Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция государственного строя Афин в 6 веке до н.э. Реформы Солона и Клисфена(дополнение)






Афинский полис возник во время правления Гесея, который объединил общины и управлял, разделив население на 3 категории: знать, земледельцы и ремесленники. Так говорит легенда. Первоначальный строй Афин имел следующие политические институты: во главе стоял басилевс (царь, сакральная фигура), функциями военачальника обладал полемарх, действовал совет старейшин, а народное собрание олицетворяло собой власть общины. Вскоре басилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии и по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями басилевса и полемарха устанавливается новая должность – архонта, который обладает верховной властью. Сначала архонты избирались пожизненно, но с сер. 8 в. до н.э. срок пребывания на этой должности ограничился 10 годами, а с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми теперь распределялась власть прежних пожизненных правителей. Первый архонт стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по судебным делам. Басилевс стал 2 архонтом, за ним сохранились жреческие функции. Полемарх стал 3 архонтом и был носителем военной власти. Остальные 6 архонтов выполняли главным образом судебные функции. Новый правительственный орган – ареопаг – вытеснил прежний совет старейшин. Ареопаг выбирал архонтов, но бывшие архонты также часто становились членами ареопага. Таким образом, вся власть сохранилась в руках аристократии. Чуть позднее, вследствие развития морской торговли, на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была поделена на округа – наукрарии, во главе которых стоял притан наукрарии, следовательно, возник новый орган, не связанный с родоплеменной организацией. Постепенно родоплеменная организация изживает себя, внутри нее обострились противоречия, попавшее в долговую зависимость крестьянство и всеобщая задолженность бедноты приводят к революционному взрыву, который поддерживают торговые и промышленные круги рабовладельческого класса. В итоге последние побеждают и на политическую арену выходит Солон, который, будучи в должности архонта, проводит ряд реформ. Реформа долгового права, или сисахфия, заключалась в аннулировании всех долгов и запрещении долговых обязательств с возможностью самозакладки должника. Был наложен запрет на продажу афинян в рабство, начал производиться их выкуп из других полисов. В интересах богатых население было юридически разделено на 4 группы по имущественному признаку:

1) пентакосиомедины, или пятисотники, т.е. те, кто имел урожай в размере 50 сыпучих тел или соответственное количество других продуктов

2) всадники, которые имеют доход не менее 300 мединов

3) зевгиты, которые получают не менее 200 мединов в год

4) феты – все остальные граждане

Отныне права и обязанности граждан стали соизмеряться с их имущественным цензом.

Солон создал новый орган госуправления – совет 400, которые ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Ареопаг сохранился, в его функции входил контроль за народным собранием и надзор за соблюдением законов. Также был создан суд присяжных – гелиэю, который помимо судебных функций позднее стал участвовать и в законодательном процессе. Однако в качестве уступки родовой знати Солон сохранил деление афинян на 4 племени: филы, и таким образом не уничтожил остатки родоплеменной организации. В обществе созрело 3 партии:

1) во главе с Ликургом (знать)

2) во главе с Микарплом (средние слои)

3) во главе с Пизистратом (беднота)

Пизистрат захватил власть с помощью недовольного крестьянства, но его политика привела к свержению тирании. Лидер оппозиции Клисфен пришел к власти. Его реформы окончательно ликвидировали остатки родовой организации, по сути являясь продолжением и завершением реформ Солона. Уничтожилось деление населения на 4 филы, вместо этого было произведено территориальное деление (10 фил). Каждую филу Клисфен разделил на три трети (триттии) и организовал территориальный состав так, что каждая фила состояла из 3 отдельных территориальных единиц. Получалось, что в каждой триттии 2/3 населения было городское, а 1/3 – деревенское. Триттии делились на демы, в каждом из которых был выбранный староста и демовые собрания. Вместо совета 400 был создан совет 500. состоявший из представителей 10 фил по 50 членов от каждой филы. Коллегия архонтов осталась без изменения, равно как и ареопаг, однако эти органы постепенно утратили свое значение. Также был введен суд черепков, или остракизм, посредством которого народное собрание получило возможность на 10 лет изгонять из страны граждан, которые приобрели чрезмерное влияние и стали опасны для демократии.

 

2. Правовое положение основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде

Самый высокий правовой статус был у свободных франков, об этом свидетельствует высший штраф за их убийство, также наивысшим правовым статусом обладают должностные лица (королевские слуги). Франки обладают наибольшим объемом прав, за их жизнь и имущество платится наивысшая цена, равно как и за салических варваров. Свободные литы обладают меньшим объемом прав, однако они могут вступать в обязательственные отношения. Рабы считаются движимым имуществом и приравниваются к коню или упряжному животному; раб САМ (а не хозяин!) возвращает им похищенное и САМ платит убытки, к тому еще и наказывается телесно; за сношение с простыми либо с королевскими рабынями уплачивается штраф; в одной из статей сказано, что при совершении преступлений рабами господа «делили» рабов, то есть урегулировали конфликт своими силами. Римляне имеют низкий правовой статус, но все же их жизнь и имущество защищались законом. Выделялось несколько категорий римлян: римляне-королевские сотрапезники, римляне-землевладельцы и римляне-тягловые люди.

В имущественных отношениях наибольшую защиту получает движимое имущество (скот, рабы), меньше внимания уделяется имуществу недвижимому (только охрана земельных участков). Оформляется право собственности, но юридические термины еще не введены.

Охрана земли:

- наказывалась порча изгороди

- нарушение права собственности (вторжение во владения) наказывалось небольшим штрафом

Имущество:

- передача имущества характеризуется формализмом и сохранением обычаев. Передача осуществляется по завещанию, но при отсутствии воли умершего – наследники по обычному праву или соседи. Возможность передать по завещанию существовала, однако она реализовывалась путем передачи вещи 3му лицу на хранение, которое после смерти завещателя отдаст эту вещь наследнику

Обязательства:

- возникают только между свободными

- процесс формализован, присутствуют пережитки обычного права

- договор займа предполагал срочность (с лимитированной возможностью задержки), возвратность

 

3. Jus civile & Jus gentium

Ius gentium. Перегрины в своих взаимоотношениях подчинялись действию права той общины, к торой они принадлежали. Распространение на перегринов римского квиритского права не могло иметь места ввиду того, что это право распространялось лишь на римских граждан; оно было связано с гражданством и с государственной религией. Лишь в отдельных и редких случаях и лишь тогда, когда это было непосредственно выгодно для римлян, действие римских законов, затрагивавших частноправовые вопросы, распространялось на перегринов. В силу тех же оснований не могло идти речи и о применении в Риме к отношениям между римлянами и перегринами личного права перегринов. Для взаимоотношений между римлянами и перегринами была создана особая система права, получившая название Ius gentium. Этот означает " право народов", и в данном случае этот термин обозначает право, распространяющееся на представителей различных народов, не являющихся римскими гражданами. Но, вопреки своему названию, этот термин не является каким-либо международным или надгосударственным правом в том смысле, что оно действовало за пределами Рима. Ius gentium являлось римским правом, так как оно формулировалось, изменялось и отменялось римскими органами. Его основной целью являлась защита римлян в их частноправовых отношениях с другими народами; оно поддерживалось силой римского государственного аппарата и действовало лишь в пределах Римского государства. Оно отличалось от исконного римского права не источником своего возникновения, но кругом тех правоотношений, на которые оно распространялось; можно сказать, что Ius gentium было особой отраслью римского права.

По своему содержанию оно не являлось какой-либо совершенно новой системой права, но включало в себя разнородные элементы. В ряде случаев в нем воспроизводились институты римского права. Наряду с этим оно рецепировало некоторые нормы права других народов. Особенно сильным являлось влияние греческого права, и это представляется легко объяснимым тем развитием, которое уже давно получила в Греции торговля. Органом, формулировавшим правила Ius gentium, являлся praetor peregrinus, устанавливавший в силу своего imperium правила для разрешения отдельных дел. Претор и состоявшие при нем юристы чутко воспринимали потребности оборота, необходимость установления правил, которые гарантировали бы и интересы римских купцов, и интересы развития торговли Рима с другими странами, вне зависимости от источника проиcхождения этих правил. Ius gentium по своему характеру являлось некоторой общей платформой, на которой могли сойтись купцы различных стран. Поэтому в нем не могли найти себе отражения специфические черты отдельных правовых систем, чуждые и непонятные представителям других народностей, а равно институты римского права, которые уже стали архаическими и не удовлетворяли потребностям развитого оборота. Резкие особенности отдельных правовых систем сглаживалась, нивелировались. Получалась правовая система, которая являлась приспособленной для сделок между жителями самых разнообразных стран. И система Ius gentium имела прогрессивное по тогдашним временам значение. Возникнув из потребностей обмена, Ius gentium по сравнению с древним римским правом отличалось своей простотой, отсутствием формальностей, стремлением обеспечить быстроту заключения сделок. Особое значение придавалось выполнению обязанным лицом тех действий, которые от него требовались существом той или другой сделки. Отсюда — проникновение в Ius gentium принципа добросовестности.

Сообразно со своими задачами Ius gentium включало в себя не все институты частного права. Основное содержание его — это те институты, которые возникают на почве торговли с перегринами и торговли между перегринами, собственность и сделки Но в состав Ius gentium, по общему правилу, не входит семейное и наследственное право: брачные права и наследование перегринов не были непосредственно связаны с торговлей, и здесь сохранялось действие их личного права. Ius civile и Ius gentium. В силу появления Ius gentium в Риме возник дуализм частного права. Имелось две системы частного права: 1) исконное римское право, применявшееся в отношениях римских граждан между собой, 2) Ius gentium — право, применявшееся во взаимоотношениях между римлянами и перегринами и между перегринами.

Эти две системы права не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. С одной стороны, как уже было указано, Ius gentium рецепировало ряд институтов цивильного права. С другой же стороны, развивается и оборот между римскими гражданами, и этот оборот не может удовлетворяться прежними косными формами и требует более гибкого регулирования. В порядке деятельности претора принципы, получившие свое признание в сфере Ius gentium, в ряде случаев воспринимались ius civile, и последнее теряло свои прежние специфические черты. И эти две ветви частного права постепенно сближаются, в особенности по мере предоставления перегринам прав римского гражданства, и с III в. дальнейшее обособленное существование Ius gentium уже утрачивает свое значение.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал