Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Древнего Рима в период принципата. Юридическая природа власти древнеримского принцепса






 

2 -1 в до н.э. - кризис республики (восстания рабов, войны с союзниками Рима, свободными жителями, не пользовавшимися правами римских граждан, выступления люмпенов). Причины: расширение территории, полисная форма не обеспечивала эффективное управление завоеванными народами. Переход подготовлен периодом военно-политической диктатуры. Приход 27 г до н.э. Октавиана Августа, получившего высшую власть (imperum).

1 век до н.э. – 3 век н.э. – период принципата. Особая форма монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках 1 человека. Сохраняются республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия сокращаются и ограничиваются в рамках Рима. Заменяют принципы выборности, подотчетности, коллегиальности.

Глава – принцепс – 1 сенатор, вся полнота власти (власть консула, цензора, трибуна), право вето на решения всех государственных органов и право формировать Сенат. Власть пожизненна. Назначал преемника (воля обязательная). Формировал бюрократический аппарат империи. Казна выводится из-под сенатского контроля. Опора принцепса – армия (корпоративная организация и политическая сила), неподконтрольная Сенату и обществу, подчиненная лично императору.

В этот период система рабовладения начинает клониться к упадку.

Юридически Октавиан получил власть «по решению сената и римского народа

Билет 23.(более полно)

1.Государственный строй Древнего Рима в период принципата. Юридическая природа власти древнеримского принцепса. В I в. до н. э. все противоречия рабовладельческого Рима достигают огромной остроты и угрожают самому существованию Римского государства. Наступает период так называемой гражданской войны. Развитие рабства в его античной форме и непрерывный рост эксплуатации рабов, ухудшение их положения вызывают волну восстаний рабов; величайшее из этих восстаний — восстание Спартака. Крестьянские массы, вытесняемые с земли рабовладельческими латифундиями, требуют земельного передела и уничтожения долговых обязательств. Крестьяне и массы обезземеленного крестьянства, стекающиеся в Рим, представляют грозную опасность для господства кучки крупных рабовладельцев. Среди самой господствующей рабовладельческой верхушки обнаруживаются серьезные противоречия между интересами крупных землевладельцев и финансовой аристократии. Борются три партии: оптиматы, всадники и популяры. Рабовладельцы ищут себе спасения в усилении центральной власти, в установлении террористической диктатуры, которая затопила бы в потоках крови всякое не-довольство, угрожающее рабовладельческому строю и привилегированному положению крупных рабовладельцев. От республики рабовладельцев Рим переходит к диктатуре, а затем к империи, защищающей интересы рабовладельцев. Два обстоятельства вместе с тем содействовали переходу к империи:

а) Формы государственного устройства, соответствовавшие государству-городу, окончательно перестают удовлетворять потребностям огромного государства. Государственный аппарат должен представлять интересы всех рабовладельцев всего государства, и этому явно противоречит привилегированное положение города Рима.

б) Исконная система организации римской армии, как ополчения свободного крестьянства, уже не могла удовлетворять по-требностям защиты Рима вследствие упадка свободного крестьянства и необходимости вести длительные войны в отдаленных местностях. Переход Рима к диктатуре как постоянной форме правления совершился не сразу. В 82 г. до н. э. представитель оптиматов Сулла, опираясь на войско, совершил государственный переворот. Сулла был назначен " диктатором для написания законов и устроения государства". Таким образом, диктатору была формально предоставлена (впервые в Риме) законодательная власть. Одновременно Сулла получил неограниченное право выносить смертные приговоры, конфискацию имущества и т. п. Эти права была даны Сулле на неограниченный срок — впредь до восстановления порядка. По существу, Речь, конечно, идет не о " предоставлении" прав, а о захвате Суллой неограниченной власти. Правление Суллы является военной диктатурой крупных землевладельцев. Растущие противоречия между различными группами римских граждан и возникшее вскоре после диктатуры Суллы восстание Спартака ускорили переход к введению диктатуры единоличных правителей. В 60 г. до н. э. образовался т. н. " триумвират" в составе Помпея, Красса, Цезаря, фактически захвативших в свои руки власть. Триумвират боролся против оптиматов, опираясь на всадников, популяров и на войска, которыми командовали триумвиры. В дальнейшем триумвират распался. Следующим шагом по пути к установлению монархии явилась диктатура Цезаря. Цезарь опирался на находившееся в его руках войско, получавшее от него щедрое вознаграждение. Целью политики Цезаря было объединение Средиземноморского бассейна под гегемонией города Рима и превращение Римской республики в средиземноморскую державу. В 49 г. до н. э. Цезарь был назначен диктатором, в 48 г. его диктатура была продолжена на неопределенный срок, в 46 г. он был назначен диктатором на 10 лет, в 44 г. до н. э. - " постоянным диктатором". Здесь речь идет уже о пожизненной власти. Наряду с диктатурой, Цезарь сосредоточил в своих руках власть трибуна, надзор за нравами и являлся " верховным жрецом". В 45 г. до н. э. ему был дан титул " императора". Тем самым в руках Цезаря сосредоточилась высшая власть, и прежние республиканские органы в значительной степени утратили свое влияние. Цезарь получил право решать вопросы о войне и мире, управлять финансами, командовать всеми войсками. После смерти Цезаря вновь возникает борьба, и разложение республики идет быстрыми шагами. В 43 г. до н. э. был образован так называемый " второй триумвират" в составе Антония, Октавиана и Лепида, являвшийся, по существу, продолжением военной диктатуры Цезаря. Триумвирам были вручены консульская власть и неограниченные полномочия " для устроения государства". Войска триумвиров нанесли решительное поражение республиканским войскам, и власть перешла к Октавиану, а второй триумвират распался. С сосредоточением власти в руках Октавиана начинается новый и последний период жизни Рима — период империи, являющийся периодом военной диктатуры рабовладельцев. Однако новый строй установился не сразу. Первые два века н. э. являются периодом некоторой стабилизации рабовладельческого хозяйства. Развивается ремесло, и торговля (в частности, внешняя) достигает невиданного ранее размаха. Римская культура находится в периоде расцвета Но начиная с III в. Рим быстро идет к упадку и разрушению. Падение Римской империи в V в. является совместной гибелью обоих антагонистических классов рабовладельческого общества, на развалинах которого возникает феодализм. Период I—V вв. является периодом установления вместо государства-города империи, состоявшей из совокупности провинций и общин. Процесс установления новых форм государственного устройства растянулся на долгое время. Этот период делится на две части: принципат (до III в.) и доминат (IV—V вв.). Период принципата получил свое название по титулу лица, стоящего во главе Рима, — принцепса. С точки зрения организации государственного механизма этот период является переходным этапом от республики к империи. Постепенно сосредоточивается единоличная неограниченная власть в руках принцепса, но с сохранением в большем или меньшем объеме деятельности некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. В 28 г. до н. э. Октавиан получил звание princeps senates. Этот титул существовал и раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке сенаторов, но раньше он никакими особыми правами не пользовался. Наоборот, Октавиан, стал рассматриваться как высшее должностное лицо. Октавиан формально не отменил республиканских учреждений — новый строй маскировался республиканскими формами. Открытый переход к империи еще не мог быть осуществлен, так как вокруг республиканских учреждений, в частности вокруг сената еще стояли силы крупной землевладельческой аристократии, с ко-торой нельзя было не считаться. Октавиан просто соединил в своем лице ряд республиканских должностей; но эти должности уже не были ограничены ни временем, ни контролем и тем самым давали их носителю всю полноту власти. Власть принцепса первоначально не была наследственной. Формально после смерти принцепса избрание нового принцепса производилось сенатом, но принцепс мог наметить при своей жизни кандидата для замещения должности принцепса после своей смерти. И избрание принцепса сенатом являлось нередко лишь формальностью: в действительности выбор решали во многих случаях войска (в частности, преторианцы, провинциальные легионы). Нередко, в особенности в период глубокого кризиса III в., принцепсы устранялись и назначались новые принцепсы по воле правящей кучки и войска, устраивавшего дворцовые перевороты. По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более и более консолидируется в руках принцепса. Тем самым отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения. Но сам император являлся выполнителем воли крупных землевладельцев и иногда становился безвольной игрушкой в руках окружающих его лиц. Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Но этот аппарат состоит уже не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются гибкими и послушными орудиями в его руках. Значительную роль в аппарате принцепса играли вольноотпущенники. Организуется императорская канцелярия, расчленяющаяся на РЯД отделов: отдел, составляющий письма императора, отдел финансовый, отдел, производящий расследования. Существует особая казна императора. Вследствие расширения границ империи и сосредоточения единоличной власти в руках принцепса народные собрания в Риме утрачивают всякое значение. Законодательная власть переходит к принцепсу и сенату, и лишь в некоторых случаях (в начале принципата) проекты законов, одобренные сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний; но это голосование является чистой формальностью и быстро исчезает. От народных собраний отнимаются их судебные функции. В начале принципата народные собрания еще производят выборы должностных лиц, причем кандидатуры выставляются принцепсом. Но уже с 30-х гг. I в. выборы начинают производиться сенатом и принцепсом. Сохраняется лишь церемония: избранное должностное лицо представляется народу после своего избрания. В начале настоящего периода сенат еще сохраняет влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба. Но эта борьба заканчивается победой принцепса, и сенат постепенно утрачивает свое прежнее значение. С утратой народными собраниями их законодательных функций законодательная власть переходит к сенату. Ряд важнейших функций окончательно утрачивается сенатом, в частности, ведение внешней политики. Государственная казна по-прежнему находится при сенате. Прежние магистратуры по имени сохраняются. Но магистраты уже лишены реальной власти, в частности, они утрачивают командование войском и административную власть. Они являются исполнителями распоряжений императора и сената, и круг их функций непрерывно суживается и переходит к служащим принцепса. Народные трибуны не имеют права вмешиваться в распоряжения принцепса и фактически находятся в его распоряжении. Эдилы, число которых увеличилось до 6, ограничиваются наблюдением за общественными местами и юрисдикцией в области торговых дел. Квесторы утрачивают свои права в области финансов и состоят в распоряжении императоров, консулов и правителей сенатских провинций (а также хранят архивы). Одним словом, по внешности магистраты сохраняются, но по существу они не играют сколько-нибудь заметной роли в деле управления государством. Функции цензора переходят к принцепсу, а должность цензора вообще исчезает. Италия разделяется по-прежнему на municipia и coloniae romanorum. В области своих внутренних дел муниципии пользуются некоторой автономией, в них существуют народные собрания, сенат, муниципальные магистраты. Но компетенция этих органов сильно ограничена. Муниципии состоят под надзором принцепса; еще Август разделил Италию на 11 административных округов. Италия утратила свое привилегированное положение по сравнению с провинциями. Постепенно сглаживается резкое различие между Италией и провинциями: вся территория Римской империи получает однообразное устройство. Провинции становятся составными частями Римского государства. Во внутренних делах отдельные общины сохраняют некоторую самостоятель-ность, и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Но местные провинциальные учреждения все более и более ограничиваются в своей компетенции и теряют свое значение. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция; римские чиновники получают все большее значение. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, и это содействует вытеснению местного права правом римским. Императорские провинции находятся в непосредственном управлении принцепса в силу принадлежащей ему проконсульской власти. К числу этих провинций относятся те, в которых вооруженная борьба местного населения против римских поработителей еще не была подавлена и в которых поэтому находились армии. Управляют этими провинциями лица, назначаемые императором и соединявшие в своих руках и гражданское управление, и командование войском. Сенатские провинции формально подчинялись сенату. К числу этих провинций относились те, где было водворено хотя бы относительное спокойствие и где поэтому не были расположены значительные военные силы. Во главе провинций стояли проконсулы, назначавшиеся сенатором. Помощниками их являлись legati (судебные органы) и квесторы (заведовавшие финансами). Однако император в силу своего imperium осуществляет надзор и за сенатскими провинциями; он командирует в них представителей фиска (для контроля поступлений, идущих в императорскую казну) и в случае надобности посылает в эти провинции войска.В связи с падением роли сената последний утрачивает свои Права и в области управления провинциями, и к III в. все провинции становятся императорскими. Для заведования местными делами в провинциях имеются " провинциальные собрания", в состав которых входили представители местной рабовладельческой знати. В провинциях существовали округа, не подчинявшиеся общему провинциальному управ-лению и являвшиеся имениями лично императора.

 

2.Нормандское завоевание и его воздействие на эволюцию государственного строя Англии. Реформы Уильяма I. Феодализм начал развиваться в Англии еще в англо-саксонскую эпоху. Нормандское завоевание повлекло за собою централизацию государства. Король был признан верховным собственником земли, а землевладельцы — ее держателями или непосредственно от короля или через посредство других держателей.

Военная служба должна была отбываться королю не только его непосредственными вассалами, но также и теми зем-левладельцами, которые являлись держателями этих вассалов. Этим была установлена связь короля и подданных, независимая от связи сеньора и вассалов. В области юстиции английские феодалы не располагали правами, которыми пользовались их собратья на континенте Европы: английские феодалы не имели права " высшей юстиции", т. е. наказания смертью и изувечением. Королевской власти удалось добиться, чтобы жалобы на феодальные суды подавались не в суды вышестоящих феодалов, а в королевские. В Англии сохранились довольно устойчиво некоторые элементы дофеодального развития: значительная прослойка свободного крестьянства, община, органы местного самоуправления в виде собраний графств и сотен, на которых присутствовали землевладельцы, духовенство и представители зажиточного крестьянства. Развитие капитализма в Англии началось в то время, когДа феодализм не окончательно сложился: он стал разлагаться чем достиг своего завершения. Капитализм в Англии развивался не только в городах, но рано захватил и сельское хозяйство. Англия начинает вывозить шерсть, а также грубые сорта сукна на континент, с которым у нее завязываются торговые сношения. В то же время разбиваются внутренние связи между отдельными районами страны: на севере было по преимуществу развито скотоводство, на юге сеялась пшеница. Этим создались предпосылки для политического объединения страны. Постепенно феодальное государство в Англии преобразуется в национальное. Англия представляет собой пример особого типа сложения национального государства. В XIII в. в ней образуется сословно-представительная монархия. Средние и мелкие слои дворянства (рыцари) обособились от его верхних слоев и сблизились с горожанами. Феодалы, крупная поземельная арис-тократия, оказывали упорное сопротивление централизации государства, но в конце концов должны были уступить. В процессе борьбы феодалам удавалось иногда, используя наличие обстоятельств, привлекать на свою сторону рыцарство, горожан, а также верхние слои крестьянства, и ограничить права королевской власти, стремившейся к абсолютизму. Завоевание в 1066 г. Англии нормандцами сопровождалось внесением изменений в социальный и политический строй Англии. Вильгельм Завоеватель объявил земельные владения в Англии конфискованными и роздал их отчасти своим сподвижникам, а отчасти сохранил их за прежними владельцами. Тем самым был проведен принцип, что король является верховным собственником всех земельных владений в Англии. Часть конфискованных владений осталась за королем. Эти владения были увеличены созданием лесных королевских заповедников, в которых король имел исключительное право охоты. Земельные владения были розданы непосредственным королевским вассалам отдельными участками, расположенными среди других владений. Таким образом, в Англии не образовалось сплошных земельных владений крупных феодалов. Вильгельм обязал принести феодальную присягу себе как своих непосредственных вассалов, так и лиц, являвшихся вассалами этих последних. Они были обязаны отбывать ему и военную службу. К нему перешли доходы, взимаемые англо-саксонскими королями. В интересах обложения Вильгельму потребовалось имущественное положение своих вассалов для того, чтобы в соответствии с этим требовать от них выполнения служб и облагать их налогами. В связи с этим Вильгельм предпринял перепись земельных владений Англии, людей, которые на них жили, их доходов (1086 г.). Эта перепись, произведенная довольно подробно известна под именем " Книги страшного суда". По данным этой переписи, в Англии сохранилась значительная прослойка свободного крестьянства, подчиненного лишь судебной власти помещика. При переписи часть крестьянства была переведена в разряд несвободных — вилланов. Этот термин, недостаточно определенный в XI в., стал скоро обозначать крепостных. Завоевание Англии Вильгельмом было совершено с благословения римского папы. За поддержку, оказанную католическою церковью, Вильгельм предоставил церкви право рассматривать дела, связанные с ее интересами, хотя и не носящие чисто религиозного характера, в церковных судах. Духовенство было устранено от участия в общих судах. Взамен этого в область юрисдикции церковных судов вошли не только духовные, но и некоторые светские дела: браки, духовные завещания и т. п. При этом Вильгельм установил контроль королевской власти над церковью. Так, он воспретил принесение апелляций на церковные суды римскому папе без своего разрешения. При завоевании Англии Вильгельм оставил местное самоуправление в том виде, как оно существовало у англосаксов, и стремился найти в нем опору для своей власти, использовав собрания графств и сотен для целей управления. Во главе графств, на которые делилась Англия, были оставлены шерифы, назначавшиеся королем.

Мероприятия Вильгельма обеспечили условия для создания сильной королевской власти в Англии. Это вызывало большое не-довольство среди части феодалов, поднимавших при Вильгельме и его преемниках восстания. Однако восстания не имели успеха, так как горожане, мелкие землевладельцы и свободное крестьянство не поддержали феодалов.

 

3.Процедура «аффатомии» по Салической правде. С развитием частной собственности в праве франков появляется институт так называемой аффатомии, путем которого можно было внести изменения в законный порядок наследования. Аффатомия носила характер договора и состояла в передаче имущества при жизни наследодателя какому-либо лицу. Выбор этого лица был предоставлен свободному усмотрению собственника. Лицо, которому передано указанное выше имущество, было обязано не позднее чем через год после смерти того, кто передал имущество, предоставить последнее тому, кому оно было предназначено наследодателем. Аффатомия представляла собой зачаточную форму духовного завещания. Аффатомия могла быть произведена при отсутствии детей у собственника имущества и лишь в отношении движимостей и благоприобретенных недвижимых имуществ. Аффатомия производилась в народном собрании в присутствии короля или графа, а также свидетелей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал