Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие государства в Древнем Китае. Мандат неба(без ЦИньская и Ханьская империи)






Периодизация истории:

- 1766-1122 гг. до н.э. – период Шань (Инь)

- 1122-256 гг. до н.э. – период Чжоу:

=7-5 вв. до н.э. – Чуньцю

=5-3 вв. до н.э. – Чжаньго

- 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. – периоды Цинь и Хань

Древнейшее государство начало возникать в 3 тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ. Об этом государстве до нас дошли легенды о династии Ся, археологические раскопки, такие как кости и черепа с записанными на них ритуалами доказывают наличие теократического государства в данный период. Во 2 тыс. на основе союза племен было создано крупное и этнически неоднородное государство Шань. Территория этого государства была разделена на 3 зоны:

1) внутренняя, на которую власть правителя распространялась в полном объеме

2) внешняя, которая населялась союзными племенами, защищавшими границы

3) промежуточная, в которой власть распространялась в ограниченном объеме, а населявшие эту зону племена находились под покровительством китайского правителя.

Правитель носил титул Ван, обладал высшей военной властью, выполнял жреческие функции, заведовал царским хозяйством. Сам процесс управления представлялся в виде исполнения некоего религиозного ритуала. Служащие делились на ранги, правящая верхушка была представлена кровными родственниками правителя. В конце 12 в. до н.э. царство Инь было завоевано пришедшими с запада Чжоускими племенами, которые вторглись во внутреннюю зону и захватили власть, что привело к образованию нового государства. Чжоуский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. Возникает доктрина «мандата неба», объясняющая легитимность власти правителей Чжоу, а шаньский правитель, согласно этой доктрине, не правитель, а жрец. Правитель объявляется сыном неба, а чжоуское государство становится империей. Подвластные местные правители обладали своим государственным аппаратом, однако были обязаны платить налоги в казну вана. Иногда ван передавал управление завоеванными территориями членам правящего дома, а к местным правителям отправлял своих наблюдателей. Изначально власть владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти, но в 8 в. до н.э. удельные правители начинают приобретать фактически полную независимость. В рамках номинально единого государства в 7 в. возникает множество мелких государственных образований (Цинь, Хань, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), которые мирно сосуществуют до сер. 5 в. до н.э. (период «зим и весен»). Затем начинается период войн, приведших к полному распаду империи (период «борющихся царств» - до 22 г. до н.э.). В противоборстве 2х царств намечаются 2 альтернативы развития: через победу крупной частной собственности к раздробленности или через упрочнение государственной собственности на землю к созданию единого централизованного государства. Побеждает 2 путь и царство Цинь. Эта империя управляется по бюрократическим принципам, видны попытки править, опираясь на священный закон, и как следствие –игнорирование аристократических традиций. Империя цинь заложила основы административного управления и социально-экономическую базу для следующей империи Хань, которая образовалась после восстания в царстве хань, закончившимся захватом императорской резиденции и власти в стране. Сохраняется бюрократический принцип управления, конфуцианство как государственная идеология. В управлении выделяется 3 высших должностных лица: великий маршал (подобие исполнительной власти), глава подданных (надзирал за деятельностью чиновников) и управляющий общественными работами. Итог: разъеденное коррупцией, государство рухнуло.

 

2.Институты уголовного права и судебный процесс по «Саксонскому Зерцалу»

В области уголовного права характерно возвращение к древнегерманским воззрениям о частноправовом характере уголовного преследования. Центральная власть уже ослабела, а местная еще не набрала должной силы. И преследование преступлений по инициативе государственной власти почти прекратилось. Наряду с этим происходит переход от законодательства к обычному праву, которое получает господствующее положение в суде. Различаются 2 вида преступных деяний: преступления (убийство с намерением, измена, грабеж, изнасилование, некоторые виды кражи, колдовство и др.) и проступки. Преступления наказывались смертной казнью или увечащими телесными наказаниями, часто применялась как простая, так и квалифицированная смертные казни, проступки караются телесными и бесчестящими наказаниями, а также денежными штрафами. Степень уголовно-правовой охраны стояла в зависимости от сословной принадлежности потерпевшего; так, к представителям высших сословий почти не применялись особо жестокие наказания. За множество преступлений, даже не очень значительных, назначается смертная казнь или тяжкое телесное наказание, следовательно, целью государства было не пополнение казны (имущественные наказания отходят на 2 план), а устрашение. Штрафы платились в некоторых случаях и поступали в казну государства, а потерпевшему во многих случаях возмещался ущерб, т.е. вергельд.

В области судоустройства имеется разграничение судов на светский и духовный, т.е. происходит разграничение юрисдикции. В системе светских судов высшей инстанцией является королевский суд, судопроизводство ведется по законам местности, в которой находится оспариваемая собственность или было совершено преступление. Еще один вид составляли городские суды, устройство которых было различно в отдельных городах. В области судопроизводства происходят изменения в виде развития мер принудительного характера, применяемых судом для обеспечения возможности рассмотреть дела и утверждения розыскных начал. Наряду с сохранением принципа вызова в суд стороной появляется такая процедура, как вызов судом. В области розыска новшеством является расследование посредством опроса местных жителей розыскными органами. Усиливается развитие публичного порядка уголовного преследования, которое могло быть начато и при отсутствии частного обвинителя. По маловажным делам допускался сокращенный порядок судопроизводства.

 

3. Мнения юристов как источник классического римского права

Развитие римского общества, обострение социальных противоречий внутри него, усложнение хозяйственной жизни вызвали необходимость точной формулировки прав и обязанностей, выработки норм, соответствующих жизни, оказания юридической помощи. Вследствие этих процессов деятельность юристов приобретает особое значение, теперь уже светские юристы толкуют цивильное право и приспосабливают его к потребностям развивающегося общества, формулируют преторские права. Деятельность юристов носила чисто практический характер, основные задачи юристов:

1) дача советов

2) редактирование актов

3) руководство процессуальными действиями сторон

Нужно отметить, что деятельность юристов нередко сочеталась с политической деятельностью: многие вдающиеся юристы занимали должности консулов и преторов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал