Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛОССАРИЙ. Рабочая программа дисциплины (модуля)Стр 1 из 11Следующая ⇒
Рабочая программа дисциплины (модуля) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Специальность: 440305 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профили подготовки: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Ялта – 2014 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ. (РАЗДЕЛАМ). ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации по использованию материалов УМК; Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой; Вопросы для самостоятельного изучения студентами очной формы обучения; Методические рекомендации к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения; Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения; Банк контрольных вопросов и заданий; Перечень заданий для контроля умений; Типовые тесты; Вопросы к коллоквиумам для студентов 3-4 курсов очной формы обучения; Вопросы к письменным контрольным работам для студентов 3-4 курсов очной формы обучения; Программа педагогической практики. 11. СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ГЛОССАРИЙ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Согласно Российскому государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования дисциплина «Методика преподавания интегративного курса „Окружающий мир”» включена в обязательный минимум вузовских учебных программ для студентов педагогических специальностей.. Программа рассчитана на 0 часов на очной форме обучения, из которых 84 часа составляют аудиторные занятия (20 часов – лекции, 50 часов – лабораторные занятия). На заочной форме (3 года обучения) программа рассчитана на 0 часов, из которых 35 аудиторных часов (8 часов – лекции, 8 часов – практические занятия), на самостоятельную работу – 0 часов. Цели учебной дисциплины: - приобретение студентами знаний теоретических и прикладных основ педагогических и методических наук, истории развития школьной системы, а также современных проблем методики естествознания, обществознания и путей их решения; - вооружение знаниями основных этапов развития методики естествознания как науки, ее современное состояние в стране и за рубежом, особенности программ, учебников, методических пособий в различные исторические периоды. Задачи: - раскрыть будущим учителям начальных классов суть интегрированного подхода к ознакомлению младших школьников с действительностью; - показать место предмета «Окружающий мир» в современной системе школьного образования в свете необходимости формирования у младших школьников целостного взгляда на мир, место в нем человека и определения с личностной позицией; - дать студентам основополагающие сведения (с последующей практической отработкой) по содержанию, материальному оснащению, методам, формам работы с материалом естественнонаучной и обществоведческой направленности на ступени начальной школы, по формированию у детей научного мировоззрения и биосферной этики, привитию бережного отношения к природе, осуществлению задач по нравственному, экологическому и т.п. воспитанию; - ознакомить с историей развития методики преподавания окружающего мира; - ознакомить с многообразием существующих концепций по обучению учащихся начальных классов окружающему миру; - раскрыть специфику отбора, построения и подачи обществоведческого и естествоведческого материала в разнообразных вариативных пропедевтических учебных, факультативных курсах однопредметной и интегративной модели образовательного компонента «Окружающий мир»; - показать преемственность в работе по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного и младшего школьного возраста; - сформировать умение проведения уроков по окружающему миру в начальной школе, а также экскурсий, внеурочных и внеклассных работ, связанных с этой дисциплиной. Студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции: а) общекультурные (ОК): – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3); – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); – умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); – готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); – способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); – умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); – способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); б) общепрофессиональные (ОПК): – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1); − способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); – владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); в) профессиональные (ПК): – способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); – готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3); – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); – готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); – способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); – способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9). В результате изучения дисциплины студент должен Знать: 1. историю методики преподавания естествознания, природоведения и окружающего мира в России, в том числе современные тенденции начального естественнонаучного и обществоведческого образования; 2. предмет, объект, цели, задачи и место курса «Окружающий мир» в системе начального образования, а также используемые методы исследования в области преподавания окружающего мира; 3. основные принципы отбора материала естественнонаучной, обществоведческой направленности, специфику тематического раскрытия образовательной области «Естествознание» и «Обществознание» в рамках современных вариативных программ; 4. содержание образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе и возможности применения инновационных педагогических технологий в процессе ознакомления детей с окружающим миром; 5. пути формирования природоведческих и обществоведческих представлений и понятий; 6. классификацию приемов, методов обучения окружающему миру; специфику и особенности применения словесных наглядных, практических методов обучения окружающему миру в начальной школе; 7. характеристику и методику использования разнообразных средств обучения; 8. специфику организационных форм обучения; типологию, структуру и методику проведения различных типов уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по окружающему миру; 9. технологию современного экологического образования младших школьников; Уметь: 1. свободно ориентироваться в многообразии современных программ по окружающему миру; 2. организовывать наблюдения детей за природными и социальными объектами и явлениями, при проведении опытной работы, использовать результаты наблюдений в учебном процессе; 3. проводить диагностическое исследование уровня естественнонаучного образования и экологической воспитанности младшего школьника; 4. проводить опыты, практические работы по окружающему миру; 5. применять промышленные и изготавливать собственные средства обучения; 6. организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной, внеклассной работы, в том числе природоохранительной направленности; осуществлять пропаганду экологического воспитания учеников начальных классов; 7. осуществлять аргументированную оценку деятельности детей, педагогов, родителей и соотносить свой опыт с существующими педагогическими теоретическими и практическими наработками; систематически заниматься самообразованием, внедряя современных технологии изучения окружающего мира; 8. разрабатывать учебно-методическую документацию в области образования младших школьников окружающему миру; 9. оценивать учебно-исследовательскую деятельность членов студенческой группы, проводить самоанализ и доказательно отстаивать свою точку зрения по методическим вопросам; Владетьнавыками: 1. отбора и конструирования содержания занятий по окружающему миру, руководствуясь индивидуальными особенностями класса; определения типологии, структуры, методов, методических приемов обучения, наиболее приемлемой формы подачи учебного материала с учетом возрастных психолого-физиологических, педагогических возможностей детей и в опоре на знания специально выбранной программы; 2. составления тематических и поурочных планов по курсу «Окружающий мир»; 3. определения системы представлений, понятий по программе курса, раздела, темы определенного урока окружающего мира; формулирования образовательных, развивающих и воспитательных задач; 4. самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований по проблемам обучения учащихся начальных классов курсу «Окружающий мир» (реферат, курсовая и дипломная работы).
|