Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция государственного строя Афин в V веке до н. э. Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты афинской демократии
Расцвет афинской демократии приходится на 5 век до н.э., когда складываются основные элементы государственного механизма Афинской республики. В его основе – демократическое самоуправлении с правом каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах. В 462 г до н.э. Эфиальт реформировал ареопаг, лишив его реальной власти. За ним были сохранены только религиозные функции и права суда по делам об убийствах. Это избавило народное собрание от опеки со стороны аристократии. Отныне государственная власть распределялась между однородными демократическими учреждениями. В 461 г до н.э. Перикл ввел вознаграждение за выполнение обязанностей на государственной службе, что позволило малоимущим гражданам замещать государственные должности. Проведенные реформы завершили формирование системы разделения властей в Афинском полисе: государственные органы обладали различными четко очерченными полномочиями, а взаимный контроль создавал систему сдержек. Народные собрания (экклессия) воплощали принцип верховенства народа. Законодательные полномочия, избрание и контроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, процедура остракизма и т.д. Правом на участие в народных собраниях обладали все полноправные граждане (мужчины), достигшие 20 лет. Собирались 40 раз в год. Каждый имел право обсуждать решения, право законодательной инициативы. В Афинах существовало большое количество партий, возглавляемых демагогами. Совет 500 (булэ) выполнял функции государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, управление финансами, регулирование торговли, контроль над должностными лицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Булевты избирались на 1 год из граждан, достигших 30 лет, и представляли 10 территориальных фил. По окончании сроков полномочий они отчитывались перед народным собранием, могли быть привлечены к ответственности. Совет подразделялся на 10 комиссий, которые поочередно приступали к выполнению своих обязанностей. Гелиэя – высший судебный орган. Состояла из 5000 судей и 1 тысячи запасных: избирались по 600 человек из 10 территориальных фил на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Апелляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Рассматривала дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Законопроекты, принятые народным собранием становились законами лишь после одобрения в гелиэе. Коллегии приступали к своим обязанностям по жребию. Коллегия 10 стратегов в 5 в до н.э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв совета 500 и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника. В чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в полисе. Должность стратегов часто занимали демагоги. Должности в Афинах замещались на принципах выборности (по жребию), срочности, коллегиальности, ответственности. Срок полномочий должностного лица составлял 1 год, запрещалось занимать должности 2 срока подряд, совмещения должностей не допускалось, все решения принимались должностными лицами, коллективно при равенстве голосов. Должностные лица были ответственны перед народным собрание, советом 500 или гелиэей. Доступ к политической жизни сохраняли только полноправные граждане, являющиеся таковыми благодаря своему происхождению. Неполноправное население обладали личной свободой, имущественными правами, но не наделялись политическими. Билет 19.Эволюция государственного строя Афин(5в до н.э.)Реформы Эфиальта и Перикла.Основные черты афинской демократии.(дополнение) 1.В первой половине V в. до н. э. афинскому государству вместе со всем греческим миром (Элладой) пришлось выдержать натиск могущественной Персидской державы. Первый поход на Грецию был предпринят в 492/91 гг. до н. э Он кончился неудачей вследствие гибели персидского флота в результате сильного шторма. Вслед за этим была отправлена к берегам Греции новая армия, которая высадилась на территории Афинского государства у поселения Марафон. В Марафонской долине произошло сражение, закончившееся поражением персов. Персы вынуждены были отступить, но в 480 г. до н. э. произошло новое нападение персов на Грецию. В итоге упорной борьбы на суше и на море греки и на этот раз сумели дать отпор персам. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, небывалое усиление их экономической и политической мощи. Афины стали во главе образовавшегося во время греко-персидских войн морского союза греческих государств, который объединял в своем составе несколько сот греческих полисов. Союз был образован для организации совместной борьбы против персов. Общая казна находилась на острове Делос, здесь же собирались съезды представителей союзных государств. В 454 г. до н. э. казна с острова Делос была переведена в Афины, и Афины стали распоряжаться деньгами по своему усмотрению, расходуя их нередко на собственные нужды. Размер взноса для союзников определялся Афинами. Недовольные могли жаловаться в афинский суд. Постановление афинской суда по этому вопросу считалось окончательным. Казначей, ведавший союзной кассой, избирался из афинских граждан на афинском народном собрании и перед ним отчитывался. Афинский морской союз был на деле формой господства Афин, ставших главою большой морской. При этом Афины, стремясь посеять рознь между союзниками и облегчить свое господство над ними, создавали различное положение для различных городов, устанавливая льготы для и более тяжелое положение для других. С течением времени Афины стали практиковать широкое вмешательство во внутренние дела союзных городов, распространили за них действие афинского права, ввели у них афинскую монету и афинские меры, а также сделали обязательным обращение граждан союзных городов к афинскому суду сначала по делам, касающимся союза или направленным против союзного устройства, позднее подчинили афинскому суду все дела, где сталкивались между собой граждане различных союзных городов, а в конце концов, обязали союзников по всем судебным тяжбам ездить в Афины. Афинская рабовладельческая демократия стала укреплять свое благополучие за счет извлечения доходов от господства над дру-гими греческими полисами. Пятидесятилетие, охватывающее время от окончания греко-персидских войн до начала междоусобной Пелопоннесской войны (479 — 431 гг. до н. э.), было периодом высокого развития производства и торговли, материальной и духовной культуры в Афинах. Это был " золотой век" в истории Афин. Оборот афинской торговли достиг огромных размеров. Увеличился также приток иностранцев в Афины. Важнейшим последствием греко-персидских войн явилась также демократизация государственного строя Афин. Естественным результатом войны было усиление роли приморского населения, вынесшего на себе всю тяжесть обороны страны. Вооруженные массы, спасавшие отечество от вторжения персов, претендуют на большее участие в политических делах, чем то, какое было предоставлено им раньше. Опираясь на эти широкие слои малоимущего населения, торгово-промышленные круги рабовладельческого класса укрепляют свои позиции их прямых интересах — расширение демократии в Афинах, обеспечивающее отстранение от власти реакционной, землевладельческой партии. Уже во время греко-персидских войн в государственном устройстве Афин произошли следующие существенные перемены. В 487 г. до н. э. избрание архонтов путем голосования было заменено избранием их посредством жребия. Другое существенное изменение было введено Аристидом, который предоставил право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса также и всадникам. Вслед за греко-персидскими войнами произведены были важные реформы, расширившие политические права афинских граждан. Это — реформы Эфиалъта и Перикла. Эфиальт обрушился прежде всего на ареопаг, состоявший из бывших архонтов и представлявший собой оплот реакционной зем-левладельческой знати. Ареопагу до реформы Эфиальта принадлежало право контролировать деятельность народного собрания. Ареопаг имел право наложить veto на постановление народного собрания. Это право было у него теперь отнято и передано гелиэе. Ареопагу принадлежали также контроль над должностными лицами и надзор за исполнением законов. Эти функции пере-шли к совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась также и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел — рассмотрение противозаконных действий должностных лиц; за ареопагом остались лишь религиозные дела, в том числе судебное рассмотрение дел по обвинению в убийстве, каковое считалось у греков оскорблением богов. При Перикле была введена плата за исполнение различного рода должностей. Это дало возможность малоимущим гражданам занимать должности в государстве, а также способствовало прокормлению многочисленного люмпен-пролетариата, образовавшегося в Афинах из разорившихся крестьян и ремесленников. Роль совета пятисот, народных собраний и гелиэи повысилась. Компетенция совета пятисот и гелиэи расширилась, народные ее собрания стали созываться часто, и возрос круг дел, подведомственных народному собранию.
2. Развитие феодальных отношений постепенно повело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв. во Франции, в частности варварские Правды и королевские капитулярии, потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Население, осевшее в определенной местности, зависевшее от одного феодального господина и подвластное его юрисдикции, подчинялось обычаям, под влиянием местных условий. Эти обычаи, именуемые " кутюмы", имели общую основу, обусловленную сходством феодальных производственных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они очень отличались в отдельных положениях и деталях. Поэтому гражданское право Франции в эпоху феодализма характеризуется необычайной пестротой. Количество действовавших кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные кутюмы отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. Юг Франции назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. На юге продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Наряду с ним в качестве субсидиарного источника существовало и множество местных кутюмов, восполнявших нормы римского права. Север Франции в течение нескольких столетий не знал никаких общих юридических памятников. Обычаи жили в устной традиции. В судах кутюмы применять без какого-либо подтверждения в случае, если обычай, относящийся к делу, принадлежал к тем, которые назывались " общеизвестными", т. е. считался известным судьям из их памяти и опыта. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения кутюмов в виде сборников обычаев, составлявшихся юристами-практиками. Около 1255 г. был составлен " Большой сборник обычаев Нормандии", пользовавшийся широким признанием. В 1273 г. кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в книгу, называвшуюся " Учреждения Святого Людовика", куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и отрывки из источников римского и канонического права. Наибольшей известностью пользуется книга " Кутюмы Бовези" (1282 г.), составитель которой Бомануар считается первым по времени теоретиком французского права. Хотя этот сборник состоял, прежде всего, из записи кутюмов одного из судебных округов графства Клермонт (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: «Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи». В XIV и XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях. В 1389 г. некий бальи Жак д'Аблейг составил широко известный " Большой сборник обычаев Франции". Все эти работы не имели официального характера. В 1453 г. король Карл VII в ордонансе, изданном в Монтил де-Тур, повелел записать кутюмы каждой провинции. Составление официальных сборников было поручено самим провинциям, которые должны были собирать материалы об обычаях через местных судей и других сведущих. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое количество таких официальных сборников кутюмов. Наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы, т. е. указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров, называвшиеся " ассизы". Основным внешним фактором, вносившим единство и общность Е пеструю картину феодального права Франции, являлось влияние римского права, которое пользовалось широким авторитетом не только на юге Франции, но и в областях обычного права. Оно как бы дополняло и восполняло обычаи. Отрасли и вопросы, не затронутые кутюмами, в частности обязательства, регулировались по принципам римского права. Уже в XII—XIII вв. римское право преподавалось в университетах в Монпелье, Орлеане и ряде других городов. Влияние его было настолько сильно, что по настояниям церковников преподавание его в Парижском университете было с 1219 г. запрещено папской буллой. Тем не менее оно возродилось немного времени спустя. Юридические трактаты и сборники, даже посвященные кутюмам, обнаруживают знакомство их авторов с римским правом и нередко содержат значительные выдержки из Дигест. Римское право дало общий язык, пользуясь которым, юристы феодальной Франции постепенно вырабатывали общие положения французского права. Наряду с римским правом на развитие французского права оказало известное влияние каноническое (церковное) право. Каноническое право в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Особенно следует упомянуть церковный запрет взимания процентов, стеснявший развитие торговли и забавлявший юристов позднего средневековья измышлять возможные аргументы и пути для его обхода. Источники французского права в период X—XV вв. не ограничивались обычаями (кутюмами), римским, а также каноническим правом. Французские короли и феодальные владельцы издавали законодательные акты (ордонансы), действовавшие в пределах королевских доменов и владений феодальных сеньоров. Законодательная власть короля первоначально распространялась лишь на королевские домены. В середине XIII в. королевской власти удалось добиться применения своих ордонансов на территориях феодальных владельцев не зависимо от их согласия. Наконец, существовали сборники феодального права, составленные вне Франции. Наиболее важным из них являются Libri feudorum (составлены в Ломбардии) и Иерусалимские ассизы. Присоединенные в числе двух трактатов к Corpus juris civilis, Libri feodorum проникли затем вместе с ним во Францию, где и нашли себе применение в южной ее части. К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты неоднократно требовали от короля их кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. В связи с этим известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная компиляция, составленная на основе действующего королевского законодательства. Эта компиляция, известная под названием Кодекс Генриха III, была опубликована в 1587 г. как частное произведение, но пользовалась большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII и в XVIII в., особенно при короле Людовике XIV, кодификационные работы достигают более высокого уровня под руководством Кольбера был создан специальный Совет по реформе законодательства. В это время издается серия королевских законов, так называемых «больших ордонансов», которые, по существу, кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового, морского, наследственного права и т. д. Однако королевские законодательные акты, которые затронули сравнительно небольшой круг общественных отношений, связанных главным образом с публичным порядком, не могли создать во Франции единую правовую систему. В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала су-дебная практика парламентов, особенно Парижского парламента. По многим вопросам, в частности связанным с применением кутюмов, решения парламентов, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу.
3. Важнейшей кодификацией римского права является кодификация, произведенная уже после падения Западной римской империи, при византийском императоре Юстиниане (527—565 гг.). Эти кодификационные сборники получили впоследствии, в XII в., общее название CJC— " Свод гражданского права". Еще в начале царствования Юстиниана начались работы по кодификации всего римского права. И речь шла как о том, чтобы собрать воедино все римское право, так и о том, чтобы переработать наследие прошлых веков в соответствии с современными потребностями, в частности, устранить архаизмы, провести последовательно принцип неограниченной императорской власти, закрепить положение христианства как официальной идеологии Византии и церкви как орудия политики византийских императоров. Таким образом, были две задачи, находившиеся в некотором несоответствии одна с другой: а) дать сборник действующего права, б) сохранить старые памятники, т. е. до некоторой степени восстановить действие прежнего права. И на кодификации Юстиниана лежит печать компромисса между этими противоположными тенденциями. Классовый смысл кодификации Юстиниана заключался в том, чтобы путем систематизации и " подновления" старых норм сохранить шатавшийся, уже опрокинутый в Западной римской империи рабовладельческий строй. Грандиозная задача кодификации римского права была вы полнена под руководством Трибониана — одного из высших императорских чиновников. Над этим делом работали выдающиеся юристы того времени, в частности профессора правовых школ в Константинополе и Берите. Следует отметить Константина, Теофила, Леонтия, Дорофея, Анатолия. К работам было приступлено в 528 г. В 529—534 гг. были составлены три больших труда а) Institutiones, б) Digesta, в) Codex Justinianus. Все эти работы получили силу закона. В целях сохранения их в неприкосновенности и ограждения престижа власти императора, давшего им санкцию, Юстиниан запретил составление комментариев к изданным им сборникам.
|