Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй Древнего Рима в период домината. Реформы Диоклетиана.
С III в. Римская империя переживает распад рабовладельческой системы хозяйства. Классовые противоречия все более обостряются. Особое значение получает в последний период Римской империи армия, состоящая уже в значительной степени из " варваров" и по временам открыто распоряжающаяся судьбой империи. Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, централизованным военно-бюрократическим аппаратом верхушки эксплуататорского класса. Немалое значение для поддержки эксплуататоров имело христианство. К IV в. оно уже далеко отошло от своего первоначального демократического характера, когда его последователями являлись преимущественно рабы и пролетарии, выражавшие в фантастической форме свой протест против существующего строя. Состав христианских общин изменился и включал в себя представителей господствующего класса. Христианская церковь постепенно стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. Имущество это уже было значительным. И христианство стало государственной религией. Христианство обратило все свои силы и средства на поддержание и " оправдание" государственной централизации власти эксплуататоров и главы последних — неограниченного императора. Усиливается террор, доводится до предела налоговое обложение и вообще эксплуатация населения, вводится мелочная регламентация — и идет непрерывный распад Римской империи. Все попытки эксплуататоров удержать свое положение являются тщетными — Рим быстро идет к своей гибели. Последний период Римской империи называется доминатом. Это название происходит от официального наименования римского императора " господином" или " владыкой" или даже " владыкой и богом". Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя и, в частности, крупного землевладения рабовладельцев от революционных движений рабов и колонов, для обороны государства от " варваров" и для борьбы со стремлением к отделению ряда находившихся под властью Рима народов вызывала серьезные изменения государственного устройства. В частности, происходит уменьшение размеров провинций и ослабление роли их наместников. В связи с этим еще при Диоклетиане намечается разделение империи на две половины — восточную и западную. Окончательно это разделение было упрочено при Феодосии. Во главе каждой половины империи стоял особый август. Первоначально эти половины рассматривались как части единого государства. Однако в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и уже можно говорить о двух отдельных государствах. Во главе империи стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной и исходящей от бога. Христианская религия учила, что ослушание императора является не только преступлением, но и грехом, влекущим возмездие от бога. Все население империи рассматривается как подданные или рабы императора. Императору принадлежит законодательная власть. Император выбирает себе ближайшего помощника, получающего титул цезаря. Цезарь является наследником императора. Этой системой думали предупредить случайности и волнения 0ри освобождении престола. Но нередко решающую роль играл голос армии; однако в некоторых случаях имел значение и сенат. Главным центральным органом, рассматривающим все важнейшие дела, являлся совет при императоре. Важнейшим должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности. Устанавливаются строгие правила о ран-гах многочисленных чиновников, о правах, присвоенных каждому рангу, о порядке повышения по службе и т. д. Все эти управления носят резко выраженные черты бюрократического аппарата. Кадры чиновников дополнялись нередко выходцами из различных сословий. Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочис-ленность чиновников и отделение военной власти от гражданской. Все нити местного управления сходились в Рим, и задачами управления являлись выжимание из населения тягостных налогов и поставок и быстрая беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства. Каждая половина империи разделялась на две префектуры. Префектуры разделяются на диоцезы. Каждый диоцез разделяется на провинции. Провинции разделяются на округа. Особым порядком управляется город Рим. Во главе его стоит praefectus urbi, непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но лишь по имени: по общему правилу, он играет роль городского совета и ведает только местными делами. Формально сохраняются должности консулов, преторов, квесторов, но они являются лишь почетными должностями (хотя и требующими больших расходов от замещающих эти должности лиц, например на устройство общественных зрелищ) и никакого значения в правительстве не имеют. К V в. Римское государство находилось в состоянии распада. Находившаяся в катастрофическом положении Римская им-перия уже не могла сопротивляться наступлению с севера т. н. " варваров". В 476 г. варварский вождь Одоакр низверг последнего римского императора, носившего, по иронии судьбы, имя легендарного основателя Рима и уменьшительное имя основателя Римской империи, — Ромула Августула. Эта дата и считается концом Западной римской империи. Что же касается Восточной римской империи, то она почти на тысячелетие пережила Западную империю. Константинополь был взят турками в 1453 г. Но изложение истории Византийского государства уже не входит в нашу задачу.
2.Статутное право в средневековой Англии. Вестминстерские статуты Эдуарда I. Наряду с «общим правом» все большее значение начали приобретать законы. Законодательная деятельность первых нормандских королей выражалась в издании распоряжений, актов, носивших название " хартий", " статутов", " ассиз", " провизии", “констититуций". Великая хартия вольностей (1215 г.) не только ограничила права королевской власти " отношении баронов, но внесла ряд изменений в право феодальных повинностей и в организацию судов. При Эдуарде I законодательство было особенно интенсивным. Из многочисленных статутов его царствования особое значение имеет Второй Вестминстерский статут (1285 г.), изменивший ряд институтов феодального земельного права. В XIV в. участие парламента сделалось обычным в издании статутов, а в XV в. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статута, который она просила издать, и тем самым заложила начало парламентского законодательства. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли " общее право" по очень многим вопросам. Система " справедливости". Английское " общее право" отличалось крайним формализмом — судебной защите подлежали только притязания, укладывавшиеся в иски, основанные на текстах королевских " указов". В XIV в. развитие " общего права" стало останавливаться, так как судьи " общего права" не считали возможным выходить за пределы существующих исков. Феодалы (см., например, Оксфордские провизии 1258 г.), а затем парламент, господство в котором принадлежало тем же феодалам, ограничили право издания новых указов, так как издание нового указа по существу представляло собою создание новой нормы права. Второй Вестминстерский статут (1285 г.) допустил возможность издания новых указов в тех случаях, когда для защиты притязания хотя и не было иска, но оно по своему содержанию было сходно с тем, для защиты которого иск имелся. Однако и это полномочие применялось на практике лишь в очень ограниченных размерах. Судопроизводство было обставлено очень сложными техническими требованиями, несоблюдение которых вело к проигрышу даже правого дела. Этот формализм обусловил консервативный характер " общего права". Застыв в определенных жестких форма: созданных судебными " указами" и зафиксированных в судебных решениях, рассматривавшихся как источник права, " общее право" охраняло феодальные отношения в том виде, в каком они сложились в XII—XIII вв. Статуты изменяли его только по отдельным вопросам, но не могли приспособлять его к потребностям меняющейся обстановки и к новым общественным отношениям, постепенно складывающимся внутри феодального общества. Поэтому, начиная с XIV в., возникает иная система права — система справедливости, существовавшая параллельно с системОЙ " общего права". Суд " справедливости" возник в результате додававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным при-чинам. Король оказывал помощь просителю в порядке " милости", рее увеличивавшееся количество подобных прошений повело к тому, что короли вместо рассмотрения их в совете стали передавать их для разбора своему канцлеру. Канцлер разбирал дела не по " праву страны", а по " справедливости", или по " совести", т. е. не был связан практикой общих судов. Канцлер черпал руководящие начала для своих решений из естественного и отчасти из римского права. Канцлер вызывал ответчика в свой суд " sub poena" и применял тюремное заключение к лицам, уклонявшимся от выполнения его решений, т. е. располагал дос-таточными средствами принуждения. Суд канцлера на практике являлся орудием королевской политики. Он придал правовое оформление ряду новых отношений, появление которых было обусловлено ростом торговли, и явился защитником городского населения и нарождающейся буржуазии против крупнейших землевладельцев — феодалов.
3.Стадии инквизиционного процесса по «Каролине». Начала инквизиционного процесса проникают в германское право уже в XIV в. Памятники этого периода говорят о пытке, как о средстве получения сознания обвиняемого. В Бамбергском уложении 1507 г. и Каролине 1532 г. инквизиционный процесс является основной формой рассмотрения уголовных дел, хотя оба уложения предусматривают два порядка судопроизводства: по инициативе судебных органов и с участием обвинителя. Однако и в последнем случае судопроизводство происходит на основах инквизиционного процесса. В XVII в. в Германии окончательно устанавливается инквизиционный процесс. В уголовном судебном уставе Иосифа I 1707 г. и в уголовном уложении 1768 г. Марии-Терезии мы находим правила только инквизиционного процесса. Инквизиционный процесс в основном распадался на предварительное следствие и рассмотрение дела в суде. Предварительное следствие состояло из двух стадий: общего и специального расследования. Первое имело своею целью установление факта совершения преступления и подозреваемого лица, задачей второго являлось изобличение подозреваемого и получение от него сознания в совершении приписываемого ему преступления. Предварительное следствие было краеугольным камнем инквизиционного процесса. По окончании предварительного следствия дело передавалось в суд. Для вынесения обвинительного приговора требовалось, чтобы по делу были добыты полные доказательства, которые были предустановлены: сознание обвиняемого или же согласные показания не менее чем двух свидетелей. Остальные доказательства рассматривались как улики. Они не могли влечь за собой обвинительного приговора, но если они носили " основательный" характер, то давали повод подвергнуть пытке обвиняемого. " Основательными" уликами признавались: оговор соучастника в преступлении, показания одного свидетеля и т. д. Постепенно стала допускаться возможность вынесения обвинительного приговора (в некоторых случаях) и на основании улик с тем лишь ограничением, что в таких случаях не могло назначаться обычное (ординарное наказание), а лишь экстраординарное, т. е. смягченное. В особенности такой порядок допускался в отношении " тайных и трудно доказываемых преступлений". Рассмотрение дела судом производилось негласно. Производство было письменным. Защита, хотя и допускалась, но постепенно ее участие ограничилось наиболее важными делами. Суд рассматривал акты предварительного следствия и допрашивал обвиняемого. Объяснения последнего записывались. После этого выносился приговор. Приговоры распадались на три вида: обвинительные, оправдательные и оставление в подозрении. Последнее применялось в случаях, когда данные, собранные по делу, признавались недостаточным для вынесения обви-нительного или оправдательного приговора. В некоторых германских землях допускалось апелляционное обжалование приговоров. В других землях оно не допускалось, за-меняясь ревизионным порядком рассмотрения: приговоры, во всяком случае по наиболее тяжким преступлениям, подлежали ут-верждению высших судебных инстанций. С половины XVIII в. основы инквизиционного процесса стали колебаться — прежде всего в связи с отменой пытки, произведенной в Пруссии в 1756 г., а в Австрии — в 1776 г. Отмена пытки сама по себе не изменила положения обвиняемого в процессе, как предмета исследования. На него, как и ранее, была возложена обязанность давать показания. Основываясь на этом, германское законодательство предусматривало специальные меры принуждения, так называемые " наказания за непослушание", стремившиеся обеспечить получение показаний обвиняемого. Однако добиться получения сознания становилось все труднее и труднее, что неизбежно должно было усилить значение других доказательств, а в дальнейшем привести к пересмотру основных начал инквизиционного процесса.
|