Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Круг административных дел, подведомственных КС РФ
Все еще ведется спор о том, какие отношения должны регулироваться, говорят о том, что нужно создать отдельный кодекс (его называют и АПК, и Российский административный кодекс и прочие названия). Все рассуждения имели бы смысл, если бы не особое место КС РФ. Если опираться на ФКЗ «О КС РФ» КС не является органом административной юстиции, так как он судебный орган конституционного контроля. Задачей КС является не только защита основ конституционного строя, но важнейшей задачей конституционного органа является защита прав и свобод человека и гражданина (статья 3 ФКЗ). Эта задача КС непосредственно связана с разрешением споров, как имеющих административно-правовой характер. Этот вопрос исследовался рядом известных ученых; так например, пр. Тихомиров, анализирую компетенцию КС, пришел к выводу о том, что разрешая споры о компетенции в системе органов исполнительной власти КС осуществляет именно административное судопроизводство. К таким рассматриваемым делам относятся дела о разрешении споров между гражданами и государственными органами по поводу нормативных актов этих органов В соответствии с частью 4 статьи 125 К РФ и статья 3 ФКЗ «О КС» КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поводом для такой проверки является жалоба на нарушения К прав и свобод. Согласно части 1 статьи 96 ФКЗ «О КС» право на обращение в суд имеют граждане, но лишь тогда, когда оспариваемый закон затрагивает важнейшие права и свободы, предусмотренные К РФ: право на жизнь, на неприкосновенность частной собственности и т.д. Нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, причем рассмотрение этого дела может быть либо завершено либо находиться в рассмотрении суда. Некоторые ученые, в частности Витрук Н.В., справедливо отмечают, что вопрос допустимости, рассмотрения в КС жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод вызывает множество проблем, прежде всего с тем, что защиту прав и свобод граждан осуществляют многие другие учреждения (не только КС). К РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Усмотреть нарушения законом конституционных прав и свобод может суд общей юрисдикции при рассмотрении дела в любой инстанции, но если он убежден в неконституционности закона, то он обязан обратиться в КС. Во всех иных случаях, а именно при убеждении суда общей юрисдикции в неконституционности иных НПА, суд вправе применять непосредственно конституционные нормы. У ученых были основания рассматривать КС как орган административной юстиции, так как исследование законности НПА частными судами, судами общей юрисдикции является административным производством. Поэтому исследование актов, имеющих высшую юридическую силу, тоже является административным производством. Еще одна категория административных дел, рассматриваемых КС – споры о компетенции в системе органов исполнительной власти. Случаев нарушения компетенции, вмешательства в нее очень много в отношениях между Правительством и Министерствами, Министерствами и Ведомствами. Сохраняют актуальность споры о компетенции между федеральными и региональными органами. Во многом эти споры гасятся с помощью согласительных процедур (часть 1 статьи 85 К РФ). Но если решение не достигнуто, то Президент в соответствии с частью 2 статьи 85 вправе приостановить действие акта и передать вопрос на разрешение суда; приостановление акта будет действовать до того момента, как суд вынесет решение. Исследования вопросов о видах и спорах компетенции были проведения Витруком. Николай Васильевич говорил о 3 категориях спора: 1) Споры о признании компетенции В этих спорах ходатайствующих орган государственной власти считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта либо совершение действий правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа. 2) Споры об отрицании компетенции Ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но они уклоняются от принятия таких актов. 3) Споры о присвоении компетенции В этих спорах ходатайствующий орган считает, что другой орган присваивает непринадлежащие ему полномочия Круг административных дел весьма широк, разнообразен. Важно понять, какие дела являются административными и унифицировать порядок их разрешения; неоправданно, что разрешение единых по сути дел происходит различными учреждениями различно.
|