Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День третий. Цель. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; расширение представлений об организационном лидерстве; закрепление знаний о лидерских моделях
Цель. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; расширение представлений об организационном лидерстве; закрепление знаний о лидерских моделях поведения; развитие суперлидерства — подготовка будущих лидеров. В начале дня каждый участник по кругу продолжает предложение относительно своих умений, интересов, хобби, планов: «Никто из вас не знает, что я... (умею, могу, хочу, занимаюсь, осваиваю и т. д.)». Шестой модуль — противодействие неуверенному поведению и манипуляциям. Мини-лекция о манипуляциях и способах их нейтрализации (7). Упражнение в парах для отработки способов нейтрализации манипуляций. Партнеры вспоминают ситуации из личной жизни или профессиональной деятельности с ярко выраженными манипуляциями и проговаривают их, поочередно выступая в роли «манипулятора» и «нейтрализатора». В качестве ориентира используются материалы приложения. Группа отвечает на вопросы: «Кто и почему чаще манипулирует? Манипуляции — это уход от ответственности или психологическая защита? Может ли лидер использовать манипуляции?» Далее ведущий группы представляет мини-лекцию об организационном лидерстве и формальном руководстве. Обсуждается сходство и различие этих феноменов. Организационный лидер — руководитель, который эффективно осуществляет следующие функции: координирование действий и систем, необходимых для жизнедеятельности организации; привлечение в организацию нужных людей и обеспечение их успешного взаимодействия; понимание миссии — задач и целей организации; следование целям, принципам и корпоративным ценностям. Седьмой модуль — закрепление знаний о лидерских моделях поведения и позитивной мотивации лидерства. Этому способствует творческая сессия № 1 — создание видеоролика для «ученика организационного лидерства». Предварительно нужно провести групповую дискуссию о привычках, которые препятствуют лидерству. Руководит дискуссией и записывает ее результаты один (или два) участник группы, выдвинутый на роль организационного лидера. Алгоритм действий: составить список неконструктивного поведения и мышления, привычек, которые препятствуют лидерству (10—15 мин.). Если группа более 10 человек, то ее необходимо разбить на команды. Каждая команда — творческая студия — должна создать свой рекламный ролик (клип) для ученика «школы Лидерства», который в серьезной или юмористической форме будет излагать те действия или привычки, которые препятствуют выработке лидерских качеств. При этом каждому участнику можно предложить определенные лидерские роли: раздать «Шляпы» или роли (приложение). Каждая команда пишет инструкцию (рекомендации) для ученика «школы Лидерства» и сценарий (сценки + текст) видеоролика на 5—6 мин., иллюстрирующего «рекомендации». После этого команды определяют «актеров» и «звезду», которая будет выступать и проводят репетицию и съемку своего ролика. После того как все команды сняли свои ролики, проводится их просмотр и обсуждение вопросов: чем определялся выбор актеров и «звезды»? чей вклад в сценарий был больше? на каком основании распределялись групповые роли? какие лидерские способности и лидерские потенциалы были выявлены в ходе выполнения данного задания? Творческая сессия №2— групповая скульптура или другой вид презентации психологического портрета лидера, отражающие любые сферы его жизни: 1. Черты, универсальные для всех лидеров. 2. Деловые качества и умения. 3. Имидж и поведение лидера (привлекательность, обаяние, «харизма»). 4. Образ жизни, ценности, отношение к другим. 5. Жизненные установки. 6. Отсутствие вредных привычек. 7. Стиль руководства. Творческая сессия №3 — суперлидерство как самоменеджмент своих лидерских потенциалов. Она включает в себя индивидуальное составление стратегического плана по целям и способам развития лидерского поведения и качеств. Для этого важно оформление девиза и его презентация. На заключительном этапе тренинга в круге подводятся итоги о личных впечатлениях и изменениях на индивидуальном и групповом уровнях, об эмоциональных состояниях и новом видении своего лидерского потенциала. Обсуждается, кто и как часто, в каких ситуациях был выдвинут группой на роль «лидера». Участники группы выражают пожелания и благодарность друг другу. Восьмой модуль — диагностический. Диагностика лидерского потенциала проводится в начале тренинга и через месяц после его прохождения. По результатам тестирования и наблюдения на занятиях составляется психологическая характеристика и персональные рекомендации. ЛИТЕРАТУРА 1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб: Питер, 2001. 2. Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: Ось-89, 2005. 3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001. 4. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. М.: Дело, 1993. 5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 2000. 6. Макшанов С. И. Профессиональный тренинг // Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 7. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 8. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 9. Шульц Д., Шулъц С. Психология и работа. М.; СПб.: Питер, 2003. 10. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers / Journal of Psychology. 1998. № 132.
|