Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия






 

Образование Рима связано с именами братьев Ромула и Рема, которых вскормила волчица. Считается, что именно они образовали город Рим у берегов реки Тибр. Римская община (civitas) возникла в результате объединения трех племен: древних латин, сабин и этрусков.

8 – 5 века до нашей эры – царский период.

Римляне называли себя Квиритами в честь бога Квирита. Племена (трибы) подразделялись на 30 общин (курий) и 300 родов. Организация власти в царский период сохраняла черты военной демократии и родового уклада. Во главе римского протополиса стоял царь (Рекс) с военными, жреческими и судебными полномочиями. Рекс избирался народным собранием и утверждался Сенатом. Рекс мог быть избрать только с согласия плебсов. Интеррегнум – время без рекса. Каждый день Сенат назначал человека из своей среды на его должность. Первый рекс – Ромул.

Управление осуществлял Сенат – совет старейшин римских родов.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, входивших в 3 трибы.

Общие вопросы решались народными собраниями, собиравшимися по куриям из числа воинов (куриатные комиции), но эти решения могли отвергаться Рексом и сенатом. Каждая из 30 курий на собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела 1 голос.

В результате реформ Нумы Помпилия его законы утвердили коллегию понтификов, ведавших отправлением религиозного культа. Верховный понтифик – сам рекс, получивший право судить и казнить. Так же его законы разделили римскую землю на общественную и частную (каждый член общины получал по земельному наделу из частной).

Римская община носила замкнутый характер. Патриции - члены старейших римских родов, обладали почти исключительным правом на землевладение, пользовались защитой родовой организации и имели возможность участвовать в управлении делами общины. Приток населения создал угрозу для римской родовой организации и её экономического благополучия. Пришлое население и потерявшие связи с бывшей общины вошли в состав плебса. Дискриминация плебеев:

· не могли заключать браков с патрициями

· занимать государственные должности (даже жреческие)

· участвовать в куриатные собраниях

· не имели доступа к общинной земле

Борьба плебеев за гражданско-политические права. К I в. до н.э. положения патрициев и плебеев выравнивается, образуется единый народ. Начальным этапом в борьбе плебеев с патрициями стали реформы Рекса Сервия Туллия (6 век):

ü Все свободное население Рима, члены родов и плебеи были разделены на 5 имущественных разрядов, в основу деления которого лег размер земельного надела, которым обладал человек. Каждый разряд формировал определенное количество центурий (100) с определенным видом вооружений. Центурии одновременно являлись воинским подразделением и политической единицей, т.к. по центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). Каждая центурия обладала одним голосом. Но 2 первых имущественных разряда представляли более половины всех центурий. Решения центруиатных комиций имели силу закона.

ü Территориальная реорганизация. Это ослабило кровнородственные связи. Рим был разделен на трибы – территориально-административные единицы с правом на самоуправление и обязанностью населения платить налоги. Народные собрания по трибам (трибутные комиции) делились на плебейские и патрицианско-плебейские.

Реформы Сервия Туллия включили плебеев в состав римского общества, предоставив им права римских граждан.

 

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Це́ нзор (от лат. censor, от censere — «оценивать») в Древнем Риме — должностное лицо, осуществлявшее главным образом проведение ценза. Должность учреждена Сервием Туллием, первоначально для регулирования податей и военной службы.

Билет 21. (более обширно)

1.Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия. По римской легенде Рим был основан Ромулом, и от основания Рима римляне и вели свое летосчисление. Легендарная дата основания Рима падает, по нашему летосчислению, на 754 (или 753 или 751) г. до н. э. Но, конечно, мы имеем здесь лишь позднейшую легенду. Рим представлял собою небольшую общину (территория самого города составляла около 3 кв. км). Преобладающим занятием населения является скотоводство и земледелие. Успешные войны с соседями дают Риму новые территории и пленных, которые обращаются в рабов. Рабство, сыгравшее решающую роль в разложении первобытнообщинного строя, постепенно развивается, но еще носит патриархальный характер. Рим является центром окружающих местностей Лациума. Он ведет торговлю с соседними общинами. По-видимому, еще в отдаленное время через Рим идет вывоз хлеба, скота, леса по морю в другие страны. Основная ячейка граждан называлась родом. Род представляет собой замкнутую единицу. Дела рода решаются на собрании рода, в состав которого входят все члены рода. Во главе рода стоит выборный старшина, обла-дающий распорядительной властью. По мере имущественной дифференциации внутри рода власть в роде захватывают наиболее богатые семьи, и становится правилом избрание старшины из одной и той же семьи. Так образовывалась наследственная аристократия, пользовавшаяся привилегированным положением и иногда называвшаяся патрициями. Только им принадлежало первоначально право пользования общинной землей. Кроме полноправных членов рода, родовая организация обнимала и зависимых людей — клиентов, не участвовавших в управлении делами рода. Они были свободными людьми, но не были членами рода, а следовательно, не пользовались политическими правами в римской общине и не могли сами заключать сделок с римлянами. Они находились в зависимости от рода, получали от своего патрона участок земли, но зато должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера. В этом выражалась эксплуатация клиентов. Общее число родов в Древнем Риме составляло, по преданию, 300. Десять родов составляли курию. Курия составляла войсковую единицу и вместе с тем являлась организацией религиозной. Дела курии решались на общем собрании всех членов родов, входивших в курию. Во главе курии стоял старейшина. Всего в Риме было 30 курий. Десять курий составляли трибу (племя). Римский народ состоял из трех племен — Ramnes, Tities и Luceres, и это деление, возможно, отражало объединение в римской общине трех различных племен.

Народное собрание. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа, как-то: объявление войны, включение новых родов в государство и т.д. Народное собрание обсуждало вопросы и выносило решения не путем общего собрания всех граждан. Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный перед народным собранием вопрос. Решением курии считалось то решение, за которое подано большинство голосов граждан, входивших в эту курию. Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число членов сената (сенаторов) составляло 300 (столько же, сколько было родов). Совету принадлежало право решать различные важные дела. Он утверждал избрание рекса, принимал непосредственное участие в делах управления, предварительно обсуждал вопросы, вносимые в народное собрание. Выборный вождь римского народа — гех. Должность рекса была не наследственной, но выборной. Рекс являлся предводителем войска, верховным жрецом и судьей. Пределы его власти определялись обычаем. После смерти рекса (или его смещения) временное исполнение его функций возлагалось на interreges, назначавшихся из сенаторов. Около 509 г. до н. э. реке был свергнут. Точных данных о причинах ликвидации власти рекса мы не имеем. Возможно, что это произошло в связи с освобождением Рима от этрусского владычества и что реке был свергнут патрициями. Возможно также, что здесь сыграла роль так называемая реформа Сервия Туллия, которая не могла удовлетворить ни патрициев, ни беднейшие массы плебеев. Свержение рекса укрепило положение патрициев. Завоевание соседних племен, развитие разделения труда, расширение территории Рима, развитие ремесла и обмена — все этого привело к появлению в Риме значительного пришлого населения. Рост нового населения происходил отчасти за счет новых поселенцев, отчасти — за счет населения покоренных, по преимуществу латинских округов. Это новое население называлось " плебсом". Плебеи стояли вне старых родов, курий и племен и, следовательно, не составляли части собственно римского народа. Они являлись в значительной степени бесправными, так как обладание правами связывалось с гражданством. Они не имели доступа в суд. Но плебеи могли иметь имущество, они занимались торговлей, ремеслами и т. п. и несли ряд обязанностей — платили налоги, участвовали во вспомогательном войске и т. п. В рассматриваемый период уже появляется и постепенно развивается рабство, т. е. общество делится на антагонистические классы рабовладельцев и рабов. Этими обстоятельствами было обусловлено возникновение го-сударства. Была осуществлена новая организация свободного населения, изображаемая римскими историками как реформа, данная рексом Сервием Туллием, но по существу являвшаяся результатом борьбы плебеев. Эта новая организация была произведена, вероятно, в 6 до н. э. Мы знаем о ней лишь из рассказов римских писателей более позднего времени. Сущность нового порядка заключалась в том, что образовалось государство вместо прежней организации, население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам. Это свидетельствует о росте имущественной дифференциации населения и о той силе, которую приобрел

плебс. Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть рядов по имуществу. Каждый разряд делился на точно установленное количество единиц — так называемые центурии. Центурия являлась единицей военной, политической и налоговой. Число центурий, закрепленных за каждым разрядом, не только не было соразмерно числу граждан, входивших в данный разряд, но, наоборот, большинство центурий принадлежало высшим, по имуществу, разрядам, которые вместе с тем являлись наименее многочисленными. Тем самым, чем гражданин был богаче, тем большими правами он пользовался. Всадники составляли кавалерию. В этот разряд включались наиболее богатые граждане, которые должны были являться на военную службу на коне. Кроме того, имелось 5 невооруженных центурий: 2 центурии музыкантов, 2 центурии ремесленников и, наконец, одна центурия, в которую зачислялись все граждане, не имевшие имущества в размере, дающем право на зачисление в 5-й разряд. В каждом разряде (кроме всадников) центурии распределялись поровну между " старшими" и " младшими". В " младшие" зачислялись граждане, не достигшие 45 лет; они входили в состав войска, идущего в поход. " Старшие" охраняли город. Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, т. н. трибам (не смешивать с древнейшими тремя трибами, которые прекратили свое существование). Территориальная организация населения обусловливалась разрушением прежнего строя, когда люди жили замкнутыми родами, развивалось разделение труда и имущественная дифференциация. Организация граждан по центуриям и трибам хотя и включила плебеев в состав " римского народа", но еще не установила равноправия плебеев с патрициями. Последние еще в ряде отношений сохраняли свое привилегированное положение; они удержали свое исключительное право на замещение высших государственных должностей; они сохраняли замкнутость, запрещая между патрициями и плебеями. Но плебеи возрастали количественно. Наряду с этим плебеев происходила сильная имущественная дифференциация. И если огромное большинство плебеев принадлежало к беднякам, то с другой стороны, плебеями являлись многие крупные ростовщики. Идет дальнейшая многолетняя, упорная борьба беев с патрициями, направленная на достижение полного равноправия плебеев. В результате длительной борьбы победа осталась за плебеями. Одним из важнейших достижений плебеев, установивших некоторую обеспеченность их положения, явилось учреждение должности плебейского трибуна. В начале V в. плебеи закрепили за собой право избирать из своей среды своих должностных лиц, т. н. плебейских трибунов. Основной задачей трибунов являлась защита плебеев. Но трибунам не было предоставлено какой-либо распорядительной власти. Распоряжение, на которое трибуном наложено запрещение, не могло приводиться в исполнение, т. е. фактически отменялось. Тем самым плебейские трибуны получают особое значение: и сенат, и магистраты при самом издании ими распоряжения вынуждены были считаться с возможностью наложения запрета плебейским трибуном. Кроме того, за плебейским трибуном было признано право задерживать должностных лиц, которые не считались с наложенным veto. Плебейские трибуны выбиралась в числе нескольких человек на специальных собраниях плебеев. Патриции не участвовали в этих собраниях. Кроме плебейских трибунов, плебеи выбирали еще плебейских эдилов. Возможно, что должность эдилов возникла ранее должности трибунов и что они первоначально были руководителями плебса. В дальнейшем плебейские эдилы являлись помощниками плебейских трибунов. Постепенно плебеи получили право занимать высшие должности. Плебеям был предоставлен доступ к должности квестора, затем одним из консулов должен быть плебей. Затем плебеи получили право занимать и другие должности: курульного эдила, диктатора, цензора, претора. Были признаны действительными браки между патрициями и плебеями.

 

2.Реформы английского короля Генриха II. После периода смут, наступивших по смерти Генриха I, английским королем стал Генрих II, при котором королевская власть усилилась еще более, а положение феодалов ослабело. В руках этого короля сосредоточились обширные земельные владения на территории Франции, что усиливало его могущество. Он уничтожил много замков, построенных феодалами во время междоусобий после смерти Генриха I. Он проводил политику расширения компетенции королевской курии за счет феодальных судов. Одним из условий, способствовавших успешному расширению компетенции королевской курии, было введение рассмотрения гражданских и уголовных дел представителями населения — присяжными — взамен прежнего процесса, который, по существу, являлся обрядовым. В области финансов была упорядочена проверка поступления налогов. В военном деле Генрих II приступил к замене натурального отбывания феодальной военной службы уплатой особого сбора — " щитовых денег". Генрих II пытался подчинить церковь королевской власти. В 1164 г. были изданы так называемые " Кларендонские постановления", ограничивавшие юрисдикцию церковных судов, с подчинением духовных лиц королевскому суду по уголовным делам, устанавливавшие контроль королевской власти над замещением церковных должностей, отбывание духовенством феодальных повинностей, связанных с владением недвижимостями, наравне со светскими феодалами и т. п. " Кларендонские постановления" вызвали сильную оппозицию со стороны духовенства. Началось также движение среди феода-лов. Это движение было, правда, подавлено, но " Кларендонские постановления" пришлось отменить. Борьба баронов против королевской власти продолжалась и при преемниках Генриха П. При одном из них, Иоанне Безземельном (1199 — 1216 гг.), к баронам примкнули мелкие землевладельцы (рыцари) и горожане. Такой союз был вызван неудачной внешней и внутренней политикой Иоанна Безземельного, в частности, различного рода поборами, взимавшимися королем вопреки феодальным обычаям. Такие поборы взимались не только с феодалов, но и со всего вообще населения Англии. Бароны, а также рыцари и горожане, воспользовавшись затруднительным положением короля во время его столкновения с папой и борьбы с Францией, вы-нудили его принять свои условия. Эти условия нашли себе выражение в изданной королем " Великой хартии вольностей" (1215 г.)

 

3.Церковная реформа Генриха VIII. В XVI в. реформация была произведена по почину королевской власти (Генрих VIII). Внешним поводом был отказ римского папы расторгнуть брак короля. Королевская власть стремилась усилить свое значение подчинением церкви. Кроме того, королевская власть видела в церковных землях источник для покрытия расходов, дававший ей возможность занять независимое положение в отношении парламента. Буржуазия и " новое дворянство" относились сочувственно к секуляризации церковных земель, не без основания полагая, что эти земли станут их собственностью. Реформация была произведена рядом статутов, важнейшим из которых был статут " о верховенстве" 1534 г.: английский король был объявлен верховным главой церкви, т. е. на него были перенесены права римского папы. Основываясь на этом, Генрих VIII и его преемники установили законодательным порядком содержание вероучения церкви, получившей название англиканской, а также порядок богослужения. В англиканской церкви была сохранена церковная иерархия во главе с епископами, но духовенству было разрешено вступать в брак. Были допущены также некоторые отступления от католического вероучения. Вскоре после провозглашения короля Генриха VIII главою Церкви он провел при посредстве парламента секуляризацию монастырских имуществ (1536—1540 гг.). Аббаты (настоятели) упраздненных монастырей выбыли из состава верхней палаты. Что касается монастырских земель, то последние перешли в конечном счете в руки буржуазии и " нового дворянства". Приобретение монастырских земель тесно связало эти классы с королевской властью и способствовало усилению ее могущества. На положении крестьян, живших на монастырских землях, секуляризация отразилась неблагоприятно: новые владельцы этих земель производили усиленные их огораживания, увеличивали платежи и повинности крестьян и прибегали к их удалению. Это вызвало крестьянские восстания, подавленные правительством. Для установления единообразия в делах веры, т. е. для борьбы с католиками, с одной стороны, и с последователями радикальных религиозных течений, развивавшихся в Англии, в правление дочери Генриха VIII, Елизаветы, была учреждена так называемая " высокая комиссия" (1559 г.). В ее состав входили духовные и светские лица. Она объединила в себе функции как следственного, так и судебного характера. Судопроизводство " высокой комиссии" носило инквизиционный характер. К ее ведению были отнесены дела " о заблуждениях, ересях, пороках, злоупотреблениях, бесчинствах, упорствах и беспорядках духовного и церковного характера". Хотя " высокая комиссия" и была учреждена для рассмотрения дел о правонарушениях против церкви, в дальнейшем к ее ведению был отнесен ряд дел, имевших весьма отдаленную связь с церковью, например, дела о бродягах и подозрительных личностях в г. Лондоне и на десять миль в его окружности, цензура и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал