Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг лидерства
В условиях возрастающей бизнес - конкуренции и роста требований к качеству работы административно-управленческого персонала повышается значимость лидерства и лидерских умений менеджеров, обеспечивающих умелое и эффективное управления рабочей группой или командой. Организационные, социальные психологи и другие специалисты, изучающие лидерство, дают ему различные определения: искусство добиваться согласия; осуществление влияния на других людей; модель поведения, способствующая достижению высокой эффективности (успешности) деятельности; умение убеждать и властвовать над другими и др. Д. Майерс рассматривает лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу (5). Концепция нашего тренинга предполагает понимание лидерства как процесса организации и управления малой группой, способствующего достижению групповых целей в определенные сроки и с оптимальной эффективностью. Лидер — это член группы, который выдвинут на роль неформального руководителя в условиях специфической и значимой ситуации для быстрого и успешного достижения результатов деятельности или общей цели. Организационные лидеры побуждают людей выходить за рамки простого согласия с системой, делать больше и лучше, чем они делали бы в отсутствие лидеров, и их усилия согласуются с достижением организационных целей. Лидеры помогают отдельным членам группы и всей группе в постановке и достижении целей. Идеальным является такое лидерство, которое обусловливает не только достижение поставленных перед группой целей, но и стимулирует индивидуальное развитие членов группы, способствует их самореализации. Функции организационного лидера таковы: • координировать и отслеживать процесс работы (анализ информации о результатах, работе, мотивации подчиненных, осуществление эффективного взаимодействия и сплоченности ь команде, системный анализ ситуации и действий, прогнозирование, корректировка дальнейшей стратегии); • мотивировать и вдохновлять к дополнительным усилиям, способствовать единому пониманию значения и смысла поставленной цели, стимулировать к их достижению. Умения делового лидера: • превращать сложные задачи в простые; • выделять этапы достижения цели; • придерживаться алгоритма принятия решения; • анализировать и синтезировать информацию; • структурировать мысли и лаконично излагать главные идеи; • сохранять хладнокровие, рассудительность и уравновешенность в проблемных (стрессовых) ситуациях; • использовать интуитивные резервы сознания; • использовать чужой опыт, помощь и др. Кац и Кан выделили пять факторов, обусловливающих потребность организации в лидерстве (1); 1. Незавершенность организационной структуры. Лидеры помогают восполнить недостающие элементы и интерпретировать набор правил, планов, процедур или графиков работы внутри отдельных подразделений и организации в целом. 2. Необходимость связывать подсистемы (подразделения) организации. Лидеры — это звенья, связывающие организационные подсистемы. 3. Организация как открытая система постоянно взаимодействует с быстро меняющимися условиями среды. Лидеры получают ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчивой к потребностям организации. 4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяются и развиваются. Лидеры прилагают больше усилий к тому, чтобы эти изменения не повредили организации, ее членам, и способствуют позитивным изменениям. 5. Членский состав организации. Люди приходят, уходят и меняются. Лидерство обеспечивает преемственность и помогает людям приспособиться к изменениям. Чем больше эта потребность организации в лидерстве, тем вероятнее, что найдется человек, который будет признан в качестве лидера или который возьмет на себя эту роль. Наряду с факторами, способствующими потребности организации в лидерстве, существуют ситуации, которые препятствуют проявлению лидерских качеств и умений. Это ситуации, связанные с характеристиками подчиненных, особенностями условий или заданий, отсутствием необходимых ресурсов и др. Лидерское поведение может быть нейтрализовано, когда определенные ситуации не позволяют лидеру проявить свои качества, а определенные «заменители» лидерства могут «блокировать» или снизить значимость лидерского влияния. К таким «заменителям» или «ликвидаторам» лидерского поведения относятся следующие: постоянные, рутинные задания «сверху»; ограничения возможностей лидеров влиять на распределение вознаграждений подчиненных и принятие управленческих решений; ограничение властных полномочий. Препятствуют лидерству автономность и высокая внутренняя конкурентность в рабочих группах. Большое число независимых, эрудированных и высококвалифицированных работников снижает потребность в лидерах какого бы то ни было типа (1). Формальное лидерство — социальный процесс, неформальное — психологический процесс.
|