере профессиональной деятельности.
|