Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы правового регулирования института несостоятельности (банкротства)
В своей жалобе в КС РФ ОАО «Газпромбанк» оспорил конституционность п. 5 ст. 50.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», согласно которому требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр требований кредиторов, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они не допускают включение конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов требований, возникших вследствие признания судом сделки недействительной по иску самого конкурсного управляющего, предъявленного им после закрытия реестра. КС РФ отказал в принятии к рассмотрению указанной жалобы, указав, что п. 5 ст. 50.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» не препятствует удовлетворению требований кредиторов, предъявленных после закрытия реестра требований кредиторов. Он лишь устанавливает, что такие требования удовлетворяются за счет имущества кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр требований кредиторов. При этом КС РФ обратил внимание на решение данного вопроса законодателем в Федеральном законе от 28.04.2009 № 73-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесшим в Закон о банкротстве п. 4 ст. 61.6, согласно которому в случае признания на основании ст. 61.3 настоящего Федерального закона недействительными действий должника по уплате денег, передаче вещей или иному исполнению обязательства, а также по совершению иной сделки должника, направленной на прекращение обязательства (путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом), а денежное обязательство, на прекращение которого была направлена указанная сделка, возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, требование кредитора по этому обязательству к должнику не относится к текущим платежам и такой кредитор является конкурсным кредитором должника, а его требование считается заявленным в установленный срок и подлежит включению в реестр требований кредиторов. При этом, однако, КС РФ не решил проблему защиты интересов рассматриваемой категории кредиторов в тех отношениях, которые не подпадают под действие главы 111.1 Закона о банкротстве «Оспаривание сделок должника». На защиту прав и законных интересов таких кредиторов встал Пленум ВАС РФ, предписавший арбитражным судам в абз. 4 п. 6 Постановления N0 32 при рассмотрении заявлений подобных кредиторов учитывать следующее: «...поскольку данное требование кредитор может предъявить должнику только после вступления в законную силу судебного акта, которым сделка была признана недействительной, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона срок закрытия реестра требований кредиторов исчисляется для этого требования со дня вступления в законную силу указанного судебного акта. В настоящем случае пункт 4 статьи 142 Закона применяется с учетом названного момента исчисления срока предъявления требования кредитором». Таким образом, Пленум ВАС РФ в целях защиты прав кредиторов, восстановленных вследствие признания недействительными оспоримых сделок должника по исполнению обязательства, по существу, с учетом определенных особенностей распространил правило абз. 2 п. 4 ст. 61.6 Закона о банкротстве на отношения, к которым данная норма прямо применяться не может. Вместе с тем буквальное прочтение абз. 4 п. 6 Постановления N5 32 свидетельствует о том, что приведенное Пленумом правило распространяется исключительно на случаи предъявления такими кредиторами требований в рамках процедуры конкурсного производства, поскольку говорит о перенесении начала течения срока, установленного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве. В этой связи возникает вопрос: как быть с теми требованиями, которые были восстановлены вследствие признания недействительной оспоримой сделки должника по исполнению обязательства в иной, нежели конкурсное производство, процедуре несостоятельности? Ведь если сделка оспорена, например, в процедуре наблюдения по иску самого должника, установленный Пленумом ВАС РФ двухмесячный срок с момента вступления в силу соответствующего судебного акта к моменту введения конкурсного производства может истечь, а сам кредитор, не имевший возможности вследствие п. 1 ст. 166 ГК РФ предъявить свое требование в предусмотренный ст. 71 Закона о банкротстве тридцатидневный срок, при этом желает участвовать в первом собрании кредиторов. Вправе ли такой кредитор настаивать на рассмотрении его требования и включении в реестр требований кредиторов со ссылкой на применение абз. 4 п. 6 Постановления № 32? Представляется, что на данный вопрос следует ответить отрицательно. Кредитор, пропустивший установленный ст. 71 Закона о банкротстве тридцатидневный срок для предъявления требования к должнику, лишается права на участие в первом собрании кредиторов, при этом заявленное им с пропуском срока требование будет рассмотрено и включено в реестр требований кредиторов арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Следовательно, такой конкурсный кредитор лишается в силу действия ст. 71 Закона о банкротстве права на участие в первом собрании кредиторов, однако сохраняет свои имущественные притязания к должнику и возможность их реализации в порядке, установленном законом для погашения требований, включенных в реестр требований кредиторов. Тем самым оказывается достигнутой одна из целей п. 6 Постановления № 32 — обеспечить реализацию восстановленных требований кредиторов, учитывая действие положений п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве. Установление комплекса правовых ограничений, связанных с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, не допускающим удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, составляет публично-правовое вмешательство в частные отношения, направленное на предоставление всем кредиторам равных правовых возможностей при реализации экономических интересов в условиях несостоятельности должника (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П). По мнению Конституционного Суда РФ, гражданско-правовое регулирование конкурсных отношений допускает изъятие из общих правил на основе специальных положений Закона о банкротстве. Указанные изъятия, в частности, связаны с установлением всевозможных мер контроля (Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2000 г. N 22-О), а также дополнительных ограничений должника. К примеру, как элемент вмешательства государства в гражданско-правовые отношения, осуществляемого в целях защиты прав и законных интересов кредиторов, рассматривается введение процедуры наблюдения (Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 24-О) и установление моратория на удовлетворение требований кредиторов (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П). Проявление активности государства в процессе несостоятельности заключается прежде всего в применении механизма судебного контроля. Практически все действия, совершаемые участниками процесса, подконтрольны суду, а некоторые приобретают юридическую силу только после соответствующего " одобрения" суда (например, утверждение мирового соглашения, арбитражного управляющего и т.д.). На практике при выборе процедуры банкротства особую значение приобретает возможность применения судейского усмотрения. Суду не всегда легко сделать выбор в пользу той или иной процедуры. Это обстоятельство осложняется наличием ряда трудноразрешимых в процессуальном плане правовых ситуаций. Действующее законодательство допускает назначение экспертизы в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства только по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 50 Закона о банкротстве). Безусловно, ограничение судейского усмотрения в вопросе назначения экспертизы по собственной инициативе осложняет деятельность арбитражного суда при выборе процедуры банкротства и при ее проведении. Судья при принятии решений должен иметь возможность опираться на объективное мнение эксперта. В этой связи вполне обоснованно предложение о закреплении на законодательном уровне положения, устанавливающего за судом право назначения по его инициативе экспертизы в целях определения финансового состояния должника, выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, а также целесообразности введения реабилитационной или ликвидационной процедур. Законодатель не наделяет арбитражный суд и правом на инициирование дела о несостоятельности. Вместе с тем на практике возможны ситуации, когда промедление с возбуждением дела создает угрозу интересам основной массы кредиторов конкретного должника. Как быть в этом случае? Представляется, что ответ на данный вопрос необходимо искать в возможности расширения полномочий арбитражного суда и создании такого правового механизма, который позволил бы при появлении обстоятельств, свидетельствующих в пользу того, что имущества будет недостаточно для удовлетворения требований всех его кредиторов, немедленно перейти от внеконкурсного погашения требований к удовлетворению требований кредиторов в рамках процесса о несостоятельности.[33] Следует заметить, что действующее законодательство содержит ряд норм, способствующих своевременному открытию процесса о несостоятельности. Так, руководитель должника - юридического лица или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в случае, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами. Вместе с тем анализ действующего законодательства и судебно-арбитражной практики дает основания утверждать, что угроза удовлетворения требований одного кредитора в ущерб интересам большинства кредиторов может возникнуть также в силу ряда других обстоятельств, а именно: при выборочном погашении требований кредиторов по инициативе самого должника в ситуации предвидения банкротства, при наложении ареста и обращении взыскания на имущество лица судебным приставом-исполнителем и т.д. Ликвидация юридического лица является самостоятельной процедурой, для которой ст. 62—64 ГК РФ регламентируют обязанности лиц, принявших решение о ликвидации, и назначаемой ими ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также порядок и сроки выполнения ликвидационных мероприятий, направленных на публичное уведомление о начале процедуры, выявление кредиторов, формирование промежуточного и ликвидационного балансов, расчеты с кредиторами и т.д. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает признаки банкротства юридического лица и условия, при которых заявление опризнании его несостоятельным (банкротом) подлежит принятию судом к производству. В действующей редакции Закона определено, что таковыми являются наличие у юридического лица задолженности в размере не менее 100 000 руб. и неисполнение требований в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В судебной практике возник вопрос о возможности применения к ликвидируемому должнику процедур банкротства по заявлению конкурсного кредитора, если оно отвечает условиям принятия к производству. Действительно, указанная норма абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ предусматривает обязательность ликвидации юридического лица через процедуру банкротства только в случае выявления недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов. Такая недостаточность может быть выявлена в ходе ликвидационных мероприятий лицом, принявшим решение о ликвидации, или ликвидационной комиссией; именно на них п. 2 и 3 ст. 224 Закона о банкротстве возложена обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Кредиторам же ст. 63 ГК РФ предоставляет право заявить свои требования ликвидационной комиссии для последующего удовлетворения за счет имущества должника. По соотнесении приведенных норм в судебной практике возникла позиция о недопустимости обращения кредиторов с заявлениями о признании несостоятельным (банкротом) должника, находящегося в процедуре ликвидации. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в остановлении от 20.04.2004 № 1560/04 признал данную позицию ошибочной, указав, что согласно от. 7 и 11 Закона о банкротстве нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Положения ст. 224—226 Закона о банкротстве являются специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника и не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях – по заявлению кредитора. Данное Постановление Президиума ВАС РФ способствовало становлению единообразной практики по вопросу о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника. Исходя из п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве в предусмотренном законом порядке ликвидируются только те юридические лица, в отношении которых принято решение о ликвидации и стоимость имущества которых недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Эта норма (с учетом позиции ВАС РФ о ее специальном характере) устанавливает для ликвидируемых юридических лиц специальный признак банкротства — недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов. Однако конкурсный кредитор, обращаясь с заявлением о признании должника банкротом, во-первых, может не знать о нахождении последнего в стадии ликвидации и, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев не располагает сведениями о достаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Как надлежит поступить суду, рассматривающему заявление конкурсного кредитора, если оно подано в отношении ликвидируемого должника? Подлежит ли применению специальный признак банкротства, определенный ст. 224 Закона о банкротстве? Названные вопросы были частично освещены Пленумом ВАС РФ в Постановлениим от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)"». Согласно абз. 1 п. 62 данного Постановления, если на момент рассмотрения заявления ликвидационная комиссия не образована, в отношении ликвидируемого должника — при наличии признаков, предусмотренных п. 4 ст. 61 ГК РФ (недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов), — правила об упрощенных процедурах банкротства ликвидируемого должника не применяются, а производство по делу о банкротстве возбуждается в общем порядке, предусмотренном законом о банкротстве.[34] Согласно абз. 2 п. 62 означенного Постановления если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что ликвидационная комиссия образована и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном § 1 гл. XI Закона о банкротстве. Таким образом, исходя из смысла приведенных положений Постановления Пленума ВАС РФ, при проверке обоснованности заявления конкурсного кредитора, поданного в отношении ликвидируемого должника, суд обязан рассмотреть вопросы об образовании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и о достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов. Вместе с тем ситуация, при которой заявление подается в период между принятием решения о ликвидации юридического лица и образованием ликвидационной комиссии, практически невозможна для случаев, когда инициатором банкротства выступает конкурсный кредитор. Данная ситуация была регламентирована ВАС РФ для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве, когда заявление о признании ликвидируемого должника банкротом должно быть подано учредителями (участниками), руководителем или собственником имущества (для унитарных предприятий) должника, обнаружившими признак недостаточности имущества в период после принятия решения о ликвидации, но до назначения ликвидационной комиссии. В практике федеральных арбитражных судов округов подобных примеров не встречается, а норма п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве используется только для обоснования требований о взыскании с учредителей в порядке субсидиарной ответственности убытков, вызванных неисполнением обязанности по обращению с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника в суд. Обратимся к абз. 2 п. 62 указанного выше Постановления, который разъясняет необходимость применения упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника в случае установления судом при проверке обоснованности требований заявителя к должнику одновременно двух условий — образования ликвидационной комиссии и недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов. На наш взгляд, из приведенного разъяснения следует, что оно применяется для случаев обращения с заявлением о банкротстве как ликвидационной комиссии должника, так и конкурсных кредиторов, т.е. недостаточность имущества является универсальным признаком. Однако данный вывод не получил единообразного закрепления в арбитражной практике. К примеру, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.01.2010 по делу N5 А65-17026/2009 суд указал следующее: «Суд пришел к ошибочному выводу о том, что предусмотренные статьей 224 Закона о банкротстве особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника применяются только при обращении в суд ликвидационной комиссии, собственника имущества должника и руководителя должника. Пункт 1 статьи 224 Закона о банкротстве устанавливает, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о ликвидации, ликвидируется в порядке, установленном Законом о банкротстве в случае, если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Пункты 2 и 3 статьи 224 того же Закона только устанавливают обязанность ликвидационной комиссии, собственника имущества должника или его руководителя обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при установлении недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, но не устанавливают иного признака банкротства, помимо предусмотренного пунктом 1 статьи 224 Закона о банкротстве, при обращении с таким заявлением кредитора. О необходимости установления недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов при проверке обоснованности требований заявителя в деле о банкротстве прямо говорится и в абзаце 2 пункта 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29. При этом требования к должнику может заявить только кредитор, но не сам должник. Суд первой инстанции признал должника банкротом, придя к выводу о наличии признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, без учета специальных признаков банкротства, установленных пунктом 1 статьи 224 того же Закона при банкротстве ликвидируемого должника. Следовательно, судом неправильно применены нормы материального права. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления наличия или отсутствия у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 1 статьи 224 Закона о банкротстве. Установлению подлежит как стоимость имущества должника, так и размер заявленных кредиторами к должнику требований, признанных ликвидатором или установленных решением суда». Таким образом, кассационная инстанция признала ошибочным вывод о возможности признания должника, находящегося в процедуре ликвидации, банкротом по общим признакам, установленным п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, — без установления недостаточности имущества. Аналогичный вывод о необходимости установления в отношении ликвидируемого должника специального признака банкротства при обращении в суд конкурсного кредитора содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 12.03.2009 N8 А06-5188/2008, ФАС Волго- Вятского округа от 24.09.2007 № А29-8152/2006-ЗБ, ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2010 № Ф03- 60/2010. Вместе с тем по вопросу о распространении специального признака банкротства на заявления конкурсных кредиторов в практике арбитражных судов имеет место и иная позиция. Постановлением от 30.03.2009 по делу № А65-27395/2007 ФАС Поволжского округа отменил судебные акты нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении заявления конкурсного кредитора о признании ликвидируемого должника банкротом, указав следующее: «Отказывая в признании должника банкротом, первая инстанция мотивировала свое решение наличием специальной нормы пункта 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N8127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающей банкротство ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве лишь при недостаточности его имущества для удовлетворения требования кредиторов. Поскольку суд установил достаточность имущества для указанной цели, он посчитал, что оснований к банкротству должника не имеется. Однако норма пункта 1 статьи 224 Закона о банкротстве в данном случае неприменима. Эта норма применяется к банкротству юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), при выполнении одновременно следующих условий: 9. в отношении юридического лица принято решение о ликвидации в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов; 10. дело о признании ликвидируемого должника возбуждено арбитражным судом по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора). Заявителем по настоящему делу является кредитор, обратившийся в арбитражный суд в соответствии со статьей 7 Закона о банкротстве. Следовательно, отсутствие последнего из перечисленных обязательных для применения правил статьи 224 Закона условий исключает также применение положения его пункта 1 о стоимости имущества как определяющего банкротство признака. Поскольку специальная норма в данном случае неприменима, суду при определении признаков банкротства должника следовало руководствоваться пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве». Аналогичные выводы в отношении применения только общих признаков банкротства без установления признака достаточности имущества по заявлению уполномоченного органа изложены в постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2010 го делу № А06- 3622/2009. Противоречивой является позиция арбитражных судов и в отношении судьбы заявления конкурсного кредитора при наличии у должника общих признаков банкротства и отсутствии специального. Постановлением от 12.03.2009 № А06-5188/2008 ФАС Поволжского округа оставил без изменения акты нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении заявления конкурсного кредитора в связи с отсутствием специального признака банкротства ликвидируемого должника — недостаточности его имущества. Аналогичную позицию занял ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23.06.2009 по делу № А66- 6889/2008 в отношении заявления уполномоченного органа. Однако возникает вопрос о том, как данный подход соотносится с приведенной выше позицией Президиума ВАС РФ о праве конкурсного кредитора на обращение в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом). В чем смысл констатации такого права, если судьба заявления кредитора зависит не от его соответствия общим условиям, названным п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, а от наличия у должника специального признака (недостаточности имущества)? Получается, что отказ в удовлетворении заявления кредитора обусловлен не необоснованностью заявления кредитора, поскольку общие признаки банкротства имеют место, а обстоятельством, которое от кредитора никак не зависит. Заслуживает внимания вывод кассационной коллегии в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.11.2008 N8 А65-9146/2008-СГ4-21 о том, что установление факта достаточности или недостаточности имущества должника для погашения заявленных кредиторами требований влияет на применение общей либо упрощенной процедуры банкротства должника, находящегося в стадии ликвидации. Таким образом, кассационная инстанция не исключила возможности применения обычной процедуры при отсутствии специального признака. Такой же вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 11.08.2008 № Ф09-5161/08-С4. В практике действительно имеют место примеры введения в отношении ликвидируемых должников общей процедуры банкротства в связи с неустановлением специального признака. ФАС Северо-Кавказского округа, оставляя без изменения определение первой инстанции, указал в постановлении от 05.05.2008 № Ф08-2257/2008/1: «Довод заявителей о нарушении арбитражным судом статьи 225 Закона о банкротстве, в силу которой наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются, судом кассационной инстанции отклоняется в связи со следующим. Согласно статьям 7 и 11 Закона о банкротстве нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя — уполномоченный орган права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Положения статей 224—226 Закона о банкротстве, являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению уполномоченного органа, что имело место в данном случае.[35] Ссылка заявителей на то, что банкротство предприятия следует осуществлять по упрощенной процедуре, необоснованна, поскольку для этого отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 224 Закона о банкротстве. У Арбитражного суда Республики Дагестан на момент вынесения обжалуемого определения не было доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Эти обстоятельства могут быть установлены при проведении в отношении предприятия процедуры наблюдения.
|