Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты римского права древнейшего периода. Законы 12 таблиц
Основным источником права в этот период было право обычное, т.е. основную роль играли правовые обычаи, которые существовали еще до образования государства. С появлением государства на смену обычаям приходит обычное право, представленное как совокупность правил поведения, соответствующих интересам господствующего класса и санкционируемых и охраняемых государством. Обычное право не записывается, и этот момент придает нормам неопределенность. Древнейшее обычное право было связанно с религией и не отграничивалось от него. Хранителями обычаев были жрецы, которые выступали как посредники между богами и людьми, они же и были первыми римскими юристами. Жрецы вели календарь, в котором указывались дни для юридических действий, являлись судьями. Принимали участие в заключении сделок. Но уже в древнейший период в Риме стали различаться правовые и религиозные нормы. Право обозначалось термином jus, тогда как нормы, относящиеся к богам, назывались fas. По указаниям древних писателей, первые Рексы издали ряд законов, однако это неподтвержденные данные. Возможно, что еще жрецами были составлены сборники обычаев и конкретных решений. Законы 12 таблиц являются своеобразным решением конфликта патрициев и плебеев. Эти законы занимали исключительное положение в римской юриспруденции, на них опирались и их комментировали последующие юристы. Причем образцом они оставались и тогда, когда фактически утратили первоначальное значение сборника правовых норм. Подлинный текст Законов не сохранился, а по комментариям и цитатам юристов из данного сборника была реконструирована часть оригинала в 16-17 вв. Содержание правовых норм формулировалось посредством изложения конкретных случаев (казусов), что говорит о развивающейся правовой культуре римского общества на том этапе, хотя отчасти начали складывать основы понятийного мышления, о чем говорит довольно высокая степень обобщения правовых норм. Документ структурирован и состоит из 12 таблиц: 1) о судоговорении (особом порядке разбирательства дела) 2) о штрафах и тяжбе 3) об отношениях с должником (процедура отдачи долга, сроки наказания, права должника) 4) брачно-семейные отношения 5) имущественные отношения в семье, наследственное право 6) о сделках и собственности 7) о межах и порядке строительства, а также договор купли-продажи 8) о преступлениях и наказаниях 9) о преступлениях и наказаниях, применяемых к судьям 10) о процедуре похорон 11) о браке 12) о преступлениях, совершенных подвластными лицами Законы 12 таблиц не являются кодексом в смысле систематизированных норм, они представляют собой собрание кратких правил по наиболее важным практическим вопросам практики. Основным содержанием 12 таблиц являются правила о гражданском процессе, о санкциях за нарушение чужих прав и интересов, о землевладении, о семье и ряд правил административного характера. Их анализа этого памятника можно сделать вывод о наличии сельскохозяйственной семьи с большой властью домовладыки, семейную собственность, находящуюся в стадии разложения. Видна имущественная дифференциация общества, связанная с эксплуатацией богачами бедняков. Уже видна частная собственность, которая может отчуждаться и завещаться. В эпоху 12 таблиц уже существует рабство, но оно еще не развито и носит патриархальный характер.
2.Институт королевской власти в Англии в 14-первой половине 15 в. С возникновением Парламента в 1295 году меняется характер королевской власти. Первоначально Парламент представлял собой расширенное заседание Совета Знати, однако после государственного переворота 1327 и смещения Эдуарда2 Эдуард3 собирает представителей сословий, чтобы легитимизировать свою власть. Следовательно, Парламент превращается в политический орган (городские представители, бароны и т.п. составляют палату общин, от которой подается петиция, что говорит о первом осознании общих интересов этих представителей, чуть позже появляется палата лордов). В содержание петиции входит требование назначить малолетнему королю регента (им становится мать). Главной функцией Парламента в то время была судебная функция (она называлась high court of parlаrment), но этот суд не был типичным, а представлял собой суд совещательного типа. Законодательная функция не была сосредоточена только в Парламенте, так как без участия короля законодательный процесс не мог двигаться. Возникла специфическая модель, особая конструкция верховной власти, называемая «король в парламенте» (king-in-the-parlament). Эта конструкция представляла собой государственный орган, имеющий законодательные полномочия и воплощающий верховную государственную власть, верховные прерогативы. При отсутствии короля его замещали люди, находящиеся в должностях лорд-канцлера, главного судьи. В 1377 после смерти Эдуарда3 Парламент объявляет нового наследника, что говорит о расширении возможностей первого, появление права вмешиваться в порядок престолонаследия. К 1485 заканчивается формирование новой политической системы. Король теперь мыслится не как физическое лицо, а как политический институт, а значит, этот институт бессмертен (тогда как король – физическое лицо смертен), значит Парламент приобретает большую устойчивость, как политический институт, король не может совершить преступления, а, значит, не несет ответственности.
3.Парижский парламент и его функции Парламент появляется во Франции с 1302 года, изначально имел право отменять королевские ордонансы, но был лишен такового в 1655 году. Парламент по своей сути не был самостоятельным органом, а находился при короле, хотя и мог опротестовывать королевские решения. Парижский парламент, как государственныйорган Парламент во Франции (les Parlements, Parlamenta) — так назывались во Франции высшие суды, пользовавшиеся очень важными политическими правами. Первым по времени происхождения и по значению был парижский Парламент во Франции Он образовался постепенно из королевской курии (curia regis), в состав которой входили, кроме непосредственных вассалов короля (крупных баронов и прелатов), высшие придворные чины (Ministeriales domini regis) и ближайшие советники короля, особенно из знакомых с правом клерков. Первоначально судебные функции курии не были еще отделены от других: одна и та же курия, в одном и том же составе, помогала королю во всех делах, судебных, административных и политических, и окружала его при всех важных церемониях. С течением времени в среде ее постепенно произошла дифференциация: одно отделение стало королевским " советом " в тесном смысле слова, другое стало ведать преимущественно судебные дела, но полного отделения судебных функций от остальных и полного обособления личного состава разных отделений курии не было никогда. В XI и XII веках королевская курия разбирала в качестве первой инстанции такие дела, в которых были замешаны лица и корпорации, находившиеся или в непосредственной зависимости от короля, или под его покровительством (крупные бароны, духовные лица, коммуны и т. д.)1. При решении судебных дел курия, в эту эпоху, руководствовалась феодальным правом, кутюмами. Апелляционные функции вовсе не были еще развиты. С XIII в., особенно с Людовика IX Святого, увеличивается, по мере расширения территории, на которую простиралась власть короля, и округ (ressort), на который простиралась судебная власть курии. Судебная компетенция ее расширяется: она разбирает в первой инстанции многие дела, ведавшиеся ранее баронами (сеньориальная юрисдикция), церковью или низшими судебными агентами короля (бальи, прево и др.). Расширение судебных прав королевской курии было последствием постепенно утверждавшегося воззрения на короля, как на единственный источник юстиции и высшего судью. Оно достигалось посредством установления " jus praeventionis", то есть права королевского суда изъять любое дело из ведения того суда, где оно должно было бы разбираться, и самому разбирать его. Этому расширению подсудности содействовало в особенности установление так называемых " cas royaux" (королевских случаев), в число которых стали включаться самые важные уголовные дела (убийства, похищения людей и др.), а также преступления, которыми наносился ущерб достоинству короля или же нарушался общий мир. Вместе с тем курия все шире и шире развивает свое право разбирать в качестве высшей апелляционной инстанции дела по жалобам сторон на другие суды, даже на суд самых крупных феодальных баронов. В среде самой курии все яснее обозначается обособление судебной секции, в которой постоянно увеличивается число профессиональных юристов и вообще лиц, знакомых с правом (особенно с римским)— " легистов". Судебные заседания курии, происходившие ранее время от времени; становятся более правильными, периодическими (Филипп Красивый постановил в 1302 г., чтобы ежегодно в Париже происходило две парламентских ceccии). Начало сессии приурочивалось обыкновенно к одному из больших праздников — к Пятидесятнице, ко дню всех святых, Рождеству и т. д. Курия, сначала переезжавшая вместе с королем, с места на место, постепенно обосновывается в Париже. Наконец, в среде самой судебной секции курии происходит дальнейшее дифференцирование: персонал ее начинает распадаться на отделения, палаты (chambres). Начало такого деления (на chambre aux plaids, chambre des enqu etes et ch. des reque tes) можно проследить впервые уже в ордонансе 1278 года. С течением времени оно устанавливается окончательно, и число отделений (палат) растет. Под влиянием римского права в Парламенте во Франции (название Parlamentum, в применении к судебному заседанию курии, встречается впервые в 1239 г.)2 постепенно вырабатывается новая судебная процедура, открывающая широкий простор письменным доказательствам и следствию, которое производится или самими членами Парламент во Франции, или же, по поручению его, местными властями (королевскими бальи и т. п.). Наконец, постоянное расширение территории заставило французских королей приступить и в провинциях к созданию верховных, суверенных (то есть таких, на которые не было апелляции) судебных палат, чтобы облегчить задачу парижского Парламент во Франции, который был слишком завален делами, и чтобы не заставлять заинтересованных лиц терять время и средства на переезды в Париж и на продолжительное ожидание там. В некоторых провинциях местные высшие суды, созданные еще до присоединения их к королевскому домену, были преобразованы в Парламент во Франции, по образцу парижского; в других местах Парламент во Франции были созданы вновь. В составе Парламента во Франции надо различать два элемента. Первый составляли постоянные члены парламента — назначенные советники, изучившие право. В числе их были рыцари, клерки и особенно много лиц, принадлежавших к третьему сословию. Они все свое время посвящали Парламент во Франции, получали жалованье и пользовались некоторыми доходами от тяжущихся. Первоначально они назначались королем, но потом (в XVI в.) окончательно утвердилась продажа парламентских мест. Владелец места в парламенте пользовался правом перепродать его другому лицу, но лишь доказавшему свое знакомство с правом. Покупка членами Парламента во Франции своих мест имела важное значение, обеспечивая им значительную долю самостоятельности: правительство далеко не всегда имело средства, чтобы выкупить места в Парламенте во Франции у неугодных ему лиц. Второй элемент в Парламент во Франции — почетные члены его, являвшиеся на заседания лишь в случае надобности (Conseillers d'honneur, С. honoraires). К числу их принадлежали принцы королевского дома (в парижском Парламент во Франции), духовные и светскиe пэры Франции (присутствие их было необходимо, когда судился пэр), некоторые должностные лица (напр. в парижском Парламент во Франции — губернатор Парижа) и представители высшей церковной иepapxии (напр. в парижском Парламент во Франции — аббаты монастырей Клюнийского и св. Дионисия, в Руанском — apxиепископ руанский). Члены парламента пользовались многими привилегиями. Они составляли своего рода знать (noblesse de robe) и передавали свое достоинство потомственно, если только два поколения подряд занимали места в Парламент во Франции Членов Парламент во Франции называли maistres, sieurs, seigneurs, messir e s (если они были из рыцарей), nos seigneurs. Они были освобождены от военной службы, от постоя и от многих налогов. В компетенцию Парламента входили: 1) дела по апелляциям на судебные решения других судебных инстанций, подчиненных Парламенту 2) дела, разбиравшиеся Парламентом в качестве суда первой (и последней) инстанции. Ко второй категории принадлежали дела пэров Франции, высшего дворянства, некоторых прелатов и всех тех, кто пользовался привилегией " committimus", а также дела, в которых сторонами являлись некоторые юридические лица, напр. университет, города, некоторые капитулы и т. д. Наконец, Парламент ведал в первой инстанции дела, затрагивавшие интересы короны, касавшиеся доменов, регалий и т. п. Большую часть дел этой категории разбирала Grande Chambre (она одна, напр., ведала дела пэров). Только Парламент мог постановить в пределах своего округа смертный приговор. Парламент имел право, посредством Arr ets de re glement, устанавливать общие правовые нормы, разъяснять законы, пополнять пробелы в праве, изменять судопроизводство. Такие общие решения были обязательны в пределах округа, подчиненного Парламенту, пока они не были отменены верховной властью. Функции Парламента не ограничивались лишь судебными делами. Парижский Парламент выделился из королевской курии, ведению же последней подлежали государственные дела всякого рода. Следы своего прежнего значения, как части королевского совета, парижский Парламент сохранил до самой революции. Так например, парижская Grande Chambre принимала присягу от герцогов, пэров, бальи, сенешалов и др. Происхождением Парламент из королевской курии объясняется и право его вносить в свои книги (enregistrer) новые королевские указы, не только касавшиеся суда, но и всякие другие. Такое зарегистрирование королевских указов в Парламенте рассматривалось как замена обнародования (происходившего некогда в торжественном заседании курии). Не ограничиваясь принятием к сведению новых мер правительства, Парламент часто обращал внимание короля на замеченные в указах недостатки и погрешности, делал королю представления по поводу новых указов, указывал на несогласие их с законным порядком, на могущие произойти вредные последствия их и т. д. Такие представления назывались " re m ontrances". С течением времени парламент стал выводить отсюда свое право контролировать деятельность правительства, одобрять его предписания или отвергать их. ПАРЛАМЕНТ во Франции 13 — 18 вв.-высшие судебноадминистративные учреждения. Парижский парламент выделился при Людовике IX [1226—70] из королевского совета как судебная палата. С конца 13 — начала 14 вв. Парижский парламент состоял из многих палат: большой, нескольких следственных, нескольких палат прошений. В 15 в. была создана уголовная палата. Во главе каждой палаты стоял президент, во главе всего парламента - первый президент. По мере присоединения провинций к королевскому домену учреждались провинциальные парламент (в 1443 — в Тулузе, в 1461 — в Гренобле, в 1462 — в Бордо, в 1477 — в Дижоне, в 1499 — в Руане и т. д.; последний в 1775 — в Нанси)— всего 13 провинциальных парламентов, которые стали высшими судами в провинциях. Парижский парламент являлся высшей апелляционной инстанцией в стране. Парламент обладали важными административными и политическими функциями: они регистрировали королевские указы (без чего последние не имели закона) и осуществляли право ремонстрации. Влияние заседавших в Парижском парламенте по праву рождения крупных сеньоров и прелатов было постепенно ликвидировано; главную роль стали играть постоянные чиновники — легисты. С 16 в. продажность и наследственность почти всех должностей были узаконены; с 17 в. за это с чиновников взимался особый ежегодный побор. Владельцы должностей (чьи предки были выходцами из буржуазии) составили в 17 —18 вв. богатое и влиятельное «дворянство мантии». В 16 — начале 17 вв. парламент способствовали укреплению французского абсолютизма, поддерживали королевскую власть в ее борьбе с сепаратистскими тенденциями феодальной знати. В то же время парламент стремились до известной степени подчинить своему кoнтpoлю королевскую власть; поэтому в 17 —18 вв. абсолютизм сократил функции парламентов. В 18 в. парламент превратились в замкнутые реакционные учреждения, тормозившие реформы. В 1790 в ходе буржуазной революции парламент были упразднены.
|