Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности в связях с общественностью
3.1.Оценка эффективности PR-компаний с помощью EAV (коэффициент эквивалентных рекламных затрат) Проблема измерения эффективности в PR относится к числу наиболее важных и сложно решаемых вопросов современной теории и практики общественных коммуникаций. Решение данной проблемы затруднено по следующим причинам: 1. PR-мероприятия не имеют жесткой привязки к каким-либо количественным показателям (рост объемов продаж, повышение уровня узнаваемости и т. п.); 2. Часто PR ориентированы на воздействие на узко специализированные целевые аудитории, возможности влияния на которые другими способами по 3. Результаты PR носят качественный характер — изменение в восприятии, получение дополнительной информации и т. д. Часто оценка эффективности сводится к задаче PR-консультанта убедить своего клиента в том, что все сделано правильно и результат достигнут. Иногда оценка эффективности PR-деятельности может сводиться к субъективным факторам, например — понравилось ли это руководству. Некоторые исследователи считают, что все попытки найти объективные критерии оценки PR-программ просто бессмысленны, поскольку эффект — неисчисляемый, слишком многоплановый и продолжительный по времени. Такой подход к проблеме не устраивает клиентов, которые хотели бы видеть — к чему привели оплаченные PR-акции, что представляет собой конечный результат и насколько эффективно была проведена работа. Выход, который может устроить обе стороны, заключается в том, чтобы оценивать количественными и «рациональными» методами те части результата, которые поддаются оценке и исчислению и, на основе этих данных, высказывать более объективные суждения о «неисчисляемом целом» (результате). Норман Стоун называет следующие результаты, которые поддаются исчислению: 1. Процентное изменение обеспокоенности (озабоченности, интереса, и др.), вычисляемое путем социологического опроса. 2. Рост числа полученных запросов (заявок). 3. Сокращение числа получаемых жалоб. 4. Частота упоминания в прессе (мониторинг СМИ до начала PR-кампании, в процессе, и через некоторое время после завершения). 5. Возможность видеть или слышать определенное мнение (опрос экспертов). 6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование). 7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке или занятие определенной доли рынка. В каждой конкретной ситуации можно найти и другие «исчисляемые» компоненты конечного результата. Но не стоит забывать, что цель оценки вышеприведенных результатов — подтверждение результативности PR-деятельности. Подобные методы являются лишь дополнительными «рычагами» в убеждении людей, привыкших рассматривать результат в цифрах, процентах, графиках и коэффициентах. В случаях, когда исследование не позволяет получить адекватных оценок, PR-специалисты для доказательства эффективности своей работы используют так называемый коэффициент эквивалентных рекламных затрат «EAV (Equivalent Advertising Value)». EAV показывает соотношение рекламных и PR-расходов на размещение в СМИ материалов одного объема. К примеру, PR-агентство в ходе кампании обеспечивало в прессе публикации об организации-клиенте на сумму, эквивалентную определенному рекламному бюджету. Для вычисления EAV определяется совокупный объем всех вышедших публикаций (конечно же, «благоприятных») и подсчитывается — сколько стоило бы размещение рекламы такого же объема в тех же изданиях (с учетом рекламных расценок на момент выхода публикаций и скидок на размещение в различных изданиях). Иногда расходы на PR оказываются в несколько раз ниже (порой — в десятки раз) возможных рекламных расходов, что для кого-то может выглядеть довольно убедительно. Коэффициент EAV не оценивает эффективность всей PR-кампании, он отражает эффективность затрат на производство определенного продукта (который, может быть, никто не станет покупать). Поэтому EAV может эффективно применяться для оценки в тех моделях PR, целью которых является достижение известности, публичности или «упоминание в прессе» и в комплексном исследовании публикаций, на основе которого делаются выводы о результативности кампании. Большинство методик оценки эффективности PR-кампании сочетают в себе мониторинг и исследования СМИ, а также социологические опросы как в организации, так и среди ее публики. Например, английская компания «Paragon Communications» разработала относительно недорогую методику оценки эффективности PR-кампаний, которая состоит из семи «модулей»: 1. Оценка посланий, публикаций и использованных техник PR. 2. Телефонные опросы СМИ (до 25 СМИ). 3. Телефонные опросы людей, принимающих решения, и лидеров общественного мнения (до 50 человек). 4. Опрос потребителей по готовой компьютерной базе данных (2000человек). 5. Почтовый опрос сотрудников (по домашним адресам). 6. Телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях PR-программы, и теми, кто на них не пришел. 7. Ежегодное постоянное исследование по отношению к спонсорским акциям (более 6000 опрошенных ежегодно). Учитывая, что для дорогостоящих PR-кампаний требуются точные и достоверные методы оценки их эффективности, разработка таких методов получает все больший спрос на рынке PR-технологий. Объективная оценка эффективности требует дополнительных (и порой весьма серьезных) затрат, которые рассматриваются как неоправданные, особенно в ситуациях, когда эффект PR-деятельности субъективно «понятен» или «очевиден». В связи с этим многие коммуникационные компании в 90-х годах стали специализироваться на разработке и продаже методик оценки эффективности как «общих» так и для конкретных программ. 3.2.Измерение эффективности PR: методика Г. Тульчинского Петербургский профессор Г. Тульчинский предлагает собственную оригинальную методику измерения эффективности PR. Он полагает, что центральной проблемой PR является проблема эффективности. Ситуация усугубляется главной особенностью PR: эта деятельность, в отличие от маркетинга и рекламы, не предполагает увеличения оборотов, прибыли, объемов продаж «здесь и сейчас». PR — это инструмент для установления, поддержания и распространения доверительных отношений, создания и укрепления репутации, расширения влияния, то есть ориентирован на достижение долгосрочного результата, не поддающегося жесткой оценке сразу после события. PR-технологии не рассчитаны на создание репутации единовременно, но ее можно сформировать в процессе систематической продуманной работы. По мнению Г. Тульчинского, PR-инструменты уместно использовать для создания позитивного, привлекательного имиджа фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности, выстраивания доверительных отношений с группами влияния. Они способствуют формированию общественного мнения о деятельности фирмы, расширению сфер и возможностей влияния, установлению постоянных и доверительных отношений со СМИ и органами власти, обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений. Сегодня важнейшие факторы развития бизнеса стали другими: -главной задачей теперь является не увеличение объемов производства, а адаптация людей к изменениям, связанным с внедрением более эффективных технологий; -конкурентоспособность определяется не столько качеством управления производством, сколько отношением к товару потребителей и отвечающих за -основное в работе с персоналом не трудовая и технологическая дисциплины, а формирование у людей мотивации к карьере именно в этой фирме; -финансовая деятельность состоит не столько в планировании затрат, сколько в умелой работе с инвесторами. Недаром современный менеджмент называют «управлением по слабым сигналам». И успех дела во многом зависит не от способности решать хорошо структурированные задачи с конкретными параметрами, а в умении учитывать и использовать неявно выраженные импульсы среды и управлять сопротивлением — внешним и внутренним. Нет эффективности «вообще» — ее содержание всегда конкретно в ее относительности. В случае с PR это обстоятельство особенно важно. Прежде всего, следует различать такие виды эффективности, как: - отношение полученных результатов к затратам (Э = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньше затраты на достижение результата; - отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям; - соответствие целей реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени достигнутые цели решают реальные проблемы. С некоторой степенью условности эти виды эффективности допустимо соответственно определять как «экономичность», «результативность» и «целесообразность». Итоговое выражение эффективности Э = Ц/П х Р/Ц х Р/3 может быть упрощено за счет очевидного математического преобразования (сокращения Ц) до вида Э = Р/П х Р/3. Таким образом, эффективность конкретна, и надо знать, о каком ее виде идет речь в каждом отдельном случае или какой их них наиболее значим применительно к данной ситуации и задаче. Более того, каждый из видов эффективности PR-деятельности меняет свое конкретное содержание, в зависимости от уровня анализа. В качестве первого уровня анализа может рассматриваться эффективность отдельной PR-акции, конкретного мероприятия с конкретной целевой группой. Второй уровень анализа — эффективность PR-деятельности фирмы за некий период, например, за год. Третий уровень — эффективность PR в социальной среде в целом.
Таблица 2- Уровни анализа эффективности PR
Очевидно, что характеристики эффективности на каждом из уровней анализа могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие друг с другом. Например, достижение сиюминутных целей какого-либо разового проекта может негативно влиять на позицию и репутацию фирмы в долговременной перспективе, дестабилизировать ситуацию в социальной среде. Еще более наглядно содержание эффективности может быть представлено в таблице, соотносящей необходимые для анализа характеристики: Таблица 3 – Поле анализа эффективности PR
Таблица дает представление о «поле анализа» эффективности. Согласно Г. Тульчинскому, каждая характеристика на каждом уровне должна выражаться в конкретных показателях. Проще всего с затратами (в рублях, в штуках оборудования, в человекочасах трудозатрат и т.д.), т. к. они поддаются количественному счету. Несложно вычислить результаты деятельности на всех уровнях. Намного сложнее с показателями целей и потребностей, но и им могут быть найдены определения, в том числе и имеющие количественное выражение. К числу основных параметров, которые необходимо учитывать при анализе эффективности PR относятся: -информирование общественности, способствующее продвижению новых идей и проектов; -развитие мотивации персонала с целью укрепления его сплоченности; -углубление взаимопонимания между фирмой и ее социальной средой, исключающее неприятные неожиданности; -выход на новые рынки, формулировка новых идей и проектов, открывающих очередные перспективы развития фирмы; -преодоление изоляционизма и замкнутости в менеджменте. Поскольку в анализе эффективности многое зависит от первичной базы сравнения, то изменения, возникающие вследствие PR-работы, следует сопоставлять с четкими и систематизированными данными о первоначальном положении дел. Такое сопоставление допустимо отразить в виде таблицы, которая может иметь как сводный характер, так и дифференцироваться по каждому конкретному адресату и целевой группе PR. Таблица 4 – Изменения, возникающие вследствие PR-работы
Разумеется, существует возможность проследить эффективность и как соотношение затрат на конкретную PR-программу изменений в социальной среде. Но эта зависимость имеет сложноопосредованный характер. Тем не менее, чем очевиднее и нагляднее будет представлена эта зависимость, тем убедительнее станут звучать доводы об эффективности управленческих PR-мероприятий. 3.3.Оценка эффективности PR и внутрикорпоративных коммуникаций: подход компании Sinicas Communications Inc Одним из направлений PR и бизнес-коммуникаций является развитие внутрикорпоративных коммуникаций. В России пока данной области уделяется относительно слабое внимание, в то время как в западных компаниях корпоративные коммуникации рассматриваются как одна из ключевых функций PR-служб. Американская компания Sinickas Com (www.sinicom.com), возглавляемая Анжелой Синикас (Angela Sinickas) специализируется на оценке эффективности и измерении результативности внутренних и внешних корпоративных коммуникаций. Измерения корпоративных коммуникаций имеют относительно небольшую историю. В начале 1970-х годов сфера измерений в области корпоративных коммуникаций была представлена отдельными вопросами, которые задавались сотрудникам в ходе внутренних опросов общественного мнения. С начала 1980-х годов в коммуникационные измерения стали проникать исследовательские техники, обычно используемые в области маркетинга и оценки читательских аудиторий СМИ, И только в 90-х годах измерения стали неотъемлемой частью деятельности специалистов по корпоративным коммуникациям. Эволюцию измерений в коммуникациях можно проследить, рассматривая проводимые измерения в двух аспектах: первый — содержание измерений в коммуникациях и второй — критерии успеха, то есть уровень воздействия коммуникации на организацию и ее сотрудников. Критерии успеха: 1.Измерение уровня удовлетворения сотрудников позволяет ответить на следующие вопросы: -Насколько позитивно персонал воспринимает содержание и формат публикаций о компании? -Каким образом коммуникации оказывают влияние на понимание персоналом основных целей организации? -Достаточно ли информации получают сотрудники о целях и направлениях деятельности организации? -Насколько хорошо сотрудники осведомлены о своем вкладе в достижение целей организации? В целом оценка уровня удовлетворения сотрудников внутрикорпоратив-ными коммуникациями была в достаточной степени развита уже к 70-м годам XX века, поскольку являлась элементом развитой области управленческого консультирования. Преимущественно информация о степени удовлетворения сотрудниками системой корпоративных коммуникаций получалась в ходе анкетных опросов и личных (face-to-face) интервью. 2. Определение экономической эффективности означает соотнесение финансовых затрат на внешние и внутренние коммуникации в сравнении с полученными количественными результатами. При оценке -Действительно ли публикации достигают всех сотрудников? -Насколько высокой является стоимость внутрикорпоративных коммуникаций в сравнении с другими подобными компаниями? -Что выгоднее — создавать собственные дизайнерские отделы или издательства, либо обращаться к внешним организациям? То есть экономическая эффективность — это возможность оценить расходы на корпоративные коммуникации в компании. 4. Эффективность — это диверсифицированная оценка каждого канала коммуникации в сравнении с другими каналами. В этой оценке учитываются не только финансовые показатели, но качество коммуникации с точки зрения восприятия информации сотрудниками компании. Связь измерения коммуникаций с бизнес-целями организации Когда речь идет о корпоративных коммуникациях, направленных на достижение целей организации, то обычно фокусируются на обсуждении самих целей. При этом важным является то, что сами коммуникации являются средством мотивации сотрудников для достижения организационных целей. Внутрикорпоративные коммуникации необходимы не только для того чтобы говорить о целях организации, но для того чтобы способствовать достижению этих целей в процессе коммуникаций. А. Синикас представляет собственный план организации корпоративных коммуникаций, ориентированных на достижение целей компании. Шаг 1. Идентификация организационных целей, соответствующих следующим критериям: -Представляют наибольшую ценность для компании в случае их достижения; -Имеют наибольший потенциал для достижения с точки зрения использования эффективных коммуникационных подходов. Критерии означают, что в процесс достижения этих целей вовлекается большинство сотрудников организации, которые меняют установки, мотивацию своего поведения и используют знания, полученные в процессе коммуникации. Шаг 2.Идентификация внутренних и внешних групп, которые могут оказать значительное воздействие на достижение каждой цели организации. Основные внешние и внутренние группы организационного окружения, которые могут быть вовлечены в коммуникацию относительно целей компании: члены семей сотрудников; лидеры профсоюзов; региональные представительства; сотрудники отдела продаж; исполнительный менеджмент; другие занятые; потенциальные сотрудники; потребители; менеджеры и супервайзеры. Шаг 3. Идентификация действий, поддающихся измерению в зависимости от того, насколько успешно определены цели и потребности отдельных социальных групп корпоративного окружения. Фактически данный шаг означает адаптацию целей организации к потребностям и ожиданиям отдельных групп, на которые оказывается корпоративное воздействие. Такая адаптация возможна в процессе групповых обсуждений, где представители разных групп обсуждают цели компании. Данный шаг должен предшествовать составлению коммуникационного плана в рамках организации. Шаг 4. Перед реализацией коммуникационных мероприятий следует определить содержание сообщений для каждой целевой аудитории в зависимости от ее характеристик и осуществить информационную подготовку инноваций для обеспечения благоприятного восприятия со стороны представителей целевой аудитории. То есть при формировании коммуникационного сообщения следует апеллировать не только к фактам, но и к субъективным установкам и мотивации представителей целевых групп. Шаг 5. Идентификация оптимальных методов распространения знаний и изменения позиции представителей целевых аудиторий. Шаг 6. Использование полученной в период предыдущих шагов информации для содержательного обогащения сообщений, распространяемых по внутрикорпоративным каналам: изданиям, e-mail, через личные контакты. Шаг 7. Отслеживание изменений в поведении представителей целевых аудиторий; отслеживание изменений в экономической и качественной эффективности; отслеживание изменений в знании и позициях представителей целевой аудитории. Направления коммуникативного аудита Анжела Синикас является одним из авторов крупного исследования, посвященного измерению эффективности внутренних электронных каналов коммуникации с точки зрения достижения корпоративных целей. Исследование проходило с мая 1997 года по декабрь 2001 года и в нем участвовало 11 крупных американских и европейских компаний, имеющих представительства во всех частях Света. По профилю деятельности компании распределились следующим образом:
Численность работающих в компаниях колебалась в пределах от 1000 до 60000 чел. В ходе исследования были выявлены предпочтения сотрудников компаний в использовании электронных средств внутрикорпоративной коммуникации. В процессе исследования были проанализированы следующие источники информации: -Цели компаний; -Финансовые результаты деятельности компаний; -Новости компаний; -Продукты и услуги; -Основные конкуренты в сравнительной перспективе с деятельностью компании; -Тенденции изменения и новости в рамках отрасли деятельности компаний. По типу носителей и способу распространения источники информации были объединены в следующие категории: 1. Электронные: Интернет, некорпоративная электронная почта (mass-emails), электронные ньюслеттеры (newsletter), корпоративные сайты в сети Интернет; 2. Личные контакты (face-to-face): менеджеры и руководители, собрания трудового коллектива, крупномасштабные собрания с участием руководства и сотрудников, коллег, потребителей, продавцов и т.п.; 3. Печатные: корпоративные издания, брошюры, письма, бюллетени, рассылаемые по почте; 4. Аудиовизуальные: внутренние радиопрограммы, корпоративное видео и т. д.; 5. He-корпоративные (внешние): сообщения массмедиа, торговые и профессиональные издания, Интернет. Исследование показало следующее: -Возрастает выбор электронных средств коммуникации в качестве дополнительных источников информации; -Новые возможности электронных коммуникаций не вытесняют пользование существующих электронных каналов в предпочтениях сотрудников компаний; -Рост электронных коммуникаций снижает использование не печатных источников информации (как принято думать), а личных контактов (face-to-face -Только очень небольшое число сотрудников предпочитают использовать исключительно электронные каналы коммуникации: большинство комбинирует разные каналы коммуникации; -Сотрудники компании предпочитают каналы, активно привлекающие их внимание (e-mail, ньюс-леттер) к конкретным темам, каналам, которые заставляют выбирать информацию (рассылки Интернет, веб-сайты); -Две трети опрошенных не желают отказываться от печатных источников информации в пользу электронных. В целом в ходе исследования использовались преимущественно традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, фокус-группы, опросы, интервью), по стратегии исследование представляло собой компаративный анализ case-studies.
|