Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концентрическая структура учебного материала⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
– постоянное повторение и расширение, обогащение новыми знаниями учебного материала, неоднократная проработка материала на новом уровне обобщения. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК – урок, выполняющий смешанные дидактические функции: повторения изученного, изучения нового материала, закрепления и обобщения. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – отражение в содержании учебного материала краеведческого материала: сведений об особенностях природы и жизни людей местности, где живёт и обучается учащийся. ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – последовательное расположение частей учебной информации, единичная их проработка. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ – приемы, включающие различные логические операции, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификации, систематизации и обобщение, и формулирование выводов. МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ – проблемный рассказ учителя, в котором ставится проблема и в ходе изложения материала (посредством наводящих вопросов, демонстраций опытов и экспериментов) проблема решается самим учителем. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – пе- дагогическая наука, изучающая процесс обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленный особенностями содержания естественнонаучного и обществоведческого образования и закономерности этого процесса. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – структурная единица любого метода обучения. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – система целей, задач, содержания обучения, методов, методических приемов и форм организации обучения в рамках определенной дидактической теории. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ – условия, включающие специфические методы, приемы обучения, содействующие более эффективному формированию естественнонаучных понятий. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА – совокупность структурных компонентов учебника. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ – способы вза- имосвязанной деятельности учителя и учащихся или ее упорядочения, направленные на решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника. МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод обучения, включающий систему действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной). НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – метод организации целенаправленного восприятия детьми предметов или явлений природы и социума, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие с природными и социальными объектами. НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – средства обучения в виде натуральных предметов природы (минералы, живые растения и животные, гербарии, чучела и др.). НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, в процессе использования которых источником знаний является наглядность; визуальночувственное восприятие предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций и опытов). ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА – беседа, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информацией, ее систематизацией и установления связей с последующим материалом. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – урок систематизации и обобщения знаний в конце раздела программы. ОПЫТ – способ изучения объектов и явлений природы, состоящий как в их искусственном воспроизведении, так и в теоретико-практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения (эксперимент). ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приёмы, помо- гающие учителю организовать восприятие детей, привлечь внимание к изучаемым объектам или явлениям природы и общества. ПОНЯТИЕ – обобщенное знание, отражающее совокупность существенных признаков предмета или явления окружающего мира, выраженное вербальным, графическим или символическим способом. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы обучения, в процессе использования которых источником знаний являются практические действия учащихся. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – форма учебных занятий, способствующая углублению знаний, формированию умений, решению задач контроля, стимулированию познавательной деятельности. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – отражение в сознании младшего школьника образа предмета или явления природы, когда они непосредственно не воздействуют на органы чувств. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ – принцип синтеза знаний из разных наук (естественных и общественных) в целях создания целостной картины мира. ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА ПРИ ОТБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – раскрытие в содержании образовании временных отношений между явлениями окружающего мира, подход к любому изучаемому естественному и социальному событию с позиции естественной истории и истории социума. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – использование в учебном процессе при формировании естественнонаучных и обществоведческих знаний наглядных средств. ПРИНЦИП ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДОЦЕНТРИЗМА – отбор содержания наиболее актуального для ребенка младшего школьного возраста и учет его эгоцентризма при построении последовательности изучения объектов и явлений окружающего мира (Я – семья – школа – общество). ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ «ОТ БЛИЗКОГО К ДАЛЁКОМУ» - развитие содержания от частного к общему, от изучения близких для ребенка объектов и явлений окружающего мира к более далёким. ПРИНЦИП СЕЗОННОСТИ – принцип интеграции в содержании образования знаний, отражающих разнообразные аспекты сезонных изменений в природе и социуме. РАССКАЗ – монологический способ связного, последовательного, устного изложения нового учебного материала. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, при использова- нии которых источником знаний в процессе обучения окружающему миру является слово субъекта общения. СПИРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – постоянное расширение и углубление информации вокруг основных стержневых идей, которые получают развитие на протяжении всего курса. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – совокупность материальных учебнометодических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками и общего развития личности детей. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ориентация целей, задач и содержания образования на обязательный минимум содержания государственного образовательного стандарта и минимум требований к знаниям и умениям учащихся. ТЕКУЩАЯ БЕСЕДА (СООБЩАЮЩАЯ) – беседа, предполагающая ознакомление учащихся с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приемы использования различного оборудования и средств обучения. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ – наблюдения за сезонными изменениями в природе и жизни людей. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения (класс, природа) и осуществляемое в определенном порядке и режиме. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – частично-поисковый метод обучения. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – культура отношения человека к природе; личностное качество, которое охватывает все сферы сознания, поведения и деятельности и проявляется в овладении экологическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями по отношению к природе, экологическим мышлением и грамотным поведением и деятельности в природе. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – от- ражение в содержании образования взаимосвязей и взаимозависимостей явлений природы, взаимодействий природы и общества. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система педагогических воздействий (обучения, воспитания и развития школьников), нацеленная на формирование экологической культуры младших школьников. ЭКСКУРСИЯ – такая форма организации учебного процесса, которая осуществляется в естественной природной или специально созданной среде и позволяет осуществлять непосредственное общение детей с природной и социальной средой, то есть основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это психические отношения, в зарождении которых участвует представление о ценности объектов отношений.
|